Конспект лекций по предмету "Конституционное право"


Федеральные, административные суды в субъектах РФ

Федеральные, административные суды в субъектах РФ. Мировые судьи
Итак, судебная власть является одним из продуктов осуществления принципа «разделения властей», который обеспечивает распределение сфер руководства делами общества в механизме народовластия; по своим функциональным признакам она является государственной властью; по предметному назначению - составляет конкретную форму деятельности государства, организационно оформленную как система правосудия.
Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением являются рассматриваемые прецеденты в странах общего английского права). Он не занимается государственным управлением. Власть суда имеет достаточно конкретный характер, он действует в особой процессуальной форме, причем нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену решения суда, которое в принципе могло быть правильным по существу. При этом суд рассматривает конкретные дела: уголовные, гражданские, административные, конституционные и иные. Судебная власть осуществляется единолично судьей или судебной коллегией, но обязательно действующими в судебном процессе в форме особой процедуры. Коллегия может иметь в своем составе помимо судей профессионалов и определенное число народных или присяжных заседателей. Участие заседателей в судебном процессе, помимо представительства населения, еще и разрешает проблему «профессиональной деформации» судьи. Для любого судьи его повседневная работа, высокое значение осуществления правосудия превращается в обыденное дело. Это, своего рода, «судебная болезнь», которую помогают излечить заседатели. Например, в Японии нет института заседателей, но на заседание суда приглашается несколько судей в качестве экспертов или советников.
Главное назначение и отличие суда от органов других ветвей власти в том, что суд рассматривает и разрешает конфликты в обществе. При этом суд обеспечивает господство права, решая дела в соответствии с законами и внутренними убеждениями, сложившимися у судей.
В качестве основных признаков судебной власти как вида государственной власти следует назвать: организующий характер судебной власти, поскольку с ее помощью обеспечивается социальное управление в специфической сфере; как государственная власть вообще, судебная также имеет универсальный характер, поскольку функционирует в различных сферах общества. Существенным признаком судебной власти является наличие в ее непосредственном ведении правовых и идеологических ресурсов (информационные, организационные, технические и иные). Судебная власть распространяется на всех граждан, органы, организации независимо от их участия в судопроизводстве. При этом обеспечивается предметный характер судебной власти, т. е. применимость ее полномочий к соответствующим объектам. По своему субъектному составу судебная власть характеризуется высоким профессионализмом должностных лиц, осуществляющих эту власть.
Таким образом, следует сделать вывод, что механизм реализации социально-волевого характера судебной власти является проводником в жизнь принципа разделения властей, с выделением признаков организующей, универсальной, предметной и профессиональной судебной власти.
Как было сказано выше, элементом содержания судебной власти является ее назначение в качестве конкретной формы государственной деятельности - осуществления правосудия. Правосудие - есть государственная деятельность, осуществляемая судом, по рассмотрению и разрешению конституционных, уголовных, гражданских и административных дел в установленных законом правовых (процедурных) формах, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.
Федеральное законодательство о мировых судьях, провозгласив этих судей судьями субъектов Российской Федерации, предусмотрело достаточно широкие рамки определения каждым субъектом порядка формирования этого института: от непосредственного избрания населением соответствующего судебного участка до избрания (назначения) законодательным органом государственной власти конкретного субъекта РФ. Федеральный законодатель, таким образом, предоставил законодательным органам государственной власти субъектов РФ возможность для свободного определения форм участия гражданского общества в процессе формирования корпуса мировых судей, явно исходя из перспективы приближения судебной власти к населению.
Акты субъектов РФ содержат четыре основные модели формирования судебного корпуса в этой части, выделенные по критерию субъекта, наделенного правом внесения кандидатуры на должность мирового судьи . На территории субъектов Российской Федерации может существовать и административная юстиция, как система административных судов и иных специализированных органов, рассматривающих дела и споры в сфере государственного управления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.