Конспект лекций по предмету "Конституционное право"


Органы исполнительной власти республик в составе РФ

Органы исполнительной власти республик в составе РФ
С точки зрения концепции разделения властей исполнительная власть - это власть по выполнению законов, по реализации их в жизнь любыми законными мерами, включая при необходимости и принуждение. Однако следует заметить, что исполнительная власть не замыкается только на выполнении законов. Для исполнения необходимы организационные меры, а значит, потребуется распорядительная деятельность, которая потребует издания индивидуальных и нормативных правовых актов. Это означает лишь то, что в современных условиях исполнительная власть является все чаще исполнительно-распорядительной и выступает теперь как организующая деятельность государства.
Все эти аспекты составляют собственно управленческую деятельность государства и являются ее наиболее отчетливым выражением.
Исполнительная власть - один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Это совсем не означает, что исполнительная власть носит подчиненный законодательной власти характер. Они независимы и в то же время взаимосвязаны друг с другом. Специфика исполнительной власти и ее органов в государстве такова, что она находится непосредственно в гуще народных интересов, "общается с народом", поэтому обязана гибко, подвижно, крайне оперативно реагировать на народные запросы, потребности и интересы.
Чтобы осуществить свои задачи, в государственном аппарате, во-первых, необходимы особые структуры, в том числе и материальные придатки. Исполнительная власть обладает наиболее разветвленной системой разнообразных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих в центре и на местах. А во-вторых, для этого необходима исполнительная вертикаль.
В отличие от законодательных и судебных органов государства, которые связаны определенной субординацией (законы федерального парламента по предметам ведения федерации и по предметам совместного ведения обязательны для субъектов федерации, а вышестоящий суд вправе отменить решение нижестоящего суда), органы исполнительной власти подчинены строгой иерархии, основанной на подчинении. Они вправе непосредственно обязывать подчиненные органы, указывая им, как следует действовать, как именно решать тот или иной вопрос, чего не вправе делать органы законодательной, судебной власти или органы местного самоуправления, обладающие определенной автономией.
Иерархия предполагает, что исполнительную власть возглавляет один орган или одно должностное лицо. Таким лицом может быть или монарх, или президент (конституция США). На практике, в парламентарных монархиях и парламентарных республиках исполнительная власть обычно принадлежит правительству и обычно концентрируется в руках премьер-министра. Именно он зачастую формирует себе кабинет.
Систему органов исполнительной власти Российского государства составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Круг полномочий правительств субъектов Федерации определяется федеральными законами, а также законодательством субъекта Федерации.
Исполнительная власть может осуществлять свою деятельность на четырех различных уровнях, будучи не одинаковой на каждом из них по содержанию.
Первый уровень - это общегосударственная, исполнительная власть. Для унитарного государства характерно, что государственная власть представлена центральными органами (президент, правительство и др.), в федерации она имеет двухуровневый характер: имеет место быть общегосударственная власть федерального центра и исполнительная государственная власть субъекта Федерации, которая, однако, подчинена центру по вертикали. Своя исполнительная власть с элементами государственного характера бывает в политических автономных единицах, которые нередко являются национально-государственными образованиями или просто государственными образованиями, имеющими свои правительства (например, Крым в составе Украины). Особая самоуправленческая, исполнительная власть создается в территориальных коллективах на уровне различных административно-территориальных единиц (для России это избираемые главы администрации районов, мэры городов с подчиненным им аппаратом муниципальных служащих).
В субъектах федерации, как было сказано ранее, возможно создание двойной системы органов исполнительной власти. С одной стороны, в какой-то степени, особенно в чрезвычайных условиях, органом (должностным лицом) исполнительной власти может быть назначенный (комиссар и др.), являющийся представителем центральной исполнительной власти, а исполнительная власть субъекта федерации представлена местным правительством (органом общей компетенции), формируемым парламентом субъекта федерации. В этом случае губернатор фактически не обладает реальной властью и осуществляет ее только в условиях чрезвычайного положения. Такая система исполнительной власти существует, например, в Индии. С другой стороны, в субъекте федерации может быть лишь свой, избранный населением субъекта или законодательным собранием орган (должностное лицо) исполнительной власти общей компетенции, а федеральная исполнительная власть представлена при этом отраслевыми делегатурами (отделами, управлениями) тех центральных министерств, которые занимаются вопросами, отнесенными конституцией к предметам ведения федерации и совместного ведения федерации и ее субъектов (например, отделы и управления министерства внутренних дел, юстиции и др.). В субъектах бывают также и свои территориальные министерства. Такие министерства, если они созданы, находятся в двойном подчинении: правительству республики и одноименному министерству центра.
В некоторых субъектах Федерации в России, а также в двух республиках в составе федеративной Югославии, органами исполнительной власти являются президенты республик, хотя они порой занимают особое положение, рассматриваются как главы государств. Например, согласно ст. 74 Конституции Республики Адыгея, Президент Республики Адыгея является главой государства и главой исполнительной власти. Аналогичные нормы закреплены в Конституциях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия - Алания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.