Конспект лекций по предмету "Конституционное право"


Понятие конституционного строя

Понятие конституционного строя. Основы конституционного строя в субъектах Российской Федерации
Конституционный строй - это отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.
Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это - народовластие (народный суверенитет); наличие Российского государства как организации всего народа; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократия как основа образа жизни и политического режима в России; идеологическое многообразие и политический плюрализм; свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности.
Статус республик, как правило, определяется вначале Конституцией России, а уже потом - конституциями республик. Этот вопрос отрегулирован п.1 ст. 66 Конституции России. Конституционные нормы ряда республик Северо-Кавказского региона провозглашают их суверенитет вразрез с нормами Конституции России.
В ч. 1 ст. 4 Конституции Кабардино-Балкарской Республики записано, что Республика провозглашает себя как суверенное государство. При этом «суверенитет Кабардино-Балкарской Республики распространяется на всю ее территорию». Ст. 1 Конституции Чечни 1992 г. провозглашает Чечню как суверенное демократическое и правовое государство, которое самостоятельно провозглашает свою внешнюю и внутреннюю политику и далее - «государственный суверенитет Чеченской Республики неделим».
В ч. 1 ст. 1 Конституции Дагестана записано: «Республика Дагестан - есть суверенное государство в составе Российской Федерации»; «Республика Дагестан обладает всей полнотой государственной власти на всей территории» (ч.2 ст. 64). Согласно ч. 1 ст. 2 Конституции Ингушетии «…республика осуществляет всю полноту государственной власти». «Суверенитет Кабардино-Балкарской Республики распространяется на всю ее территорию», - гласит ч.1 ст. 4 Конституции Кабардино-Балкарской Республики.
Аналогично звучит ст. 8 Конституции Калмыкии, на основании которой «Республика Калмыкия обладает всей полнотой власти на своей территории».
Республика Северная Осетия - Алания закрепляет следующую норму в своей Конституции (ч. 1 ст. 61): «она на своей территории обладает всей полнотой государственной власти, и Северная Осетия - суверенное государство, добровольно входящее в состав Российской Федерации».
«Суверенитет Республики Адыгея определяется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея и Федеративным договором» согласно ч. 2 ст. 1 Конституции Адыгея, и далее «Республика Адыгея обладает всей полнотой государственной власти на всей территории…» согласно ст. 51 Конституции Республики.
Чечня закрепляет в ст. 1 Конституции 1992 г. положение о том, что «Чечня - суверенное государство, обладающее верховным правом в отношении своей территории и национальных богатств. Суверенитет Чечни - неделим». Все это есть грубое искажение республикой своего действительного статуса, а также истории возникновения и развития автономии в России.
Некоторые пытаются обосновать наличие у республик суверенитета (1), при этом ссылаются при этом на ст. 5 ч. 2 Конституции России, которая определяет республику как государство, а также ст. 73 о всей полноте власти, которая принадлежит субъектам Федерации по предметам ведения, не вошедшим в ст. 71 и ст. 72 Конституции Российской Федерации.
«Другие пытаются обосновать наличие суверенитета у республик в составе Российской Федерации, выдвигают на первый план принцип равноправия не только в отношениях между субъектами Федерации, но и в отношениях между отдельными республиками и Россией в целом, что полностью противоречит самому понятию Федерации и будет означать первый шаг к расколу нашего государства». Разнообразие подходов к определению статуса республик отражает реально существующую научную и политическую одновременно проблему. Как мы полагаем, Российская Федерация возникла не на основании делегирования суверенными республиками определенных полномочий центральным органам государственной власти. Республики, которые приняли Декларации о суверенитете, фактически таковыми не являлись и не могут быть суверенными. Поэтому Федеративный Договор не должен рассматриваться, как документ, создающий Федерацию, которая фактически существовала и продолжает существовать. Можно вести речь об определенном перераспределении предметов ведения и полномочий между тремя группами его участников и федеральными органами государственной власти. Договор не носил при подписании учредительного характера, не привел к созданию нового государства, а лишь закрепил новое размежевание компетенции.
Еще одной особенностью Конституций республик Северного Кавказа является то, что они всячески подчеркивают национальную первооснову своей государственности и устанавливают благоприятный режим для коренной национальности. Например, Конституция Адыгеи в ст. 10 признает «право возврата на историческую Родину проживающих за пределами Российской Федерации соотечественников адыгейской диаспоры, уроженцев и их потомков, выходцев, независимо от их национальной принадлежности». Противоречат Конституции Российской Федерации установления в Конституциях некоторых республик своего собственного гражданства. Нелишне напомнить, что ст. 6 Конституции Российской Федерации говорит «о едином и равном гражданстве Российской Федерации», которое регулируется федеральным законом. Однако собственное гражданство закрепляет Республика Адыгея (Конституция успешно прошла экспертизу) и Республика Дагестан, где соотечественники могут приобрести напрямую гражданство Дагестана, минуя гражданство Российской Федерации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.