Конспект лекций по предмету "Философия права"


Философия права в зеркале немецкой классической философии

Философия права в зеркале немецкой классической философии
Человек, согласно философии Иммануила Канат (1724-1804), с одной стороны, эмпирическое явление (феномен), с другой - трансцендентальная сущность (ноумен). В качестве эмпирического существа человек (как часть природы или мира явлений) и все его поведение подчинено всеобщей каузальности и внешней необходимости. Все поведение человека - это совокупность необходимых причинно-следственных связей, а стало быть, его поступки тоже не свободны. Но, с другой стороны, человек - это трансцендентальная сущность (ноумен), ему присуща свобода, его поступок является актом свободной воли, независимой от внешних детерминаций. Следовательно, свободная воля одновременно является и моральным законодателем (установлением), и добровольным исполнителем моральных правил (максим разума). Эта мысль отчетливо присутствует в учении Канта о категорическом императиве. Императив в его понимании - это правило, содержащее объективное принуждение к поступку определенного вида. Категорический императив - это безусловное нравственное предписание о должном поведении человека как разумного существа, обладающего свободной волей. Исполнение этого предписания является совершенно необходимым, независимо от того, извлекает ли в результате этого человек для себя пользу или нет. Все императивы Кант подразделяет на две группы - гипотетические и категорические, которые характеризуют разные стороны человеческого духа.
Под гипотетическими императивами он подразумевал требования, которые следует соблюдать в качестве необходимых условий, чтобы достичь поставленных целей. Так, человек, занимающийся торговлей и желающий иметь постоянных покупателей, должен быть с ними честен. Требование «будь честен» выступает для него в качестве гипотетического императива, ибо честность не является в его глазах самоцелью и самоценностью, а есть всего лишь средство для ведения успешной торговли. Поступки, осуществляемые под воздействием гипотетических императивов, И. Кант квалифицирует как не моральные, а легальные, то есть вполне приемлемые и даже одобряемые обществом, не противоречащие его интересам и задачам развития цивилизованных отношений. Применительно к правовой тематике принцип гипотетической императивности достаточно точно мог бы характеризовать регулятивную природу норм позитивного права. Легальные поступки, соответствующие нормам позитивного права, - это поступки, представляющие собой действия, формально совпадающие с действиями закона. При этом мотивы их могут быть самыми разными, в том числе имморальными.
Иначе обстоит дело с социальными требованиями, которые И. Кант возводит к понятию категорического императива. Под ним он понимает следующее:
1) «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;
2) «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
Понятие права Кант считает априорным, однако это не означает, что его суть является непосредственно доступной познанию, «Понятия, данные а рriori - пишет И. Кант, - например, субстанция, причина, право, справедливость и т. д., строго говоря, также не поддаются дефиниции», именно поэтому «юристы и до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права». Все же Кант дает следующее определение права: «Право - это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». В другом месте мы читаем: «Свобода - независимость от принудительного произвола других». Иначе говоря; задачей права является допускать лишь такую деятельность отдельных лиц, которая внешне объективно была бы совместимой с требованием нравственного закона. Разум выражает это как постулат, дальнейшее доказательство которого невозможно. Поэтому правомерным является любой поступок, при котором проявление свободного произвола каждого могло сосуществовать со свободой всех других людей. Наоборот, в соответствии с всеобщим правовым законом все, что препятствует осуществлению свободы, является неправомерным действием. Для осуществления указанных требований всеобщего правового закона необходимо, чтобы существовали какие-то реальные гарантии его действительного осуществления. Это, в свою очередь, подразумевает, что право должно обладать определенной принудительной силой, чтобы оно могло заставить исполнять свои требования, препятствовать их нарушении восстанавливать нарушенное. Без этотог право было бы бессильно, а категорический императив в форме всеобщего Закона права не имей бы безусловного значении и не препятствовал правонарушениям. Вот почему всякое право должно выступать как принудительное право.
Кант делит право на естественное и положительное. Естественное право, считает он, по своем происхождению априорно - существует до всякого опыта и базируется на требованиях разума. Иными словами, по Канту, Естественное право - это право, каким оно Должно быть согласно требованиям практического разума. Положительное же право - лишь исторически существующее право, которое необходимо преобразовать в соответствии с требованиями права естественного. Отсюда можно сделать вывод, что правовая теория Канта - это теория естественного права, акцентирующая внимание на должном в праве, к которому нужно стремиться в соответствии с требованиями разума. Кант также различает право в широком смысле и право в строгом, узком смысле. Право в широком смысле имеет место тогда, когда обязанность и принуждение не установлены законом и в силу этого основаны на справедливости и на крайней необходимости; право в узком смысле имеет место тогда, когда обязательность осуществления права основана на законе (в государственном смысле).
Проблемы права находились в центре внимания Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831) на всех этапах его творчества. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как Конституция Германии (1798 -1802), «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве» (1802 -1803), и ряде других. В наиболее цельном и систематизированном виде философско-правовое учение Гегеля изложено в его работе «Философия права» (1820). Это одна из наиболее известных работ во всей истории правовой политической и социальной мысли. В «Философии права» в концептуально-концентрированной форме отражены достижения гегелевской философии а области социальных, политических и правовых проблем. Человек, считает Гегель, «внутри себя обладает масштабом правого», «его внутренняя сущность всегда говорит ему, как должно быть, и он в себе самом находит подтверждение или неподтверждение того, что имеет силу закона». Из принципа субъективности Гегель выводит и нормативную силу права: «В законах права предписание имеет силу не потому, что оно существует и каждый человек требует, чтобы оно соответствовало его собственному критерию». Истоки права, утверждал Гегель, находятся в сфере духа. А для этой сферы характерно разделение на противоположности и борьба между ними. Прежде всего дли нее характерна коллизия между тем, что есть, и тем, что должно быть. Но это же обстоятельство, с его точки зрения, есть преимущество духа. Именно данное противоречие обусловливает необходимость философского осмысления, права, рассмотрение разумности права. Однако в поисках легитимации идеи права он отвергает попытки обращения к природе как образцу для себя, тем самым отвергает попытки натуралистическая легитимации, характерной для философии эпохи Просвещения. Отвергает он и подход Канта к конструированию идеала, считая, что философия должна быть далекой от того, чтобы конструировать право и государство такими, какими они должны быть. Он отвергает также романтический субъективизм тех, кто считает, что основанием права и государства должны быть внутреннее чувство и сердце, что ведет к уничтожению как внутреннего нравственного и правового порядка в отношениях между людьми, так и публичного порядка и государственных законов. Поэтому основы легитимации права Гегель ищет в самом праве, в его имманентной разумности. Его естественное право и разумно, и действительно. Разумно потому, чти относится к сфере подлинной реальности к тому, что есть, а то, что есть, есть Разум. Действительно потому, что как сущность приобщается к Существованию (позитивному праву). Оно есть Разум и состоянии мировою осуществления. И именно в этом диалектическом смысле следует понимать выражение Гегеля о том, что «философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление». Право, как и все остальное в мире, есть единство разумного и эмпирически-иррационального. Разумное - это есть «чистое понятие» (в себе несущее право) и его осуществление (для себя сущее право) в конкретном правопорядке, то есть в действительном.
Для уяснения философского и политико-правового смысла гегелевской философии права важно установить, какое место занимает она в системе всей философии Гегеля. Известно, что Гегель поставил перед собой задачу построить законченную теорию Вселенной. С этой целью он создает всеобъемлющую систему мышления, начальной ступенью которой выступает Абсолютная идея, которая является одновременно и Разумом, и Духом. Эта Абсолютная идея находится в процессе непрерывного развертывания, который проходит через стадии-триады: тезиса, антитезиса и синтеза. Любое понятие (тезис), доказывал Гегель, содержит свою собственную противоположность (антитезис), а процесс перехода от одного к другому происходит через категорию синтеза. Например, понятие «бытие» (тезис) содержит свое отрицание «ничто» (антитезис) и проходит через «становление» (синтез). Или понятие сущность» (тезис) и «явление- (антитезис) находят свой синтез в понятии -действительность-. Синтез в свою очередь становится начальным пунктом новой триады. Таким образом, вся Вселенная развивается во всех аспектах. В своем диалектическом развитии идея, согласно Гегелю, проходит ряд последовательно восходящих ступеней благодаря, движущей силе ведущего вперед противоречия. Идея в логике (т. е. на первой ступени философской системы) превращается в абсолютную идею (тезис). На второй ступени развития абсолютного начала идея обнаруживает себя вовне, то есть в природе. Это - инобытие идеи (антитезис). На третьей ступени идея снова возвращается к себе, в область духа (синтез). Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология) объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религий, философия). Таким образом, в рамках гегелевской философии, философия права представляет собой философию объективного духа. Диалектическая триада объективного духа представляет собой: 1) абстрактное право (тезис), 2) мораль (антитезис) и 3) социальную этику (синтез).
Абстрактное право у Гегеля включает в себя те права и обязанности, которые принадлежат человеческим существам не потому, что они являются гражданами, а просто потому, что они представляют собой человеческие личности. Эти права делятся на три группы, а именно: собственность, контракт и ущерб (деликт и преступление). Право собственности является результатом свободной воли, поскольку какая-либо вещь может быть присвоена определенным лицом в качестве средства удовлетворения его потребности. Присвоение является выражением верховенства воли лица в отношении вещей, путем демонстрации того, что они не имеют какого-либо собственного предназначения.
Мораль является антитезисом абстрактного праве. Мораль, по Гегелю, - это рациональный фактор, а не субъективное чувство. Она является результатом ущерба, нанесенного индивидуальной волей, когда она становится отличной от всеобщей воли. Мораль состоит в том, чтобы следовать всеобщему, когда воля обнаруживает посредством диалектического процесса, что любая воля, противопоставляющая себя универсальной воле, является безнравственной.
Социальная этика (нравственность) у Гегеля представляет собой синтез абстрактного права и морали. В свою очередь она развертывается в триаде: 1) семьи, 2) гражданского общества, 3) государства. Они являются институтами, в которых воля индивида обнаруживает себя в согласии со всеобщей волей. Семья является институтом, основанным на чувствах. Однако в браке две независимые личности теряют себя с тем, чтобы слиться в одну личность, так что брак становится институтом, основанным на разуме, к которому влюбленность не имеет отношения. Гражданское общество возникает тогда, когда члены семьи приобретают независимый статус и больше не являются частью семьи. Таким образом, общество задумано как общество отдельных индивидов, преследующих свои специфические, эгоистические интересы, разделенное на сословия. Таких сословий три: сельскохозяйственный класс, зависящий от природы, промышленный и коммерческий класс, зависящий от своей работы и мышления, и универсальный, или правящий класс, зависящий от разума. Гражданское общество нуждается в правосудии, которое регулирует взаимоотношения между людьми посредством опубликованных законов и судов, защиты их права на благосостояние с помощью полиции и формирования групп людей в ассоциации, способствующих осуществлению всеобщих целей общества, поскольку их цели более универсальны, чем цели индивида. Государство является синтезом семьи и гражданского общества. Оно развертывается в триаде: 1) отношений государства к своим гражданам (внутренняя политика или конституции), 2) отношений государства с другими государствами и 3) перехода государства в мировую историю. В своей внутренней политике государство является воплощением как индивидуальной свободы, так и всеобщей. Поэтому в его деятельности есть три аспекта: всеобщий (законы), особенный (применение законов к конфетным делам) и единичный (монарх). Таким образом, государство не является внешней властью навязанной личности, но результатом реализации универсального характера самой личности. Государство, таким образом, считает Гегель, является воплощением свободы, выражением рациональной воли. В отношениях государства с другими государствами нет объективной сферы всеобщего права. Проблемы в их постоянно изменяющихся отношениях, в конечном счете, решаются при помощи войн. В синтезе перехода государства в мир истории действительное сознание какой-либо нации, которое актуализирует себя через взаимоотношения определенных рациональных умов, выступает как всеобщее сознание в процессе мировой истории. Право универсального всемирного разума является верховным правом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.