Конспект лекций по предмету "Криминопенология"


Причинный механизм преступного поведения

Причинный механизм преступного поведения при исполнении уголовных наказаний
Под механизмом преступного поведения в криминологической литературе традиционно понимается «связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих исполнение этого решения». В него включают три звена: «1) мотивацию преступления; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий», т.е. фактически под механизмом преступления понимается психологический процесс принятия и осуществления решения.
Против подобного представления механизма преступного поведения могут свидетельствовать следующие аргументы:
1) акцентуация на внутренних, психологических процессах, свойствах и состояниях преступника, несмотря на присутствие в определении указания на взаимодействие внешних и внутренних факторов, приводит как бы к перекашиванию, однобокости механизма;
2) судя по раскрытым звеньям механизма, внешними факторами являются лишь внешние условия, т.е. особенности микросреды, причем, только такие, которые содействуют исполнению преступлений и наступлению последствий (сюда не включена микросреда формирования криминогенной мотивации и образования криминогенной ситуации);
3) подобное представление механизма преступного поведения практически исключает неосторожные, все непредумышленные, а также полностью или частично не осознаваемые умышленные преступления.
Наше представление проблемы. Механизм - это движение, динамика, изменение, а движение появляется там и тогда, где есть противоположные стороны. Это означает, что говоря о механизме преступного поведения, мы должны всякий раз находить противостоящие причинам и условиям преступного поведения противоположные им по направленности причины и условия нормативного поведения, во всяком случае, непреступного. Взаимодействие между ними происходит фактически всегда, при совершении каждого преступления.
Словосочетание «причинный механизм», введенное нами в научный оборот, отвечает на вопросы не только почему, но и как, каким образом осуществляется движение преступного поведения к его логическому результату - преступлению, ибо подпреступным поведением нами понимается личностно-микросредовая, отклоняющаяся, общественно-опасная деятельность множества лиц, направленная к преступлению.
Следует напомнить, что в криминологической литературе выделяется, по меньшей мере, два уровня причин и условий преступлений - общесоциальный и личностно-микросредовый, а также пять их видов:
1) общесоциальные причины и условия преступности в целом;
2) особенные общесоциальные причины и условия типов преступности, например, «наказательной», повторной, бытовой и т.д.;
3) особенные личностно-микросредовые причины и условия типов преступного поведения, например, уклонения от исполнения наказаний, массового, насильственного и т.п.;
4) личностно-микросредовые причины и условия преступного поведения в целом;
5) индивидуально-значимые личностно-микросредовые причины и условия конкретного преступления.
Для криминопенологии причины и условия преступного поведения при исполнении наказаний являются общими закономерностями как для всех типов уголовных наказаний, так и для всех типов преступного поведения, совершаемого при их исполнении. Вместе с тем, нельзя не рассмотреть вопрос о наиболее общих закономерностях причинного механизма преступного поведения.
В традиционной криминологической литературе существует деление причин и условий преступлений на непосредственные и опосредованные, объективные и субъективные, полную причину и специфическую, внутренние и внешние и т.п.
Под непосредственной или субъективной, или внутренней причиной преступления понимались в разное время:
1/ антисоциальная и асоциальная установка (Сахаров А.Б., 1961);
2/ дефекты правосознания (Ратинов А.Р.; Карпец И.И., 1966) или нормативного сознания (Ратинов А.Р.; 1979);
3/ криминальная мотивация (Лунеев В.В., Кузнецова Н.Ф. и др).
Конкретную жизненную ситуацию называли или опосредованной причиной, или объективным условием, или поводом (Сахаров А.Б., 1979). При этом выделялись еще объективные условия, которые:
1 непосредственно способствуют совершению преступления и 2 наступлению общественно-опасных последствий.
Мы полагаем, что деление на объективные и субъективные причины на личностно-микросредовом уровне несколько некорректно и приводит к необозначенным авторами парадоксам. Например, мотивация преступления - субъективная причина, но подчиняется ли она объективным закономерностям, устанавливаемым криминальной психологией? Да, именно законы, независимые от сознания человека, устанавливает любая наука. И таким образом получается, что мотивация и субъективная, и объективная причина, т.е. субъективно-объективная. А если проанализировать ситуацию в ее традиционном определении, как объективное стечение жизненных обстоятельств, субъективно воспринимаемых и оцениваемых? И поэтому получится, что жизненная ситуация и объективная, и субъективная причина, т.е. объективно-субъективная. И так далее.
По нашему мнению, причины и условия преступного поведения следует делить на внутренние, т.е. действующие внутри преступника, и внешние, т.е. функционирующие вне его и на него направленные. В чем недостаток этого деления? А он есть и довольно серьезный. Дело в том, что внутренние условия как бы включают в себя внутренние причины, внешние причины - как бы содержат в себе внутренние условия и причины, а внешние условия охватывают собою все - и внешние причины, и внутренние условия, и внутренние причины, хотя в действительности механизм их взаимодействия довольно сложен.
Рассмотрим их по порядку, применительно к исполнению наказаний:
1) Внутренней причиной преступного поведения является криминогенная мотивация преступника, сущность которой заключается в побудительных элементах к совершению преступления. В содержание криминогенной мотивации входят: потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, эмоции, мотивы и цели, непосредственно побуждающие лицо совершить преступление. Поэтому функциональная роль внутренней причины состоит в том, что она непосредственно порождает преступление, постоянно ведет к преступлению в процессе преступного поведения.
Сущность криминогенной мотивации, порождающей преступления при исполнении наказаний, - стремление к уклонению от наказания, или явственно выраженное, или всегда подразумевающееся как протест против наказания, сопротивление наказанию, хотя на первый взгляд и не видимое.
Содержание криминогенной мотивации при исполнении наказаний различается в зависимость от вида наказания и типа пенального преступного поведения при этом. Так, преимущественная ориентация в местах лишения свободы - это направленность на поддержание престижа, завоевание авторитета, лидерства с агрессивной окраской. При исполнении же ограничения свободы (колонии-поселения, исправительные центры в будущем и спецкомендатуры в прошлом) именно в мотивации совершения там преступлений проявляется двойственное положение осужденных, которые, будучи частично изолированными, частично и свободны - это криминогенная мотивация стремления к полному освобождению. А при исполнении срочных наказаний (исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и др.), а также одноразовых (штраф, конфискация имущества и др.), большей частью открыто проявляется в совершении преступлений криминогенная мотивация уклонения от наказания с преимущественно корыстной направленностью. Таковы сущность и содержание первого элемента причинной структуры пенального преступного поведения.
В чем же суть первого элемента причинного механизма преступного поведения?
Криминогенной мотивации внутри того же преступника, где она действует, противостоит его же антикриминогенная, сущность которой - в побудительных элементах нормативного поведения, во всяком случае не преступного. Иначе... извращенным потребностям и интересам осужденного противостоят его же нормальные потребности и интересы, негативным ценностям в его ценностной ориентации - позитивные, отрицательным эмоциям - положительные и т.п.
Процесс столкновения разнонаправленных побудительных сил осужденного - это мотивационная борьба, являющаяся первым элементом причинного механизма преступного поведения при исполнении наказаний.
Рассмотрим отдельные элементы криминогенной мотивации при исполнении наказаний.
Потребности - это недостаток, лишение, нужда, испытываемые осужденным, и побуждающие его к деятельности.
Интерес - это актуализированная потребность, т.е. оцененная преступником как существенная и подлежащая удовлетворению (Сахаров А.Б., 1979).
Потребности и интересы, чаще всего, но далеко не всегда, извращенные, лежат в основе, в начале процесса криминогенной мотивации осужденного. Например, и в условиях ограничения и лишения свободы у преступника действует естественная физиологическая потребность в половом общении, но, поскольку ее удовлетворение ограничено (предоставлением определенного количества длительных свиданий, изоляцией, однополовым составом и т.д.), то на базе примитивизма (сведение всего многообразия отношений между полами к половому акту), цинизма (пренебрежительное отношение к лицам противоположного пола), половой распущенности (вступление в частые и нерегулярные половые контакты с разными лицами), безнравственности - эта потребность может стать извращенной и породить половые эксцессы не только в условиях лишения и ограничения свободы, но и при исполнении наказаний на свободе.
Ценностная ориентация - это сознательное или бессознательное расположение осужденным имеющихся у него ценностей в определенной шкале предпочтения с внутренней готовностью следовать им в своем поведении. У лиц, лишенных свободы, вновь совершающих преступления при его исполнении, основной ценностью является его авторитет, престиж в малой группе, ради поддержания которого он готов практически на любое преступление (убийство, нападение на представителей администрации, побег и т.д.). Обычно труд он презирает, режимные требования или открыто отвергает, или нарушает при отсутствии за ним наблюдения и т.п.
Установка - это относительно бессознательная готовность следовать определенным образом. Есть установка антиобщественная - т.е. готовность к совершению серии антисоциальных деяний, в том числе преступлений, и асоциальная - человек более не удерживается угрозой наказания, хотя бы потому, что он его уже отбывает. Если антиобщественная установка в наших условиях более характерна для лиц лишенных свободы, то асоциальная - для других осужденных.
Эмоции - это субъективные переживания лицом отношений в окружающей его среде и процессов, происходящих в его организме и психике, Эмоции бывают положительные (удовольствие, любовь и др.) и отрицательные (гнев, ярость, страх и др.), а также нейтральные (амбивалентные). Эмоциональное отношение к «потерпевшему» (и наоборот) определяет поведение осужденного по отношению к нему как к той или иной ценности и играет решающую роль при совершении насильственных преступлений в отношении лиц, с которыми он постоянно соприкасается, особенно при исполнении лишения и ограничения свободы, где есть возможность аккумуляции отрицательных эмоций от неудовольствия к равнодушию, а от него - к неприязни, ненависти, гневу, в порыве которых совершается большинство насильственных преступлений при исполнении лишения свободы.
Мотивы, как внутренние побуждения, и цели, как результат, к которому стремится преступник, завершают процесс мотивации.
Таким образом, именно криминогенная мотивация уклонения от наказания непосредственно порождает большинство преступлений при исполнении подавляющего большинства уголовных наказаний.
Внутренние условия преступного поведения - это внутриличностная психическая и психофизиологическая среда протекания криминогенной мотивации осужденного.
Их содержание составляют:
1 - относительно устойчивые элементы: темп и ритм протекания физиологических процессов, темперамент, возрастные и половые особенности осужденного, иные их психические свойства, психические аномалии и невротические заболевания и т.д.;
2 - изменяющиеся (преходящие), варьирующие состояния лица: психические состояния (аффект, стресс, фрустрация и т.п.), состояние опьянения и др.
Иначе говоря, одни действуют на протяжении длительного периода времени, другие - кратковременны.
Основная функциональная роль внутренних условий заключается в их воздействии на:
1 - темп и ритм протекания физиологических и психологических процессов, а через них - на скорость мотивации;
2 - адекватность (точность) восприятия как своих возможностей, так и особенностей ситуации;
3 - отреагирование на ситуацию, реализацию мотивации, т.е. они играют роль своеобразного катализатора внутренней причины - криминогенной мотивации. Внутренние условия могут как способствовать совершению преступления, так и препятствовать ему, ускорять и замедлять мотивацию, содействовать ее реализации немедленно или откладывать на какой-то срок и т.д.
Взаимодействие между негативными условиями, способствующими преступлению, и позитивными, препятствующими ему в процессе совершения преступления при исполнении наказания, образует второй элемент причинного механизма пенального преступного поведения.
Процесс взаимодействия внутренних условий можно проиллюстрировать следующим примером.
Сравним поведение холерика и флегматика - осужденных к лишению свободы, при сформировавшейся у обоих агрессивной криминогенной мотивации, т.е. насильственного стереотипа отреагирования практически на любую ситуацию. Например, между двумя осужденными произошло несколько конфликтов, возникла конфликтная ситуация, которая с каждой их встречей обострялась, т.е. криминализировалась. Осужденный с холерическим типом темперамента проходит мимо группы осужденных, где находится лицо, с которым он состоит в конфликтных отношениях. Вдруг из группы раздается громкая фраза оскорбительного для осужденных содержания. Несмотря на то, что эту фразу мог произнести другой осужденный, холерик бросается на того осужденного, с которым состоял в конфликтных отношениях и подручными средствами причиняет ему тяжкий вред здоровью, повлекший смерть. В той же ситуации флегматик отреагирует иначе. Он пройдет мимо группы осужденных, будто бы не обратив внимания. А где-то через неделю - месяц с его обидчиком произойдет как бы несчастный случай, т.е. тщательно подготовленное убийство.
Покажем на этом же примере механизм взаимодействия внутренних условий, постоянных и изменяющихся.
В той же ситуации - холерик в сильной степени алкогольного опьянения не сможет просто отреагировать на эту ситуацию насилием, хотя и хотел бы. В последующем же он чаще всего забывает случившееся.
Для осужденных, лишенных свободы, характерны такие психические свойства, как тревожность, конформизм, интровертированность и иные; а психические состояния - стресс, фрустрация, аффект, опьянение, тоска, одиночество и др. Эти свойства и состояния играют роль внутренних условий, чаще всего способствующих, реже препятствующих, совершению преступлений в ИУ.
Для осужденных же, ограниченных свободы, вновь при этом совершающих там преступление, характерны: низкий адаптивный уровень, высокая эмоциональная стабильность, скрытность, интровертированность, осторожность и хитрость, расчетливость рецидивистов по сравнению с иными осужденными. Эти качества чаще всего способствовали совершению преступлений при исполнении ограничения свободы.
И для всех осужденных, совершивших преступление, независимо от вида наказания, характерными оказываются: молодежный возраст (в основном до 30 лет) и состояние опьянения.
Внешней причиной преступного поведения при исполнении наказаний является криминогенная ситуация, понимаемая нами как относительно длительное состояние отношений, по меньшей мере, между двумя сторонами, направленное на причинение все возрастающего вреда общественным отношениям (собственности, человеку и др.).
Далеко не любая ситуация, складывающаяся до совершения преступления, является криминогенной, которая содержит в себе угрозу, опасность совершения преступления.
Криминогенная ситуация образуется:
1) взаимодействием, по меньшей мере, двух сторон;
2) складывается довольно длительное время;
3) обретает специфические закономерности, толкающие к преступлению, максимально ограничивая свободу выбора;
4) наблюдается возрастание причинения вреда каким-либо общественным отношениям (личности, собственности и др., например, от посягательств на честь и достоинство, до покушений на физическую неприкосновенность человека);
5) ситуация реализуется в преступлении внутренней причиной, складывающейся внутри той или иной стороны взаимодействия.
Функциональная роль криминогенной ситуации состоит в том, что она, существуя самостоятельно, как бы запускает в действие, вызывает к активности криминогенную мотивацию преступника.
С точки зрения структуры практически любая криминогенная ситуация имеет: субъекты, объекты, содержание, методы, стадии.
Субъекты криминогенной ситуации - это отдельные лица или группы, отношения между которыми существенно определяют возникновение предкриминогенных ситуаций, их перерастание в криминогенные, и исход в преступлении.
Субъектами криминогенных ситуаций в местах лишения свободы чаще всего являются осужденные с двух сторон, в диадических межличностных ситуациях, а также группировки осужденных отрицательной направленности, с одной стороны, и администрация - с другой в диадических межгрупповых.
Субъектов в криминогенной ситуации при ограничении свободы чаще всего три:
- уголовно-исполнительные органы,
- администрация предприятия, где работает осужденный,
- сами осужденные.
При исполнении наказания без лишения и ограничения свободы субъекты ситуации, как правило - это уголовно-исполнительные и иные официальные субъекты социального контроля, а с другой стороны - осужденный.
Объекты криминогенной ситуации - это те или иные ценности, бывающие трех видов:
а) Общие или одноразовые - это ценности, из-за которых вообще возникают жизненные ситуации;
6) Концентрирующие - это ценности, вокруг которых концентрируется криминогенная ситуация;
в) Предельные - это ценности, из-за которых в конце концов совершаются преступления. Главное значение играют концентрирующие объекты, в качестве каковых в местах лишения свободы чаще всего выступают:
в межличностных ситуациях:
- проигрыш в азартные игры,
- принуждение к гомосексуальному акту,
- оскорбление;
в межгрупповых - права осужденных.
Концентрирующим объектом при исполнении ограничении свободы чаще всего является неквалифицированный, недостаточно организованный и, как правило, низко оплачиваемый труд.
В качестве концентрирующих объектов криминогенных ситуаций исполнения иных наказаний чаще всего являются надзор, контроль и воспитание, не осуществляемые в отношении осужденных.
Содержание криминогенной ситуации - это характер связей, т.е. какие отношения складываются между субъектами, и тенденции развития отношений, т.е. в какую сторону они между ними развиваются.
При исполнении лишения свободы отношения между субъектами чаще всего напряженные, обостряющиеся, при ограничении свободы - бесхозяйственность, при исполнении иных наказаний - безнадзорность.
Методы ситуаций - это способы, при помощи которых субъекты управляют друг другом, воздействуют друг на друга. При этом эти приемы, средства воздействия могут как осознаваться субъектами, так не осознаваться.
С точки зрения влияния на ход отношений в ситуации они могут быть:
A) активно - негативные, например, в местах лишения свободы - чаще всего насилие, шантаж, взятка и др, при исполнении ограничения свободы - это обычно обман, злоупотребление доверием со стороны осужденных, а со стороны администрации угрозы заменой лишением свободы, насилием там, а - в других наказаниях - непрофессионализм, непоследовательность, эпизодичность воздействия со стороны уголовно-исполнительных учреждений, а со стороны осужденных - различные приемы и уловки с целью избежать контроля - это и обман, и показательное исправление, и взятка, и насилие и др.
Б) активно - позитивные, например, переговоры, борьба с агрессией, обращение за помощью, концентрация усилий, консолидация сил и др., применяемые при исполнении разных наказаний.
B) пассивные - это непринятие никаких мер обычно в развитии ситуации, поэтому, как правило, играющие роль негативную, например, халатность уголовно-исполнительных органов, безынициативность осужденных и т.д.
Стадии ситуаций - это периоды, этапы развития отношений между субъектами.
По субъективному основанию можно выделить:
1) определение, восприятие ситуации, как криминогенной, т.е. опасной, угрожающей преступлением;
2) «выбор стратегии» поведения, метода, определяющего дальнейший ход развития отношений;
3) выбор деяния в рамках общей «стратегии» взаимодействия1. По объективным основаниям выделяется также три стадии:
1) Образование жизненной ситуации или предкриминогенной, определяемой в литературе как объективное стечение жизненных обстоятельств для лица, субъективно воспринимаемых и оцениваемых,
Жизненная ситуация имеет много типов:
а) Проблемная - когда жизнь ставит перед человеком важный вопрос и требует скорейшего принятия решения. Подобного типа ситуации возникают всегда перед, особенно, впервые осужденными.
б/ Стрессовая - как совокупность факторов, воздействующих на лицо и вызывающих у него состояние нервного психического напряжения, требующего снятия, разрешения.
Стрессовых ситуаций у осужденных ежедневно возникает множество. Главное здесь - помочь найти адекватную и законно-приемлемую разрядку.
в/ Фрустрационная - возникающая в результате воздействия препятствия, субъективно-воспринимаемого как непреодолимое, для достижения жизненно-важных целей, приводящее чаше всего к дезорганизации его сознания и деятельности.
В качестве фрустраторов для осужденных обычно выступают: смерть близкого человека, законом предусмотренные ограничения к освобождению, тяжкое оскорбление, на которое чаще всего «нужно» ответить новым преступлением.
г/ Конфликтная ситуация - это относительно длительное, напряженное состояние взаимодействия, по меньшей мере, двух сторон, образуемое неоднократными конфликтами.
Конфликтные ситуации, возникающие по самым незначительным основаниям в местах лишения свободы, чаще всего довольно быстро становятся криминогенными и завершаются новым преступлением.
д/ Стихийные бедствия, в качестве каковых могут быть и землетрясения, и наводнения, и оползни, и вихри, и цунами, и др.
2) Перерастание жизненной или предкриминогенной ситуации в криминогенную вследствие возникновения опасности преступления, например, в результате обострения отношений, усложнения проблемы, утяжеления фрустратора, отягощения последствий стихийного бедствия и т.п.
3) Исход криминогенной ситуации в совершении преступления.
Познание механизма развития ситуаций поможет сотруднику практически любого звена всякого уголовно-исполнительного учреждения войти в криминогенную ситуацию разных типов и разрешить ее законно-приемлемым способом. Для этих целей и разрабатываются в науке методы и приемы групповой профилактики преступлений при исполнении наказаний. Эти же знания помогут осужденному в некриминальном разрешении опасной для них ситуации.
Внешние условия - это социальная микросреда, т.е. окружение преступника или преступной группы, субъектов ситуации. Их основная функциональная роль заключается в воздействии на скорость протекания социально-психологических процессов, на характер межличностных или межгрупповых отношений. Они также могут или способствовать, или препятствовать совершению преступлений и наступлению общественно-опасных последствий, т.е. играют роль своеобразного катализаторавнутренней и внешней причин, стимулируя их развитие.
Содержание внешних условий:
1) Технические, т.е. связанные с несовершенством или с неразработанностью тех или иных технических средств профилактики при. исполнении наказания, например, инженерно-технических средств охраны ИУ, средств сигнализации и связи и т.п.
2) Организационно-правовые, т.е. недостатки в реализации права, заключающиеся в следующих звеньях:
а/ в доведении норм права до адресата со стороны законодателя;
б/ в обучении как в первоначальном, так и с точки зрения повышения квалификации профессионалов, а также в начальном правовом образовании граждан;
в/ в раскрытии и профилактике преступлений.
3) Организационно-управленческие недостатки в деятельности субъектов профилактики (социальная, финансовая, материальная незащищенность сотрудников уголовно-исполнительных учреждений и т.д.).
4) Материально-вещная среда, т.е. жилищное, бытовое, материальное окружение осужденных, определяющее степень удовлетворения их потребностей.
Обычно негативным внешним условиям, способствующим преступлению, противостоят позитивные, т.е. препятствующие ему. Взаимодействие между ними - последний элемент причинного механизма пенального преступного поведения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.