Конспект лекций по предмету "Экономика"


Принцип максимизации прибыли

Любая предпринимательская фирма в своей деятельности стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль. Экономическая прибыль определяется как разница между бухгалтерской прибылью и неявными издержками.
Минимизация издержек создает условия для появления и роста прибыли. Мы уже достаточно подробно ознакомились с одной из определяющих прибыль величин - издержками, теперь необходимо остановиться на проблеме дохода или выручки фирмы.
Общий или валовой доход (TR) - это полная сумма выручки от; реализации всех произведенных единиц продукции, которая определяется путем умножения цены проданного товара на количество продукции, которое фирма может продать. Точка безубыточности любого проекта графически соответствует точке пересечения кривых валовых издержек и валового дохода
Средний доход (AR) - это доход, полученный от реализации единицы продукции или, другими словами, цена продукции.
Продавая каждую дополнительную единицу продукции, фирма будет получать некоторое приращение общего дохода.
Предельный доход (MR) - это приращение общей выручки (TR) при увеличении количества выпускаемой продукции на одну единицу продукции, то есть это доход, получаемый от производства дополнительной единицы продукции.
В экономической теории смысл термина «прибыль» не совпадает с трактовкой, которую он получил в бухгалтерии.
Сформулируем условия, при которых конкурентная фирма обеспечивает себе получение максимальной прибыли при функционировании на рынке совершенной конкуренции. Это такой рынок, на котором на каждую фирму приходится незначительная доля продаж данной продукции, имеется свобода доступа на рынок. Каждая единица продукции продается по рыночной цене, установившейся под воздействием спроса и предложения.
Фирма получает прибыль не с момента начала выпуска продукции. На самых первых этапах деятельности предприятие несет значительные постоянные расходы. К этим постоянным расходам по мере увеличения выпуска продукции добавляются переменные издержки. В итоге все время растет масса общих издержек (ТС) и величина средних издержек (рисунок 5). При некотором объеме выпуска продукции выручка (сумма продаж) сравняется с суммой валовых издержек, то есть будет достигнута точка самоокупаемости производства. Эту точку (на рисунке это точка N) еще называют критическим объемом производства, в ней выполняются два условия:
1) общая выручка равна общим издержкам (TR = ТС);
2) фирма получает нулевую прибыль (Рг = 0).
В дальнейшем при увеличении объема выпуска продукции (после прохождения точки самоокупаемости) масса прибыли начнет расти. Но рано или поздно станет проявляться закон убывающей производительности.
Любое производство за пределами точек критического объема повлечет за собой убытки. Любое производство в интервале между точками N и К принесет экономическую прибыль (на рисунке это заштрихованная зона). Максимальная прибыль достигается, как видно из графика, тогда, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками является наибольшей. Объемы производства, представленные точками Q1 и Q2, называются объемами безразличия, так как в этих точках валовой доход и валовые издержки совпадают, а следовательно разница между ними (между TR и TC) равна нулю. Это означает, что при таких объемах производства фирма не получает прибыли.
Более простой метод основан на предельном анализе. Для его проведения необходимы только бумага и ручка, чтобы выяснить, что произойдет, если фирма решит производить на одну единицу продукции больше. Иначе говоря, этот метод пытается решить те же самые задачи, что метод проб и ошибок, но при этом нет необходимости осуществлять выпуск продукции.
Суть метода предельного анализа состоит в следующем: до тех пор, пока производство каждой единицы изделия приносит фирме дополнительную прибыль, имеет смысл ее выпускать. Для фирмы, действующей на совершенно конкурентном рынке, предельный доход равен рыночной цене (MR = Р), поскольку, как уже отмечалось, за каждую единицу проданного товара фирма получит рыночную цену вне зависимости от объема ее выпуска. Графически линия цены и предельного дохода совпадают и горизонтальны. Очевидно, что при таких условиях и средний доход (AR) равен предельному доходу (MR). Средние постоянные издержки фирмы не принимаются во внимание при выработке решения об оптимальном объеме производства.
Таким образом, конкурентные фирмы являются «принимающими цены» (в отличие от монопольных фирм, «устанавливающих цены») и могут продать столько продукции по сложившейся на рынке цене, сколько они способны произвести. Фирме выгодно еще больше увеличивать объем производства продукции, если выполняется следующее условие AC>MC, затраты на производство дополнительной единицы продукции меньше, чем средние затраты на производство единицы продукции.
Основная задача конкурентной фирмы - поиск объема продукции, который максимизирует прибыль. Очевидно, что фирма будет расширять объем производства до тех пор, пока будет выполняться условие МС < MR. Теперь можно дать ответ на вопрос: «Какой объем производства выберет конкурентная фирма, стремящаяся максимизировать прибыль?» Условия максимизации прибыли для фирмы - это равенство предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, равновесие фирмы определяется равенством предельных издержек и предельного дохода. Равновесием фирмы называется ситуация, когда достигнут оптимальный объем производства, фирма получает максимальную прибыль и не стремится ни увеличивать объем производства, ни сокращать его.
Равновесный выпуск продукции достигается при условии Р = MR = AR = МС = АС.
Для фирм, функционирующих в условиях несовершенной конкуренции, это условие формулируется следующим образом MR = МС.
Максимизация прибыли в условиях совершенной и несовершенной конкуренции различается.
Бывает ситуация, когда фирма ставит своей целью не максимизацию прибыли, а минимизацию убытка. Фирма может при снижении цены нести убытки, в то же время для нее целесообразно продолжать производство до тех пор, пока общие издержки превышают общий доход на величину меньшую, чем постоянные издержки.
В отличие от краткосрочного периода, в течение которого все факторы производства, используемые фирмой, являются неизменными, долгосрочный период характеризуется тем, что задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все используемые ресурсы. Поскольку все факторы производства становятся переменными, то фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам. Поэтому применительно к долгосрочному периоду используется только одно понятие - средние издержки.
Каждая фирма в тот или иной момент имеет определенные масштабы производства (объем выпуска продукции), которым соответствует та или иная кривая издержек краткосрочного периода (ATC1 ATC2 … ATC5). Таких кривых существует столько, сколько масштабов производства исследуется. Меняя эти масштабы, фирма переходит от одной кривой средних издержек краткосрочного периода к другой. При этом средние издержки до определенного объема выпуска будут уменьшаться, а затем начнут постепенно возрастать. Соединив точки минимума всех этих кривых (ATC1 ATC2 … ATC5), получим издержки в долгосрочном периоде (ACL). Как следует из рисунка 6, наименьшей величины средние общие издержки достигают на графике ATC3, следовательно, именно при таком масштабе производства и будет достигнут оптимальный объем выпуска продукции (Qопт).



Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.