Конспект лекций по предмету "Криминопенология"


Причины и условия образования криминогенной ситуации

Причины и условия образования криминогенной ситуации при исполнении уголовных наказаний
Проблема криминализации конкретных жизненных ситуаций, причин и условий этого процесса как, собственно, и рассмотренная нами проблема структуры криминогенной ситуации не нашла достаточного отражения в криминологической и криминально-психологической литературе. Упоминание этих проблем содержится, пожалуй, преимущественно в работах Ю.М. Антоняна, Ежи Бафии, Д.А.Шестакова. Здесь представлено наше видение этой проблемы применительно к сфере наказания.
Нашу концептуальную модель причин и условий образования криминогенной ситуации, как в принципе, так и при исполнении наказаний также как и причин и условий пенальных преступлений, формирования криминогенной мотивации осужденных можно представить в виде их деления на внутренние и внешние. А поскольку субъектов ситуаций, по меньшей мере, два, постольку внутренние причины и условия заключены в личности взаимодействующих в ситуации людей, а внешние причины образуются в результате этих взаимоотношений и воздействуют на эти процессы уже как бы извне, во всяком случае независимо от субъектов ситуации, как бы вырвавшись на свободу.
Но, подчеркнем, возникновение внешних причин зависит от содержания субъектов ситуаций, их взаимоотношений. Внешние же условия - это есть микросреда этого взаимодействия.
Рассмотрим их подробно и структурно.
1/ Внутренними причинами становления криминогенной ситуации является взаимодействие мотиваций субъектов ситуации, если субъекты - отдельные люди, а если же - цельные группы - то взаимодействие направленности этих групп. Внутренние причины выполняют функции образования предкриминогенной ситуации и определяют ее перерастание в криминогенную, направляют развитие отношений именно в криминальную сторону.
При исполнении лишения свободы функционируют преимущественно конфликтные криминогенные ситуации, а их образование определяют следующие внутренние причины - это процесс все более открытого и выраженного столкновения, неизменно повторяющегося и усиливающегося, между целостными системами ценностных ориентаций взаимодействующих сторон, образующего обостряющиеся отрицательно-эмоциональные установки их друг к другу. В этих ценностных ориентациях основной ценностью как среди осужденных, так и - персонала администрации является престиж, авторитет, из-за столкновения стремлений к завоеванию и поддержанию, возвращению которого образуется основная масса конфликтных криминогенных ситуаций при исполнении лишения свободы.
Образование управленческих криминогенных ситуаций при исполнении ограничения свободы определяется взаимодополняющимися ценностными ориентациями администрации мест ограничения свободы, администрации предприятий, учреждений и организаций, где работают осужденные к этим наказаниями, и самих осужденных, где основной ценностью является безответственное, халатное отношение к труду, объединяющее всех этих субъектов.
Криминогенная ситуация безнадзорности порождает основную массу преступлений при исполнении наказаний без лишения и ограничения свободы. Ее образование определяет взаимодействие мотиваций администрации уголовно-исполнительных органов, стержнем которой является стремление к разрешению противоречия - необходимости надзора за осужденными и в то же время невозможности полного и постоянного осуществления контроля за ними, а со стороны осужденных - желание уклониться от этого надзора всяческими путями, ибо именно он - надзор - в большей степени, чем что-либо другое напоминает о каре во время исполнения наказаний без лишения и ограничения свободы.
2/ Внутренними условиями криминализации ситуации является психофизиологическая и психологическая среда субъектов ситуации, если субъекты - отдельные люди; и социально-психологическая, если субъекты - группы. Функциональная рольвнутренних условий заключается в их воздействии на скорость реакции субъектов ситуации при выборе метода ситуации, способ действия, а также - на адекватность восприятия ситуации и реагирования на нее. Их содержание, если
а) субъекты - отдельные лица:
относительно устойчивые элементы (тип темперамента, психические и невротические аномалии, возрастные и половые, профессиональные особенности лиц и т.п.),
варьирующие, изменяющиеся элементы (психические состояния и т.д.);
б) субъекты - социальные группы:
относительно устойчивые элементы (сплоченность групп и т.п.);
изменяющиеся элементы (микроклимат групп, отражающийся в ее настрое и т.д.).
При исполнении уголовных наказаний в качестве внутренних условий криминализации ситуаций выступают:
- уровень профессионализма должностных лиц уголовно-исполнительной системы, степень сплоченности администрации этих органов и др.;
- со стороны осужденных - степень сплоченности группировок осужденных; тип темперамента, сила воли, а также психические состояния осужденных: тоска, угнетенность, тревожность, депрессия и др.;
- микроклимат в трудовых коллективах, где работают осужденные к наказаниям с ограничением свободы или без лишения и ограничения свободы и др.
3/ Внешними причинами образования и существования криминогенных ситуаций при исполнении наказаний являются социально-психологические явления, основная функциональная роль которых заключается в:
а) поддержании сложившейся системы отношений между субъектами ситуации, как бы в их «подпитке»;
б) в выборе повторяющихся, возрастающих по степени общественной опасности способов разрешения образующейся криминогенной ситуации, ее методов.
Сущность внешних причин ситуации заключается в том, что они возникают именно в результате взаимодействия субъектов ситуации, зависят от содержания этих субъектов, но, образовавшись, воздействуют на их отношения, как бы от них не завися.
По содержанию в качестве внешних причин ситуации могут выступать или сменяя друг друга, или действуя единовременно, или сменяясь по силе и значимости воздействия: совместимость, поле, сплоченность, микроклимат. Могут быть и другие явления, нами не установленные.
При исполнении наказаний в виде лишения и ограничения свободы большое значение имеет фактор совместимости осужденных между собой, с сотрудниками, ибо повседневность общения, его теснота, невозможность его изменить по собственному усмотрению повышает роль совмещения.
В литературе выделяется несколько уровней совместимости:
- анатомо-физиологическая - совмещение соматическое, телесное (роста и веса, размеров, степени физической силы), а также темпов и ритмов протекания физиологических процессов и т.д.;
- психофизиологическая - уровень сходства темпераментов, подсознательной тяги друг к другу или - наоборот - отталкивания;
- социально-психологическая - степень сходства и различия личностных качеств, проявляющихся в общении и т.п.;
- духовная (ранее названная как «социальная») - это совмещение внутреннего, глубинного мира общающихся, их душ, привязанностей и влечений и т.д.
Как выявлено в процессе нашего исследования, в тесном общении между мужчинами, в качестве какового было выбрано соседское и между осужденными, факторами их несовместимости, имеющими криминологическую значимость (уровень достоверности от 1 до 5 %), имеет их сходство между собой по качествам:
1) стремление к лидерству обоих;
2) эмоциональная неустойчивость, нейротизм, слабое «Я» обоих;
3) высокая степень агрессивности обоих;
4) высокий уровень фрустрационной толерантности обоих;
5) низкая адаптивная адекватность (степень приспособления их к микросреде) обоих;
6) наличие у них психических или невротических аномалий.
При установлении у осужденных мужчин сочетания свыше трех подобных качеств, причем, у таких, которые вынуждены повседневно друг с другом общаться, следует принять меры к их разобщению путем перевода в разные отряды, бригады, а также при максимально высоком уровне несовместимости, который, как правило, криминализирует ситуацию между ними, - и в другую колонию.
Поле - это степень притяжения и отталкивания между людьми в результате, как правило, аккумуляции эмоций у них по отношению друг к другу. Закономерность поля в том, что оно притягивает друг к другу людей даже при наличии между ними остро-конфликтных и неприязненных отношений, а иногда именно благодаря этому. При этом чаще всего люди этого явления могут и не осознавать.
Роль психологов, воспитателей в колонии, в местах ограничения свободы - разобщить людей вовремя, пока, как говорится, «искры не полетят и кровь не польется».
Под внутригрупповой сплоченностью понимается обычно степень совпадения мнений или позиций членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом1.
При наличии в колонии, месте ограничения свободы высокой степени сплоченности коллектива осужденных и сотрудников степень вероятности криминализации там конфликтных ситуаций снижается, а возможность их разрешения и использования в воспитательном процессе, особенно среди подростков, повышается. Зато подобный тип сплоченности может продуцировать криминализацию управленческой криминогенной ситуации, особенно в колонии - поселении (ранее и в спецкомендатуре), а та, в свою очередь, - порождать корыстные экономические и профессиональные неосторожные преступления.
В управлении местами лишения и ограничения свободы большое значение играет степень сплоченности сотрудников между собой, с одной стороны, и группировок осужденных - с другой.
Микроклимат - это система ожиданий (требований, экспектаций), сложившихся в этой группе, определенного поведения от других, «разделяемых (или открыто неоспариваемых) большинством людей в данной социальной среде» и выражающихся в деловом или эмоциональном настрое социальной группы на что-то.
Микроклимат деловой или позитивно-эмоциональный обычно содействует разрешению криминогенных ситуаций, а при обратных процессах - наоборот, криминализирует отношения в среде осужденных и сотрудников.
4) Внешние условия криминализации ситуаций при исполнении наказаний рассмотрены подробно в первом параграфе. Здесь только уточним, что это микросреда исполнения наказаний: организационно-правовые, организационно-управленческие, технические недостатки, особенности материально-вещной среды (бытового окружения, в частности), имеющие характер более застойного явления, длительного и возвратного воздействия по сравнению с внешними условиями, способствующими совершению там преступлений, которые обычно кратковременны, но могущие совпадать по содержанию с внешними условиями ситуации.
В заключение следует подчеркнуть, что решение этой проблемы является ключевым в разработке особенной части криминопенологии. Главное в ней - понять, что причины и условия делятся на внутренние (внутри преступника или преступной группы) и внешние (различные формы воздействия на преступника и преступную группу, причем, с их же участием). Там, где речь идет о преступнике, действуют психологические процессы, свойства и состояния, а о преступной группе - социально-психологические. В воздействии на причины и условия - главный смысл криминологии и криминопенологии - профилактика, о чем и будет идти речь в следующей главе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.