Конспект лекций по предмету "Криминопенология"


Профилактика преступлений при исполнении наказаний

Общие основы профилактики преступлений при исполнении наказаний и иных уголовно-правовых мер
Прежде чем приступить к анализу специальной проблемы, необходимо сначала разобраться с более общими понятиями и терминами.
В криминологической литературе для обозначения деятельности, направленной на причины и условия преступлений, используется несколько терминов: «предупреждение», «предотвращение», «пресечение», «превенция» и другие. В ряде случаев эти понятия различают, выделяя их специфическое содержание, в других - отождествляют.
Не вдаваясь в существо спора, можно отметить, что в принципе эти понятия некоторым образом взаимодополняют друг друга и означают следующее:
- предупреждение преступности и преступления;
- предотвращение преступления на стадии обнаружения умысла;
- пресечение преступной деятельности на стадиях приготовления, покушения, от деяния до его последствий, от одного преступления до другого, продолжаемого и длящегося;
- профилактика преступлений, под которой понимается деятельность, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин и условий преступлений на всех уровнях, а также на их компенсацию причинами и условиями нормативного, во всяком случаи, правомерного поведения.
Таким образом, профилактика и предупреждение - понятия идентичные, действуют на общесоциальном и личностно-микросредовом уровнях, предотвращение и пресечение функционируют на личностно-микросредовом уровне.
Рассмотрим теперь более подробно главный вопрос в теории профилактики - об ее уровнях и видах.
В трудах по криминологии встречается в основном две точки зрения по вопросу об уровнях и видах профилактики преступлений. Одни утверждают, что есть два уровня: общесоциальный, включающий в себя комплекс общих, не специальных мер, действующих как бы попутно и смешанно, непосредственно не направленных на причины и условия преступлений; а также специально-криминологический, соориентированный непосредственно на причины и условия преступлений, который, в свою очередь, делится на два вида:
1 - общая профилактика, направленная в основном на микросреду преступного поведения, т.е. не персонифицированная, персонально ни на кого не соориентированная;
2 - индивидуальная, объектом которой является личность человека, от которого можно ожидать совершения преступления.
Вторая позиция заключается в том, что выделяется три уровня:
1 - общесоциальный, т.е. осуществляемый в масштабе всего общества;
2 - групповой, ориентированный на досуговые, бытовые группы, трудовые коллективы, неформальные объединения, например, «тусовки» и формальные образования (партии, общества содействия осужденным и пр., имеющие свои уставы, зарегистрированные), группировки осужденных, а также на специально для этих целей создаваемые группы и
3 - индивидуальный.
Кроме того, предлагалось выделять еще региональный и отраслевой уровни. При этом определялись еще два вида профилактики - общий, т.е. создание объективных условий, исключающих или хотя бы затрудняющих совершение преступлений, ииндивидуальный - предотвращение преступного поведения со стороны определенных лиц, т.е. в результате получалось, что индивидуальная профилактика о двух лицах - это и уровень, и вид, что может быть расценено, по меньшей мере, как нелогичное, противоречивое толкование.
Нам представляется, что основных уровней профилактики два:
- общесоциальный - процесс управления общесоциальными причинами и условиями преступности и ее типов, в частности, - «наказательной»
- личностно-микросредовый, т.е. нейтрализация и компенсация сети причинного механизма преступного поведения и его типов, в нашем случае «пенального».
Личностно-микросредовый уровень, в свою очередь, можно разделить на, по меньшей мере, три подуровня:
а) микросредовый, традиционно именуемый общим, направлен на устранение внешних условий - недостатков микросреды, содействующих формированию криминогенной ситуации (управленческой, безнадзорности и др.) и непосредственному совершению преступления (по уклонению от наказания, насильственного и корыстного, аномально-сексуального, массового и др.) и на их компенсацию;
б) групповой подуровень, сориентированный на внешние причины образования криминогенной мотивации (жизненная ситуация), становления криминогенной ситуации (поле, сплоченность, совместимость, микроклимат групп при исполнении наказаний) и преступления (сама криминогенная ситуация, сложившаяся между субъектами), т.е. направленная саморегуляция общения в группах;
в) подуровень индивидуальной профилактики, объектом которой являются внутренние причины и внутренние условия становления криминогенной мотивации (это усваиваемая, криминологически-значимая информация, генотип и жизненный опыт, прежде всего криминальный у осужденных), образования криминогенной ситуации (это взаимодействующие мотивации и направленности субъектов ситуации при исполнении наказаний, их внутриличностная психическая и психофизиологическая или внутригрупповая социально-психологическая среда) и самого преступления (криминальная мотивация осужденного, его психические и психофизиологические особенности).
Кроме того, в литературе индивидуальную профилактику делят на раннюю и непосредственную. При этом под ранней следует понимать, по нашему мнению, выявление и воздействие на внутренние причины и условия формирования криминогенной мотивации или на причины и условия образования личности преступника, что традиционно понимается в нашей криминологии. Тогда поднепосредственной индивидуальной профилактикой следует понимать выявление и воздействие на внутренние причины и условия совершения преступления при исполнении наказаний. В результате, как назвать профилактику, направленную на внутренние причины и условия формирования криминогенной ситуации, ведь она тоже индивидуальная, но не ранняя и не непосредственная. Судя по всему, это индивидуальная ситуационная или срединная, или опосредованная профилактика.
Кроме того, следует выделять также микросредовую ситуационную профилактику, направленную на внешние условия образования криминогенной ситуации и микросредовую непосредственную, ориентированную на внешние условия, содействующие совершению преступления непосредственно, а также наступлению общественно опасных последствий при исполнении наказаний.
И, вероятно, надо выделить групповую раннюю профилактику, которая заключается в воздействии на внешнюю причину формирования криминогенной мотивации. Групповая ситуационная профилактика будет заключаться в воздействии на внешнюю причину образования криминогенной ситуации при исполнении наказаний. А групповая непосредственная профилактика заключается в воздействии непосредственно на внешнюю причину совершения преступления.
Видов профилактики, по нашему мнению, два - общий, т.е. комплекс неспецифических мер, непосредственно не направленных на причины и условия преступления, и специальный (или специально-криминологический, криминологический), т.е.меры непосредственно сориентированные на причины и условия преступлений при исполнении наказаний, профессиональные.
Должно быть также ясно, что:
Как общесоциальная, так и личностно-микросредовая профилактика может осуществляться и общими, и специальными мерами;
Более того, общесоциальная профилактика в масштабе всего общества может быть сориентирована как на криминальную микросреду в целом, так и на криминогенные социальные группы в стране, а также на отклоняющееся поведение людей, прежде всего в нормах права.
Субъектов профилактики можно классифицировать по основаниям их правового статуса и специализации:
Государственные правоохранительные, специализированные организации, непосредственно ориентированные на профилактику преступлений при исполнении наказаний - отделы прокуратуры по надзору за законностью исполнения наказаний, персонал УИС и др.
Государственные неправоохранительные организации, непосредственно не сориентированные на профилактику преступлений при исполнении наказаний - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, которые могут осуществлять контроль за деятельностью расположенных на их территории учреждений и органов, исполняющих наказания.
Негосударственные специализированные организации, непосредственно осуществляющие борьбу с преступностью как при исполнении уголовных наказаний, так и в иных случаях - частные детективные и охранные агентства и предприятия, службы безопасности и т.п.
Негосударственные неспециализированные организации, непосредственно не осуществляющие борьбу с преступностью при исполнении уголовных наказаний, но чья деятельность направлена в конечном счете на профилактику - церковь, партии и т.д.
Граждане России, являющиеся специалистами в той или иной области, прошедшие специальную подготовку и обучение и осуществляющие непосредственно профилактическую деятельность - психиатры, сексопатологи, социологи, социальные работники и др.
Граждане России, не относящиеся ни к одной* вышеуказанной категории, безотносительно к их професиональным качествам, например, пресекающие деятельность карманника, условно осужденного и т.п.
Приступим непосредственно к рассмотрению вопроса о направлениях и методах пенальной профилактики преступлений и логично этот анализ начать с микросредовой профилактики, так как общесоциальная - рассматривалась в разделе о наказательной преступности. Закончить же эту часть следует индивидуальной профилактикой, а проблемы групповой - рассмотреть в середине.
Методы микросредовой профилактики преступлений можно разделить на:
а/ средства выявления внешних условий преступлений, криминализации мотиваций и ситуаций;
б/ приемы нейтрализации, устранения, компенсации (замещения) внешних условий, недостатков микросреды исполнения наказаний.
А) Методы выявления внешних условий при исполнении уголовных наказаний:
Криминологическое исследование и выявление:
а) криминогенных зон при исполнении наказаний, т.е. болевых точек - мест, где наиболее часто совершаются преступления;
б) недостатков в деятельности уголовно-исполнительных органов;
в) технического оснащения исполнения наказания;
г) кадровых упущений.
Уголовно-исполнительный и статистический анализ количественного и качественного состава осужденных.
Оперативные приемы работы.
Проверка, ревизия, надзор, инвентаризация деятельности уголовно-исполнительных учреждений со стороны вышестоящих органов, прокуратуры, общественных объединений и иных организаций.
Б) В качестве методов нейтрализации и устранения, компенсации внешних условий при исполнении наказаний можно предложить:
Компьютерное обеспечение уголовно-исполнительных органов.
Конструктивные и технологические разработки технических средств наблюдения за осужденными, в работе с ними по их исправлению.
Работа с кадрами уголовно-исполнительных органов - от подготовки до переподготовки специально-ориентированных юристов, психологов, экономистов, инженеров.
Комплексные профилактические операции с привлечением средств и сил не только уголовно-исполнительных органов, но и иных подразделений органов внутренних дел, иных учреждений уголовной юстиции.
Организация обмена оперативной информацией между уголовно-исполнительными органами и иными службами органов юстиции и внутренних дел, прокуратуры, а также между подразделениями уголовно-исполнительных органов.
Изучение и внедрение современных направлений организации труда осужденных, должного быть прибыльным и обеспечивающим достаточный минимум средств для жизнедеятельности осужденных.
Развитие физкультурного и спортивного дела среди осужденных.
Организация художественной самодеятельности осужденных, поощрение авторской песни, корреспондентской и писательской деятельности до открытия собственных журналов и газет осужденных, что уже можно наблюдать в некоторых исправительных учреждениях.
Организация деятельности службы знакомств осужденных.
Поощрение подвижнической деятельности бывших осужденных с целью организации исправления осужденных, сохранения чувства собственного достоинства и чести.
Организация встреч с интересными для осужденных людьми, в том числе и за их счет и др.
Здесь намечены только направления работы, дана общая характеристика методов микросредовой профилактики преступлений при исполнении наказаний. В этом же ключе рассмотрим направления, методы и приемы групповой профилактики в этой сфере.
Групповая профилактика преступлений - это относительно длительное, направленное взаимовлияние, внушение и самовнушение, воспитание и самовоспитание в специально-созданной или в стихийно-образовавшейся и даже неформальной группе людей с целью управления внешними причинами криминогенной мотивации, ситуации и преступления.
Сюда включаются самые разнообразные направления деятельности уголовно-исправительных органов.
В зависимости от объекта воздействия:
а) выявление предкриминогенных и криминогенных ситуаций, возникающих при исполнении наказаний и их учет, предупреждение криминальных ситуаций и пресечение деятельности криминогенных;
б) регуляция развития жизненной ситуации, формирующей прежде всего криминальный жизненный опыт (развенчание лидеров и авторитетов преступного мира; вскрытие причин существования «воров в законе», обычаев и традиций преступной среды, открытие изнанки уголовной романтики, смысла человеческого существования, увлечение романтикой жизни);
в) выявление несовместимых осужденных, сотрудников и их разобщение; регуляция отрицательно-эмоциональных полей, возникающих между осужденными и сотрудниками; сплачивание сотрудников или создание педагогически-целесообразного коллектива колонии, разобщение группировок осужденных отрицательной направленности; поддержка и развитие стихийно возникающих групп («семей») осужденных нейтральной и социально-позитивной ориентации. Создание делового микроклимата в уголовно-исполнительном органе с эмоционально-положительным настроем.
Структура групповой профилактики преступлений при исполнении наказаний. Ее образуют субъекты, типы, направления, методы и приемы деятельности.
Субъекты групповой профилактики определяются в зависимости от типа ситуации, действующей при исполнении наказания. С группой, созданной из субъектов конфликтных криминогенных ситуаций в ИУ, при исполнении ограничения свободы должны работать прежде всего психологи, а также психиатры, психоневрологи, невропатологи, если группа состоит из больных осужденных; сексопатологи и сексологи в работе с гомосексуалистами и при других сексуальных отклонениях, которые неизбежны при лишении свободы, суицидологи и наркологи и др.
С управленческой криминогенной ситуацией (бесхозяйственности), складывающейся при исполнении ограничения свободы, а также некоторых иных наказаний (исправительных работ и др.) должны работать прежде всего экономисты, финансисты, социологи и инженеры и, конечно же, психологи.
Управлять криминогенной ситуацией безнадзорности при исполнении мер уголовно-правового характера (условного осуждения, отсрочки отбывания наказания), некоторых наказаний (исправительных работ, лишения прав и др.) должны помочь сотрудникам уголовно-исполнительных органов педагоги, общественные формирования и опять же психологи.
К типам групповой профилактики преступлений при исполнении наказаний относятся внутригрупповая или межличностная, межгрупповая, коллективная и массовая.
Внутригрупповой (работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация) и межгрупповой (направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями) типы профилактики актуальны в работе с конфликтными криминогенными ситуациями при исполнении лишения и ограничения свободы, а также с субъектами криминогенных ситуаций безнадзорности при исполнении наказаний без лишения и ограничения свободы. Эти типы профилактики, действующие обычно в искусственно подобранных группах осужденных, функционируют в среднем 6-8 недель.
Коллективный тип - это направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный педагогически-целесообразный коллектив - требует длительной, многолетней работы, ибо сплачивать коллектив должны единые жизненно значимые ценности и цели деятельности.
Массовая профилактика - это сплошное воздействие через полубессознательное на всех осужденных, содержащихся в учреждениях закрытого и полузакрытого типа, как и коллективный тип. Массовый тип обычно ориентирован во времени на срок от полугода до года, с последующим повтором.
Основные направления групповой профилактики преступлений при исполнении наказаний:
Нравственное, этическое, правовое, эстетическое, сексуальное, экологическое, экономическое, религиозное, атеистическое, духовное и тому подобное воспитание осужденных;
Лечение психоневротических аномалий, в том числе и алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также половых извращений, функциональных сексуальных расстройств и др. болезней у осужденных;
Регуляция внутриличностного психического напряжения, межличностной и межгрупповой напряженности отношений между осужденными и сотрудниками;
Повышение квалификации субъектов ситуации (экстремальной, бесхозяйственности, безнадзорности) при исполнении всех наказаний в отношении сотрудников прежде всего.
Методы групповой профилактики преступлений (определяются в зависимости от направлений профилактики):
1 - групповая психотерапия, направленная на лечение психоневротических и иных аномалий по группам больных осужденных (психотерапия - это лечение души душой);
2 - социогигиена, т.е. отрасль гигиены, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья групп людей с целью ресоциализации - особенно актуальна в ИУ;
3 - психогигиена - профилактическая охрана психического здоровья человека путем создания оптимальных условий функционирования мозга и полного развития психических свойств личности, посредством улучшения условий труда и жизни, установления многосторонних межличностных отношений, а также путей повышения сопротивляемости психики человека вредностным воздействиям среды. Актуальны и при исполнении лишения, ограничения свободы и иных наказаний и мер уголовно-правового характера, могущие решать задачи регуляции внутриличностной, межличностной и межгрупповой напряженности;
4 - совместные занятия по воспитанию и самовоспитанию, аутотренингу, йоге, внушению и самовнушению осужденных;
5 - проповедь это театрализованное представление для осужденных на религиозную тему, добра и зла, «не клянись вовсе», «не убий», «не кради» и мн. др.
Приемы групповой профилактики преступлений - это конкретные средства реализации методов, и они могут заключаться в следующем:
а/ Социодрама (от лат. socius - общий, совместный и греч. drama - действие) это моделирование членами группы жизненных ситуаций, когда они выступают в качестве актеров и зрителей, с тем, чтобы уяснить личностный смысл этих ситуаций и конфликтов, устранить негативные реакции и внутреннюю напряженность, т.е. - это процедура преодоления конфликтов внутри малой группы, достижение согласия между участниками взаимодействия относительно своих функций, обязанностей и прав. Может служить способом моделирования межличностных отношений, отношений в группе, наиболее типических ситуаций, возникающих в ней, содействовать выработке соответствующих решений и т.д.1 В плане дальнейшей работы необходима разработка конкретных сценариев для осужденных;
б/ Совместное участие в творческой деятельности (постановка спектаклей с актуальным для осужденных сюжетом, музыкальные занятия, чтение романтических книг в ВК);
в/ Ролевые игры сотрудников с осужденными;
г/ Групповые спортивные игры осужденных;
д/ Групповые упражнения сотрудников с осужденными;
е/ Гипноз в отношении осужденных по группам;
ж/ Групповой аутотренинг - воздействие на сознание через полубессознательное посредством управляемого косвенного и прямого самовнушения и самовоспитания через состояния релаксации для групп осужденных и сотрудников;
з/ Йога групповая - дыхательная гимнастика для групп осужденных и сотрудников.
Есть в основном оперативные приемы групповой профилактики преступлений при исполнении наказаний. На примере работы с группировками осужденных, создаваемыми в основном в местах лишения и ограничения свободы, продемонстрируем эти приемы. Еще не стойкие группировки можно разложить, например, путем развенчания их лидера, распределения ее членов по разным колониям и т.п. Более сложно разложить стойкие группировки «воров в законе». Развенчание одного лидера приведет к выдвижению другого, распределенные по иным местам отбывания наказания находят осужденных той же категории и там. Здесь необходимо устранение самих корней этих обычаев, их причин. Одной из причин преступной субкультуры является изоляция осужденных, что приводит к образования замкнутой среды и как бы к консервированию их. Но эта причина вытекает из самих условий исполнения лишения свободы. Возможны лишь какие-то пути их нейтрализации. Например, обеспечить вновь прибывшим осужденным связи с положительно влияющими на них членами их семей, друзьями и т.п. Взаимное «криминальное заражение» можно предупредить лишь более глубокой дифференциацией осужденных, чем существующая в законе их классификация, а также используя изолированные участки в жилой и производственной зонах и т.п. И, наконец, группировки существуют вследствие противопоставления администрации ИУ осужденным, т.е. деления на «мы» и «они». Здесь уже следует применять различные педагогические приемы.
Методы и приемы групповой профилактики преступлений среди осужденных и сотрудников нуждаются в дальнейшей доработке и развитии, ибо, как представляется, в их широком, а не только экспериментальном применении в практике исполнения наказаний - дальнейшая перспектива профилактики, ибо при ликвидации традиционных субъектов, групповая - это использование узких специалистов, в широких масштабах, в сочетании с индивидуальной, о которой и пойдет речь дальше.
Рассмотрим методы индивидуальной профилактики преступлений в ИУ и при исполнении иных наказаний и мер уголовно-правового характера, которые можно разделить на пять групп методов: 1 изучения осужденных; 2 выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых при исполнении наказаний норм, правил поведения (обычно Правил внутреннего распорядка) осужденных; 3 учета; 4 контроля и 5 воздействия на них.
А/ Методы изучения осужденных;
Документальный анализ:
а) официальных документов - уголовных и личных дел осужденных, иных;
б) личных документов - автобиографий, писем, дневников, сочинений и прочих.
Наблюдение как открытое, так и скрытое, включенное, естественное, экспериментальное и т.д. окружающей осужденного микросреды, группировок, в которые он входит и его места в стратификации осужденных, иные.
Тестирование осужденных с применением субъективных (объективных) и проективных тестов. Причем, проективные, направленные на выявление различных элементов подсознания, несмотря на их, как правило, малую емкость, могут быть признаны и более эффективными именно для осужденных, хотя бы еще и потому, что они интересны в работе - и различные картинки, и чернильные пятна, и неоконченные предложения, и пр. Из объективных можно выделить Шестнадцатифакторный опросник Р.Б. Кэттэлла, MMPY.
Опрос осужденных: а) анкетирование; б) интервьюирование; в) беседа. При этом можно выделить опрос лиц, хорошо знающих осужденного, беседы с иными осужденными и др.
Эксперимент и т.д.
Б) Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно подразделить на:
а) оперативные способы
б) приемы изучения окружающей микросреды
в) средства проведения криминально-психологического исследования и др. Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных в зависимости от типа наказания. Так, в местах лишения свободы выявляют склонных к совершению побегов и иных уклонений, совершивших преступления в ИУ, систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания, подпадающих под административный надзор и мн. др. При исполнении ограничения свободы ставят на учет нарушителей правил проживания, трудовой дисциплины и административных правонарушителей, хотя преступления в несколько раз чаще совершают лица, не совершавшие при исполнении ограничения свободы других правонарушений. В уголовно-исполнительных инспекциях, судебные приставы-исполнители вообще очень редко выделяют «отклоненцев» да еще и ставят их на учет. Здесь действуют другие, чисто организационные принципы. Так, выделяют по видам наказаний - лишенных прав, условно осужденных, приговоренных к исправительным, обязательным работам и пр.
В) Встречающиеся методы учета отклоняющихся от норм осужденных:
Картотека - систематизированное собрание карточек со сведениями на отклоняющихся осужденных, включающая в себя пофамильное распределение и группировку по видам отклонений и т.п.
Компьютерный учет, заключающийся в собрании всей информации на отклоняющихся осужденных, начиная с семьи, непосредственного окружения, мест работы, связей, мест исполнения наказаний, присоединяя фабулу всех совершенных преступлений, результаты медицинских обследований, тестовых испытаний, дисциплинарных, административных и пр. правонарушений с их фабулой, иные исследовательские данные.
3) Перфорация при помощи перфолент и перфокарт, т.е. системы отверстий на ленте или листе картона, расположение которых соответствует коду записываемой информации для оперативного использования, ввода в ЭВМ и пр.
Г) Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими на учете:
Контроль при помощи оперативных приемов.
Монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обследование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами.
Осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, проверка посылок и передач, прослушивание телефонных переговоров осужденных.
Беседа, опрос иных осужденных, сотрудников, интервью и др.
Д) Рассмотрим некоторые методы воздействия (коррекции) на осужденных:
Аудио и видеозапись индивидуального приема осужденного с выдачей ему кассеты для работы над собой.
Внушение, гипноз.
Аутотренинг под руководством психолога уголовно-исполнительного учреждения.
Направленное самовоспитание.
Индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера.
«Хобби» в процессе производства и досуга с целью снятия тревожности.
Приобщение к творческим занятиям путем издания газет, журналов осужденных, проведения конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов и др.
Беседы.
Перевод в другой отряд, бригаду, место исполнения наказания
Средства и меры взыскания.
Задержание.
Применение специальных средств (наручники, дубинка, газовое воздействие и др.
Индивидуальное знакомство сотрудника УИС с будущей женой, товарищем, сотрудником осужденного и т.п.
Просмотр специально ориентированных видеозаписей со встроенными кадрами (25 кадр), визуально не воспринимаемыми, а также прослушивание компакт-дисков, где на музыку накладываются звуки сирены милицейской машины и информация об уголовных наказаниях на частоте 20 тысяч герц (крайний предел, воспринимаемый ухом человека и не анализируемый сознанием), в целом содержащих профилактическую информацию.
Использование общественного мнения осужденных с целью выдвижения кого-нибудь или - наоборот для дискредитации и мн. др.
Психодрама (от греч. psiche - душа и drama - действие) это моделирование жизненных ситуаций, с тем, чтобы уяснить личностный смысл этих ситуаций и конфликтов, устранить негативные реакции и внутреннюю напряженность, т.е. - это процедура диагностики и психотерапии конфликтов в структуре личности.
Кроме того, меры индивидуальной профилактики рецидива делят на процессуальные, пенитенциарные и постпенитенциарные.
Чем разнообразнее методы, приемы, направления микросредовой, групповой, индивидуальной профилактики при исполнении наказаний, тем лучше. Каждый сотрудник должен в совершенстве обладать несколькими совершенно непохожими друг на друга методами и их обязательное изучение должно быть включено в учебные планы подготовки и переподготовки специалистов для уголовно-исполнительных учреждений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.