Политологическая ось: Восток - Россия - Запад. Проблемы войны и мира
Особый интерес для россиян, живущих и в Европе, и в Азии, представляет рассмотрение общих и отличительных черт восточной и западной политической культур, сопоставление их с российскими политическими традициями и ценностями. Для этого используется ключевое слово «политологическая ось». Этот термин указывает на сложный взаимозависимый характер современного политического мира, наличие в нем геополитических магистральных направлений, определяющих мировое развитие.
Общие черты, характерные для политических культур стран и континентов:
1. Религия, государственно-властное оформление общества, традиции.
2. Взаимообусловленность политики и экономики, политики и права, схожесть этапов и путей развития.
3. Одинаковое значение политической власти, политической идеологии, политических институтов.
4. Политическое взаимодействие, выработка общих политических позиций.
Особенности политических культур Востока, Запада и России:
1. Природно-климатические и географические условия.
2. Религиозные и национальные факторы.
3. Исторически сложившиеся социально-экономические уклады и духовно-нравственные устои, обычаи и традиции.
Окружающий реальный мир все люди на Земле воспринимают как данность, но на изменения в этом мире, и в том числе в политическом, реагируют неодинаково. Неприятие реальности на Востоке может выражаться в отрешенности человека от мира, в поиске причин свершившегося в самом себе на пути самосовершенствования. На Западе человек пытается сам изменить ситуацию, действует по перестройке окружающего мира, используя для этого все легальные способы. В России человек сначала терпеливо ждет, когда все изменится к лучшему, затем ищет виноватых, а после начинает бунтовать, или все оставляет так как есть.
Но Востоке человек уверен в божественном происхождении государства, он не различает право и закон, считая их едиными и священными правилами жизни. Западное отношение человека к государству и праву отражает их как необходимые явления, созданные для упорядочения и обеспечения прав и свобод индивидов. Российский политический менталитет содержит противоречивые ощущения и представления о государстве. Государство может восприниматься и как могучая сила, родина-мать, могущественная держава, и как учреждение силового, принудительного порядка.
Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире. В фокусе внимания остаются отношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере ее интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну.
Для России большую значимость имеют отношения со станами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политической, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество.
Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдение положений Договора по ПРО.
На Востоке необходимы для России стабильные отношения со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.
В своей стратегии национальной безопасности США провозгласили право своего одностороннего или многостороннего вооруженного вмешательства в любые события, угрожающие национальным интересам США, независимо от того, в какой точке земного шара они усматривают такую угрозу. Сейчас для США и некоторых других государств, в первую очередь Германии, одним из основных механизмов ослабления роли России на Евразийском континенте становится продвижение НАТО на Восток. Расширение влияния НАТО на постсоветском пространстве проявляется в повышении активности США и НАТО в установлении военно-политического сотрудничества практически со всеми расположенными здесь государствами - бывшими республиками СССР.
Продвижение НАТО на Восток ведет к дроблению постсоветского пространства и всей сферы российских национальных интересов в Европе, закрепляет путем включения в орбиту своего влияния патронаж США и их союзников над образовавшимися новыми самостоятельными и относительно слабыми государствами, объективно стимулирует усиление внутренних центробежных тенденций в самой России.
Кроме того, непосредственный факт приближения военных контингентов (3) и баз объединенных сил НАТО к российским границам создает угрозу возможного использования этого военного потенциала против России в случае какого-либо обострения политической ситуации как в самой России или бывших союзных республиках, так и отношениях между собой. Фактически продвижение НАТО на Восток означает стремление США и их союзников строить систему европейской безопасности без участия России и в качестве противовеса ей, вывести ее за рамки равноправного участия в европейских делах, что неизбежно стимулирует принятие со стороны России адекватных мер, которые были бы направлены на создание своего противовеса НАТО.
То противостояние, которое наблюдалось ранее между СССР и США а сейчас начинает проявляться и в отношениях между США и Россией, предопределено, в первую очередь, стремлением США расширять свои национальные интересы далеко за пределы собственной территории и утверждать свое влияние и превосходство везде, где это возможно. Вместе с тем относительно большая географическая отдаленность России и США предопределяет отсутствие объективных причин для каких-либо существенных противоречий между ними при разделении сфер влияния и защите своих национальных интересов.
В новой системе отношений России необходимо наращивание усилий по развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, налаживание взаимовыгодного сотрудничества с европейскими странами, создание таких условий и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Южной, Западной Азии и на Ближнем Востоке, при которых экспансионистская активность Китая и стран панисламской и пантюркской ориентаций была бы направлена в другие регионы в обход России и государств-участников СНГ. Очевидно, что это будет явно противоречить американским внешним интересам, способствовать дальнейшему усилению новых, противостоящих США полюсов силы и встречать противодействие со стороны США.
Сложными являются отношения России с мусульманским миром, включающим в себя большое число расположенных в Южной, Западной Азии и на Ближнем Востоке государств. Хотя ни с одной из стран данного региона Россия не имеет сейчас сухопутных границ, влияние этих стран на мусульманские государства СНГ, а также на исламские и тюркоязычные республики самой России определяет важность выработки в отношении мусульманских государств региона такой политики, которая бы в максимальной степени отвечала национальным интересам России.
Все большее значение во взаимоотношениях России и мусульманских стран данного региона начинает приобретать фактор исламской идентичности этих стран, возрастание здесь роли и влияния исламского фундаментализма. Существующие тенденции быстрого распространения исламского фундаментализма дают основание для ряда прогнозов развития событий в исламском мире. Согласно этим оценкам в обозримой перспективе не исключено возникновение единой «исламской империи», способной в дальнейшем объединить в военно-политический и идеологический блок Ближний и Средний Восток, Центральную Азию (включая все среднеазиатские страны СНГ), Северную Африку и тропические африканские страны с преобладающим мусульманским населением.
Каковы же, в свете изложенного, должны быть основные национальные интересы России в рассматриваемом регионе? Очевидно, что они лежат, в первую очередь, в плоскости противодействия распространению исламского фундаментализма в исламских и тюркоязычных районах России, а также среди мусульманских государств СНГ. Последнее важно как с точки зрения препятствия ослаблению влияния России в этих государствах, так и с точки зрения противодействия появлению новых каналов проникновения исламизма в Россию с территории указанных государств.
Следует отметить, что возможности России в решении указанных задач и защите своих национальных интересов будут зависеть от того, насколько быстро будет преодолен нынешний социально-экономический кризис, и происходить дальнейшее укрепление экономической мощи страны. Однако следует иметь в виду и то, что, несмотря на временное ослабление экономической и военной мощи России, она является сверхдержавой уже в силу сохранения своего мощного ракетно-ядерного потенциала.
Со времен появления письменной истории человечества (около 2500 лет тому назад) последнее пережило примерно 1600 вооруженных конфликтов. По некоторым подсчетам, за последние 5600 лет велось более 14500 войн, т.е. по 2,6 войны в год. Но никто не подсчитывал, сколько было мирных лет.
Чем больше войны охватывали мир, тем сильнее проявлялась потребность в глобальном мирном устройстве. Любая война начинается задолго до ее объявления. Ей предшествует идеологическая и психологическая обработка населения официальными пропагандистскими структурами, внушающими народу мысль о необходимости и неизбежности грядущей войны. Объявляя свои цели благородными и справедливыми, а цели потенциальных противников - низменными и корыстными, пропаганда каждой из сторон - участниц будущей войны закладывает в сознание своего народа образ врага, воскрешая старые обиды и выискивая новые, на которые можно опереться в современной ситуации.
В понимании немецкого военного теоретика Карла фон Клаузевица (1780 - 1831) война не есть самостоятельное, не зависящее от общественного развития явление, она представляет собой политический акт, серьезное средство для достижения политической цели. Она вытекает из политического положения и вызывается лишь политическими мотивами. Данное Клаузевицем знаменитое определение войны гласит так: «Война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами».
В политологии война определяется как организованная вооруженная борьба между социальными классами, нациями, народами или государствами. Война влияет на изменение целей и задач политики; вызывает изменения во всех сферах жизни общества, обостряет протекающие в них процессы, переводит общество в новое качественное состояние.
Империализм принес народам планеты две страшные мировые войны. В первой мировой войне участвовали 33 страны с населением в 1,1 млрд. человек (около 62 % тогдашней численности человечества). Людские потери составили 25 млн. человек, в т. ч. 9,5 млн. погибших на поле боя, 0,5 млн. человек - от бомбардировок, 10 млн. - от голода и эпидемий.
Во второй мировой войне участвовали 62 страны с населением 1,7 млрд. человек (свыше 78 % всего населения Земли на тот период). Погибли 55 млн. человек, из них на поле боя - 27 млн., в тылу - 105 млн., в концлагерях - 11 млн., в партизанской борьбе - более 2 млн., от голода и эпидемий - 1 млн. человек.
Потери нашей страны во второй мировой войне оцениваются теперь в 27 млн. человек. Раньше они оценивались в 20 млн., и поскольку цифра по СССР пересмотрена в сторону увеличения, то должна быть пересмотрена и общемировая.
Ракетно-ядерное оружие в определенной степени разорвало связь между политикой и войной, сделало устаревшей парадигму военно-политической конфронтации между великими державами, поскольку разумная политика, призванная реализовать на международной арене национальные интересы, не может допускать применения ядерного оружия.
Мысли о войне часто возникают в умах людей. Поэтому в сознании людей следует укреплять идею защиты мира. Эти слова открывают Устав ЮНЕСКО, подписанный в Лондоне в ноябре 1945 г. Мир создается ежедневно и создается усилиями каждого. Мир - это установка, выработанная образованием, наукой и культурой, которая дает каждому человеку способность действовать по совести.