Религия и политика
С точки зрения истории и политологии, религиозное сообщество связано с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны, религиозные институты обычно функционируют в обществе как стабилизирующий и гармонизирующий фактор, укрепляющий положение властных структур. Но в то же время, религия может выступать и дестабилизирующим фактором.
Политолог Дюркгейм сказал: «Религия - наиболее первобытное из всех социальных явлений. Именно из неё путём последовательной трансформации возникали все другие проявления интеллектуальной деятельности: право, мораль, искусство, наука, политические формы и т.д.».
Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Можно назвать теократические монархии, где государственная власть и господствующая религия нераздельно слиты. В демократических же странах принципом взаимоотношения государства и церкви становится их автономность друг от друга. А 20-й век с его тоталитарными режимами породил и такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан.
Исторически сложилось так, что христианство первые века своего существования было гонимой и не признанной государством религией. Слова Иисуса Христа «Царство моё не от мира сего» ориентировали верующих на неприязненное и пренебрежительное отношение к существующей политической власти. Перелом произошёл после принятия христианства императором Константином в 312 г., с которого начинается период превращения христианской религии из гонимой и презираемой в государственную, «византийская эра» её истории.
Взаимоотношения церкви и государства:
1.Теократический период - это слияние светской и церковной власти. Символическим выражением этой идеи стала церемония коронования и миропомазания императора. Монархия обеспечивала единовластие, а церковь укрепляла и освещала её своим авторитетом.
2. Концепция «естественного закона» (17 век) - укрепление суверенитета светской власти. В России этот процесс начинается при Петре I. Уничтожение патриаршества преподносилось как выражение заботы, политической целью этого акта было устранение конкурента в лице церковной власти.
3. Тенденции разделения церкви и государства (с кон. 18 в.) - что означало полное вытеснение церкви из всех значимых сфер социальной жизни.
4. Марксистская концепция религии (атеизм) - полное уничтожение религии.
В 1922 г. при Политбюро ЦК РКП(б) была создана специальная «Комиссия по проведению отделения церкви от государства», позже переименованную в «Антирелигиозную комиссию». В числе сотрудников Комиссии основную массу работников составляли люди с самым низким уровнем культуры, многие не имели и среднего образования. 23 февраля 1922 г. ВЦИК издал декрет о принудительном изъятии церковных ценностей. Прошли судебные процессы над священнослужителями, массовые зверские расправы без суда, на верующих обрушивались волны репрессий, аресты, отправка в лагеря. Религиозность стала рассматриваться как разновидность гражданской неблагонадёжности и неполноценности.
5.Современный период: улучшение взаимосвязи между государством и церковью. Этот период начинается со времён новой политики М.С. Горбачёва с 1985 г.
Что касается ислама, то это самая молодая из мировых религий, возникшая в VI в. в Аравии на перекрёстке культур и цивилизаций Востока и Запада. В крупном торговом городе в центре Аравии - Мекке были произнесены первые проповеди новой религии - ислама, провозглашённые его основателем пророком Мухаммедом.
В исламе Бог (Аллах) рассматривается как источник власти. Община правоверных - это община божья (уммат Аллах), враги общины - это враги Бога. Поэтому община (умма) считается в исламском праве орудием легитимизации власти.
В исламе, так же как и в христианстве, произошёл раскол на основные идейные течения - суннизм и шиизм. Это произошло при четвёртом халифе Али, когда среди мусульман возникли острые разногласия относительно порядка передачи власти в арабо-мусульманском государстве (халифате). Основой религиозной практики суннитов кроме Корана, является сунна. Верховная власть в халифате должна принадлежать халифам, избираемым всей общиной. Шииты же признают законной лишь наследственную передачу власти потомкам пророка Мухаммеда по линии его двоюродного брата Али, считавшихся духовным и светским главой мусульманской общины (имама).
Почти за полтора тысячелетия своего существования ислам привлёк миллионы последователей, охватив своим влияние огромные территории в Азии, Африке, Европе. Многочисленные мусульманские государства возникали и распадались, под знаменем ислама шли войны, иногда нацеленные на завоевание чужих территорий, иногда - на освобождение мусульманских народов от иностранного гнёта. На обширных территориях, единство которых выражалось в общности основополагающих идей веры и сакрального языка (арабского) - языка Корана, создалась своеобразная культура, вобравшая в себя элементы многих местных культур разноязыких мусульманских народов.
Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большинство населения (Северная Африка, страны Аравии, Турция, Иран, Пакистан, Афганистан и др.). В ряде государств Азии и Африки ислам признан государственной или официальной религией, в некоторых слово «исламский» включено в их название.
Во многих странах, где распространён ислам, действу мусульманские политические партии и общественные организации, нередко играющие важную роль в политической жизни. Существует и целая сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.), действующих как на государственной, так и на неправительственной основе. Некоторые из них сосредоточили свою деятельность в религиозно-культурной сфере, часть в политике, некоторые - в сфере экономики.
Эта религия распространена среди значительной части населения нашей страны. При этом подавляющая их часть - сунниты. Действует мусульманский институт и ряд средних духовных учебных заведений (медресе). Ежегодно мусульмане отправляются для совершения паломничества в Мекку.
Таким образом, окинув взглядом историю человечества в целом, можно видеть, что в подавляющем большинстве культур религиозный авторитет и светская власть либо идут рука об руку, либо в той или иной степени прорастают друг в друга, вплоть до полного отождествления.