Конспект лекций по предмету "Криминопенология"


Проблема классификации и механизма взаимодействия причин

Проблема классификации и механизма взаимодействия причин и условий преступлений в криминологии и криминопенологии
Прежде всего необходимо различать причины и условия преступного поведения и причины и условия существования преступности. Отсюда. Причины порождают, производят преступное поведение, условия же этому способствуют или препятствуют. И далее. Причины определяют существование преступности, а условия же этому опять же способствуют или препятствуют.
Определяют существование преступности общесоциальные явления и процессы, т.е. действующие в масштабе всего общества и которые заключаются в противоречиях сфер социального бытия и общественного сознания. Вызывают же совершение преступления личностно-микросредовые, социально-психологические явления и процессы, т.е. заключающиеся в личности преступника, в криминогенной ситуации и в социальной микросреде.
Подобное деление осуществлено уже на основании уровневого подхода, который в нашем представлении означает вертикальное расчленение исследуемого криминального явления на несколько горизонтальных равнозначных, но, как правило, разнохарактерных по содержанию социальных, социально-психологических и т.п. пластов (слоев, плоскостей, ступеней) на основе учета философского соотношения общего и отдельного с их переходными звеньями или системного анализа.Системный же анализ в традиционном представлении требует в любом исследуемом объекте отыскивать и подвергать расчленению компоненты системы, системообразующие связи, интегративные и аддитивные свойства объекта, а также функции как системы в целом, так и ее элементов. При этом аддитивные свойства объекта представляют собой «сумму соответствующих свойств его частей». Интегративные свойства объединяют объект, делают его единым образованием и присущи ему в целом, в отличие от его частей. Если объект обладает только аддитивными свойствами, то он является суммарной системой, если только - интегративными, то цельной.
В нашем представлении именно уровневый подход, последовательно реализованный и доведенный до логического завершения, должен быть положен в основу классификации причин и условий преступлений.
Исторически первой (в российской криминологии) уровневой классификацией причин и условий преступлений было их деление на социальные причины и условия преступности в целом (общее) и причины и условия конкретных преступлений (отдельное), а также на причины преступности в целом (опять-таки - общее) и специальные причины отдельных групп преступлений (особенное). Эти две двучленные классификации не противопоставлялись друг другу (Сахаров А.Б., Звирбуль В.К., Герцензон А.А., Танасевич В.Г. и др.). То есть были выделены два уровня действия причин - общий или общесоциальный и индивидуальный, который впоследствии оформился как единичный или личностно-микросредовый. И также впоследствии это деление причин и условий легло в основу разработки двух уровней и механизмов действия (динамики) причин и условий преступлений. То есть не только ответ на вопрос, почему, но и как, каким образом порождаются и обуславливаются в движении (динамике) преступления.
Следующей, исторически, классификацией причин и условий преступлений по уровням их действия явилось деление их на:
1. Общие социальные причины и условия преступности.
2. Особенные социальные причины и условия отдельных категорий преступлений (а впоследствии Аванесов Г.А. включил сюда особенные причины и условия типов преступности.
3. Конкретные причины и условия совершения отдельных преступлени.
Подобная же классификация давалась и в общевузовских учебниках криминологии (1979, 1988, 1994, 1995, 1996, 1998 г.)
Здесь уже был выделен особенный уровень. А Аванесов Г.А. отметил, что проблема соотношения философских категорий общее, особенное и единичное «применительно к причинам преступности является для теории и практики криминологии одной из основных».
Выделяя уровень «особенное» в 1974 году, мы имели в виду необходимость решения, по меньшей мере, двух проблем. Первая проблема - философская, о чем впоследствии и писал Аванесов Г.А., как уже указывалось, - о соотношении категорий «общее», «особенное», «единичное», «отдельное» применительно к проблемам различения преступности, преступного поведения, преступления и - уровневой классификации причин и условий преступлений. Вторая проблема - взаимодействия общего уровня причин и условий преступлений, впоследствии названного общесоциальным, и единичного, затем обозначенного как личностно-микросредовый, на примере бытовой преступности и ее общесоциальных причин и насильственного преступного поведения в бытовых группах и его личностно-микросредовых причин. При этом противоречия домашнего (жилищного) быта рассматривались как общесоциальные источники конфликтных ситуаций в бытовых группах, а те, в свою очередь, как источники обострения противоречий на общесоциальном уровне.
В последующем в своих философских изысканиях мы пришли к выводу о том, что категория «особенное» не самостоятельная, а зависимая от - «общее» и «отдельное» и, кроме того, что следует выделять два уровня, как, собственно, и было сделано в период возрождения российской криминологии - общесоциальный (преступность) и личностно-микросредовый (преступное поведение), а также пять видов причин и условий преступлений, определяемых в зависимости от того, что они порождают и обуславливают. Иначе говоря, эти виды следует определять от следствия - к причинам, а не наоборот.
И таким образом получится, что если мы признаем существование преступности, то значит, - и ее общесоциальных причин и условий. А поскольку преступность проявляется в своих типах, существующих в сферах жизнедеятельности общества, то следует выделить и их особенные (специфические) общесоциальные причины и условия типов преступности (например, наказательной, организованной, экономической, профессиональной, бытовой, политической и др.). Здесь имеется в виду, что уровень их - общесоциальный, т.е. подчиняется социологическим законам, но содержание - специфическое, особенное, зависящее в полной мере от особенностей сферы жизнедеятельности людей, социального института, общности. Далее. Если второй уровень функционирования причин и условий преступлений - личностно-микросредовый, то и причины с условиями, определяющими преступное поведение, следует обозначить как личностно-микросредовые. Поскольку преступное поведение имеет свои типы, например, корыстный, насильственный, неосторожный, аномально-сексуальный, политический, пенальный, то их причины и условия - особенные личностно-микросредовые, поскольку уровень их функционирования - тот же, а содержание - специфическое, определяемое в зависимости от типов криминогенной мотивации и ситуации и потому имеющее особенности, например, их носителей - корыстного преступника, неосторожного, осужденного и т.п., а также - микросреды, содержащей в себе и управленческую, и экстремальную, и конфликтную, и виктимогенную, и др. типы ситуаций, имеющих одинаковую структуру и совершенно разное содержание, время действия и т.п.
Конкретное преступление, естественно, совершается и порождается тоже на этом же уровне, но поскольку оно имеет черты неповторимости, то и причины с условиями, определяющие преступление непосредственно, следует обозначить как индивидуально-значимые личностно-микросредовые причины и условия конкретного преступления.
В итоге мы получим следующую картину:
I. Общесоциальные причины и условия преступности.
П. Особенные общесоциальные причины и условия типов преступности.
III (1). Личностно-микросредовые причины и условия преступного поведения.
IV (2). Особенные личностно-микросредовые причины и условия типов преступного поведения.
V (3). Индивидуально-значимые личностно-микросредовые причины и условия конкретного преступления.
Важным для криминологии является такое понятие как криминогенность (crimen (лат) - преступление, genos (гр.) - род, происхождение). Криминогенность означает способность породить, определить преступлeнue и преступность.
Кроме того, криминологи употребляют и другие понятия. Например, такой термин как «фактор». Под фактором обычно понимается такое социальное явление или процесс, который имеет как криминогенное (т.е. порождающее преступное), так и антикриминогенное (т.е. препятствующее порождению преступлений, определяющее их ликвидацию, исчезновение), т.е. двоякое значение. К факторам относят, например, урбанизацию (т.е. расширение и строительство новых городов), миграцию (т.е. перемещение больших масс населения), рождаемость, изменение половозрастной структуры населения (т.е. социально-демографические факторы), свободное время, занятость женщин в общественном производстве и вообще эмансипацию женщин, образовательный и культурный уровень населения и др.
Помимо этого, под факторами следует понимать, по нашему мнению, явления, которые определяют пространственно-временные изменения преступности. Иначе говоря, факторы, влияющие на изменение преступности во времени - это изменяющиеся явления в обществе, например, те же урбанизация, миграция, индустриализация и пр. Факторы же, влияющие на территориально-региональные различия в преступности - это стабильно, постоянно действующие только в этом регионе (местности) явления, например, национальные особенности, малочисленность населения и большая территория, климат, географические особенности местности (горы, тундра, равнина, тайга, болота и т.п.) и др.
Кроме того, некоторые авторы называют причины и условия преступлений одним словом «обстоятельства», не различая их (Утевский Б.С., Стручков Н.А. и др.), другие - детерминантами (Кузнецова Н.Ф.). Помимо этого, из идеологических соображений выделяли коренные и некоренные причины, полную и специфическую причину и т.п.
С точки зрения структуры и механизма взаимодействия причин и условий преступлений достаточно выделения лишь двух уровней: причин и условий преступности и преступного поведения. Причины и условия преступлений, выявляемые в процессе конкретного криминологического исследования, служат для этих причин и условий эмпирической базой (иначе - статистической совокупностью), и этот термин может применяться как обобщающий при описании причин и условий преступлений всех уровней.
При этом причины и условия преступности и ее типов (общесоциальные и особенные общесоциальные) действуют по механизму на уровне общего и общесоциального. Более того, даже можно сказать, что действие причин на этом уровне подчиняется динамическим закономерностям (об этом свидетельствует жесткость зависимости общесоциальных причин и преступности, предопределенность преступности, независимо от ее количественного выражения, ее неизбежность).
Общесоциальные причины преступности воздействуют также на содержательную сторону особенных общесоциальных причин типов преступности. Но, с другой стороны, их содержание специфическое и определяется содержательной стороной особенных личностно-микросредовых причин типов преступного поведения. Также особенные общесоциальные причины воздействуют на соответствующие им личностно-микросредовые причины, хотя и не затрагивают механизм их действия. Общесоциальные причины и условия преступности воздействуют на отдельные индивидуально-значимые причины и условия преступлений через особенные (особенные общесоциальные и особенные личностно-микросредовые), поэтому так трудно увидеть роль тех или иных социальных явлений и процессов именно как причин преступности, а не вообще общесоциальных негативных явлений, например, проституции, пьянства.
Общесоциальные и особенные общесоциальные причины преступности и ее типов устанавливаются социологическим анализом и имеют характер явлений и процессов всего общества.
Причины и условия преступного поведения (как индивидуально-значимые, так и личностно-микросредовые и особенные личностно-микросредовые) действуют по механизму на уровне личности и микросреды и имеют характер статистических, т.е. вероятностных, определяемых по средней доминирующей тенденции, закономерностей. Причины и условия преступного поведения на этом уровне устанавливаются психофизиологическим, психологическим и социально-психологическим анализом и имеют характер внутриличностных, психических и психофизиологических, межличностных и межгрупповых, социально-психологических, явлений и процессов. На базе особенных личностно-микросредовых причин того или иного типа преступного поведения синтезируются особенные общесоциальные причины соответствующего ему типа преступности (например, на базе причин и условий пенального преступного поведения синтезируются особенные общесоциальные причины наказательной преступности и - наоборот и т.д., а как это осуществляется конкретно покажем в конце данного раздела после анализа структуры причин и условий).
Структура причин и условий преступлений также двух видов и соответствует механизмам их воздействия на преступления. Структура общесоциальных и особенных общесоциальных причин и условий преступности аналогична, как и структура личностно-микросредовых, особенных и индивидуально-значимых, причин и условий преступного поведения, его типов, конкретного преступления.
Все виды причин и условий преступлений можно разделить на внутренние причины и внутренние условия, внешние причины и внешние условия. Но на общесоциальном уровне их содержание и действие совсем иное по сравнению с уровнем личностным, микросредовым.
Кроме того, в криминологической литературе выделяют объективные и субъективные причины и условия, и это деление имеет значение и «работает» на уровне общества.
Понятия «внутреннее», «внешнее» применительно к причинам и условиям преступлений означают:
а) на общесоциальном уровне, т.е. относительно общесоциальных и особенных общесоциальных причин и условий преступности и ее типов, это значит - «внутренние» - то есть внутри общества, страны, «внешние» - то есть вне этого общества, страны, иначе - различные формы влияния иных обществ и стран на нашу страну,
б) на личностно-микросредовом уровне, т.е. относительно причин и условий преступного поведения, его типов, конкретного преступления - это значит - «внутренние» - то есть внутри личности преступника, «внешние» - то есть вне преступника, на него воздействующие.
Внутренние общесоциальные причины преступности - это различного рода противоречия в сферах социального бытия и общественного сознания; внутренние общесоциальные условия - это разные недостатки в деятельности государственных, частных и общественных организаций, внешние общесоциальные причины - это прямое воздействие иных стран на нашу страну, а внешние общесоциальные условия - это различного рода косвенные влияния иных стран (милитаризация, эмбарго на товары, экономический шпионаж и др.) на преступность в нашей стране.
Внутренняя причина преступного поведения и его типов на личностно-микросредовом уровне - это криминогенная мотивация преступника, внутренние условия - его психофизиологическая и психологическая среда; внешняя причина - криминогенная ситуация, а внешние условия - недостатки микросреды относительно личности преступника.
Данный теоретический анализ взаимодействия причин и условий преступлений разных уровней и их структуры следует дополнить более содержательным, на основе конкретных типов преступности и преступного поведения. А для этого надо забежать немного вперед - в разделы о наказательной преступности и пенальном преступном поведении.
Внутренними общесоциальными причинами наказательной преступности являются противоречия общественного бытия и сознания сферы исполнения наказаний. Внутренними и внешними причинами пенального преступного поведения выступают криминогенная мотивация прежде всего уклонения от наказания и криминогенные ситуации разных типов - конфликтная, безнадзорности, управленческая и т.д., субъектами которых являются осужденные или сотрудники с той или другой стороны. Обостряющиеся противоречия сферы бытия наказания являются источником роста криминогенных ситуаций разного типа при исполнении наказаний. Например, противоречие между властью законной, представляемой начальником учреждения («хозяин»), сотрудниками исполнительных органов (судебный пристав, судебный исполнитель, инспектор уголовно-исполнительной инспекции, исправительного центра, безопасности и др.), и властью фактической, олицетворяемой авторитетами и лидерами преступного мира («вор в законе», «положенец», «смотрящий»), является источником обострения различных конфликтных ситуаций или криминальной стабилизации сложившейся управленческой ситуации или развития ситуации безнадзорности, порождающих, в свою очередь, или коррупцию сотрудников или, с другой стороны, массовые беспорядки, террористические акты и т.п. Вместе с тем, простое увеличение количества конфликтных ситуаций между осужденными, управленческих - между сотрудниками и группировками осужденных отягощает общие противоречия в масштабе страны между властью законной и фактической, между провозглашенными целями и функциями уголовных наказаний и их реализацией, порой сводя на нет сам смысл уголовно-исполнительного и иного правового регулирования. Иначе говоря, противоречия общественного бытия наказания - одна из внутренних общесоциальных причин наказательной преступности, являются источниками внешних причин пенального преступного поведения - и наоборот.
Другая внутренняя причина наказательной преступности - противоречия общественного сознания наказания, отражающаяся в противоречии между общечеловеческой культурой и преступной субкультурой, получившая свое развитие в расцвете криминальных обычаев и традиций, питает криминогенные мотивации осужденных, ибо, чем большее влияние они, эти обычаи, имеют, тем больше носителей криминогенных мотиваций - и наоборот, чем больше носителей криминальных мотиваций, тем шире и острее разрастается общесоциальное противоречие, как в нашем обществе сейчас, криминальная субкультура «поедает» общечеловеческую, проникая во все поры социальной жизни. То есть другая сторона внутренней общесоциальной причины питает внутренние причины пенального преступного поведения - и наоборот.
Внутренние общесоциальные условия наказательной преступности являются базой, фундаментом для развития внешних условий пенального преступного поведения, как, например, общие недостатки правового регулирования, в частности, фактическое отсутствие в новом УК норм о защите сотрудников (сопротивление, злостное неповиновение и т.п.), приведет к обострению беспредела в колониях и тюрьмах, усугубит имеющиеся недостатки деятельности служб безопасности, оперативной, воспитательной. С другой стороны, рост недостатков в работе сотрудников, непрофессионализма, коррупции, насилия с их стороны в отношении осужденных дезорганизует общие основы руководства уголовно-исполнительной системой, подрывает доверие населения и депутатов, мешая принять соответствующие нормативные акты.
Внешние общесоциальные причины наказательной преступности, например, осуществляемая средствами массовой информации некоторых стран пропаганда «романтического» склада образа жизни профессиональных преступников и гангстеров; создание привлекательного облика особо опасного преступника в тюрьме, которому все дозволено и который все имеет, ни в чем не нуждается и все может, международные связи профессиональной организованной преступности и пр. усиливают влияние преступной субкультуры и рост носителей криминогенной мотивации среди осужденных, усугубляет и расширяет спектр действия криминогенных ситуаций, т.е. внешние общесоциальные причины наказательной преступности питают внутренние и внешние причины пенального преступного поведения - и наоборот.
Внешние особенные общесоциальные условия «наказательной» преступности как, например, политические, финансовые, экономические, милитаристские и т.п. рычаги воздействия на нашу страну, что мешает ей идти своим путем и в сфере уголовной политики, системе наказаний, криминализации преступного поведения, направленного против уголовно-исполнительной системы и ее сотрудников и т.д. и таким образом они подпитывают внешние причины, прежде всего управленческие криминогенные ситуации с участием криминальных авторитетов, и внешние условия пенального преступного поведения, например, срывы в организации трудоиспользования осужденных, задержки с внедрением современных технических средств профилактики преступлений и т.п.
В заключение данного параграфа следует отметить, что не только в криминологии, но и в криминопенологии изучение причин и условий преступлений по праву занимает центральное место. В дальнейшем изложении и анализе тех или иных проблем криминопенологии нами постоянно именно в вышепроанализированных смыслах будут употребляться уровни и виды причин и условий преступлений, их структура, где особое значение имеет деление на общесоциальные и личностно-микросредовые, внутренние и внешние, причины и условия преступлений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.