Конспект лекций по предмету "Политология"


Группы интересов как субъекты политики

Группы интересов как субъекты политики
Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект она характеризуется возможностью влиять на политические процессы в обществе и главным образом на политическую власть. Какую бы значительную роль ни играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете, главным субъектом выступает личность, поскольку сами эти организации состоят из реальных личностей.
Активное включение личности в политический процесс требует определённых предпосылок. Их можно разделить на 3 группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо удовлетворение его личных потребностей. Замечено, что чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам функционирования. Уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека.
Субъект политики оказывает реальное воздействие на власть в соответствии со своими целями и намерениями. Поэтому, субъектами политики являются такие участники политической жизни, которые способны реализовывать собственные цели.
Важным качеством субъекта является его активность. Политическая активность обозначает все виды и способы воздействия субъекта на объективный мир и других субъектов политики.
К политической активности относятся митинги, демонстрации, бунты, законодательная и исполнительная деятельность институтов государства, избирательный процесс и др.
Важное влияние на государство, партии и политическую жизнь в целом оказывают группы интересов. Они возникли в процессе индустриализации общества, плюрализации, роста разнообразия его социальной структуры и развития демократии.
Американский политолог Бентли в работе «Процесс управления» (1908 г.) впервые предложил новую социальную группу, которую он назвал «группа интересов».
Группа интересов - это объединения людей на основе общности интересов и действий в каждой конкретной политической ситуации.
Главным объектом воздействия групп интересов являются государственные институты: правительство и парламент, а также местные органы власти и управления.
Группы интересов отличаются от партий тем, что они не стремятся к власти, взятию на себя политической ответственности и формированию правительства, не выставляют собственных кандидатов на выборах в государственные органы. Однако они влияют на парламент и правительство и принимаемые ими решения. Группы интересов могут поддерживать те или иные партии или же не иметь устойчивой партийной ориентации.
Типы групп интересов:
1. Аномические группы - возникают неожиданно, в форме стихийной реакции на ту или иную ситуацию. Их отличает слабая и неустойчивая структурная оформленность, отсутствие постоянных организованных коллективных действий и кратковременность существования. Сюда относятся стихийные митинги, бунты, манифестации.
2. Институциональные группы - возникают на базе формальных политических институтов выполняющих определенные функции в политической системе и обществе. Наряду с формально зафиксированными целями, такие группы имеют и свои специфические интересы. Влияние институциональных групп не всегда заметно. Эти групп возникают на базе министерств, ведомств, армии, партийного аппарата, церкви.
3. Лоббистские организации - оказывают давление на законодателей с целью принятия законов и решений в интересах отдельных партий. Они стремятся реализовывать свои интересы через влияние на депутатов, членов правительства с помощью их информирования, рекомендаций, убеждения, экспертных оценок, предложения собственных законопроектов или участия в их разработке, оказания различного рода услуг.
4. Ассоциативные группы - специализирующиеся на защите определенных интересов организации, имеющие четкую структуру и правовой статус. К ним принадлежат профсоюзы, объединения предпринимателей, молодежные, женские, профессиональные, этнические, религиозные ассоциации.
Группы интересов различаются не только по целям, особенностям внутренней организации и характера активности, но и по сферам их деятельности. В связи с этим выделяются группы интересов, действующие в экономической, социальной, религиозной, культурной, спортивной сферах.
Функции групп интересов:
1. Артикуляция интересов - формулирование требований, соответствующих интересам групп.
2. Агрегация интересов - выявление сходных интересов граждан с целью объединения в политический интерес.
3. Интеграция группы - объединение вокруг общих целей.
4. Рекрутирование (формирование) политических элит - подготовка политических лидеров.
Группы интересов обладают разнообразными средствами воздействия на общественность, органы власти и управления. Важнейшими среди них являются численность и активность их членов, а также материальные, информационные и некоторые другие ресурсы.
Особенности групп интересов в России.
В СССР общественные организации действовали под прямой опекой партийных комитетов, выполняли в политической системе роль проводников решений КПСС, которая по существу определяла их высший руководящий состав.
После краха коммунистического режима наиболее крупные организации, и, прежде всего номенклатурное руководство и верхушка аппарата, поменяв названия или разделившись на несколько организаций, сохранились и перенесли в новые условия прежние привычки и традиции. Это во многом определяет внутреннюю жизнь и общественно-политическую роль групп интересов в современной России. Наиболее массовые из них унаследовали от прошлого свои привилегии, материальную базу, а также зависимость от государства и лояльность к власти (например, Независимые профсоюзы).
Образовавшиеся в последние годы подлинно независимые, добровольные группы интересов из-за крайней ограниченности ресурсов, затрудненности доступа к СМИ, политической пассивности населения не имеют значительного влияния в обществе.
Этого нельзя сказать о финансово-промышленных группах, которые сконцентрировались вокруг крупных банков и приобрели огромное влияние на политическую жизнь страны. В условиях крайней слабости партийной системы финансово-промышленные группы оказывают большее влияние на политику, чем подавляющее большинство партий. Этому способствует тесная связь таких групп с правящей элитой. Помимо огромных денежных ресурсов, они обладают таким первостепенным по своей значимости средством политического воздействия, как СМИ. Так, например, возглавляемая президентом «Мостбанка» В. Гусинским группа «Медиа-Мост» в 1998 г. включала телевизионный канал НТВ, радиостанцию «Эхо Москвы», ежедневную газету «Сегодня», журнал «Итоги», издательство «Семь дней», целый ряд других центральных и региональных СМИ.
СМИ иначе называют «четвёртой властью», подразумевая под другими - законодательную, исполнительную и судебную. Политическая роль СМИ выражается в производстве политической информации, которая имеет общественную значимость и требует внимания со стороны государственных органов, оказывая на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий, политических лидерах, о состоянии дел в различных сферах жизни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.