Идея государства происходит из самой глубины человеческого сознания. На различных этапах развития народы и племена приходили к выводу о необходимости создания охраны своей безопасности, прав и свобод. Основной причиной появления государства у разных народов явилась осознанная необходимость общего управления для соблюдения жизненно важных условий существования.
В государстве народ имеет возможность объединить свои силы и направить их на достижение экономических, политических и социальных целей. Создавая государство, люди вместо подчинения стихийным силам подчиняются верховной власти, которую сами сознательно создали. Таким образом, они выходят из состояния слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают независимость, что является первым условием свободы.
Термин «государство» обычно употребляется в 2-х значениях. В широком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определённой территории и управляемое органами высшей власти. В узком значении, государство - это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории.
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всё население в пределах территории страны, издаёт законы, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения.
Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. С точки зрения особенностей взаимоотношения государства и личности, принципов свободы и прав человека в развитии государств можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.
Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально не ограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали личность как источник государственной власти. Типичным воплощением такого типа государства являлись монархии.
Конституционное государство является объектом сознательного человеческого воздействия, организации, управления и регулирования. Одним словом, оно связано с появлением конституции.
Элементы государства:
1. Территория - это географическое пространство, физическая основа государства.
Кроме поверхности суши, в понятие «государственная территория» входят недра, воздушное пространство, территориальные воды. Государство должно иметь чётко обозначенные границы своих территориальных владений. Нарушение границы является агрессией (1). В случае потери территории в результате агрессии государство прекращает существование.
2. Население - это сообщество людей, проживающее на территории государства, подчиняющееся его власти и составляющее народность, или нацию.
Население государства может состоять из одной народности. Тогда это государство является моноэтничным (например, ОАЭ, где не дается гражданство не жителям этого государства). Если на территории государства проживает несколько народностей, наций, то такое государство - полиэтничное (например, РФ). Население в государстве - это подданные государства, или его граждане.
3. Политическая власть - отношение господства и подчинения между политической элитой и основной частью населения.
Основные признаки государства:
1. Единство территории.
2. Наличие публичной власти, стоящей над обществом и управляющей им.
Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату.
3. Законотворчество.
4. Налоги.
5. Суверенитет (независимость).
6. Наличие военной силы и судебно-репрессивного аппарата.
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции государства - это главные направления его деятельности. Существуют внутренние и внешние функции государства.
Функции государства:
1. Внутренние - это главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику. Они характеризуют роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. К регулятивным функциям можно отнести экономическую, социальную функции, а также налогообложения и взимания налогов, экологическую, культурную и др.
2. Внешние - это внешняя политика государства. Сюда относятся такие функции как оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество. Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Строение государства традиционно характеризуется с помощью понятия о его формах. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан.
В формах государства обычно выделяют формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики.
Форма правления - это способ организации верховной государственной власти, принцип взаимоотношения его органов и степень участия населения в их формировании.
В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть обычно наследственная. При этом различают монархию абсолютную (в которой отсутствуют представительные учреждения народа и власть монарха ничем не ограничена, например, Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман) и монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган (например, парламент). Конституционная монархия, где полномочия монарха ограничены конституцией делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен исполнительной властью и лишь частично законодательной, а также на парламентскую, в которой монарх обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими.
Монархия - форма правления, при которой высшая власть в государстве объединяет функции главы государства и функции других властей, и принадлежит одному лицу - монарху.
Современная форма ограниченной монархии - парламентская монархия. Роль монарха в ней номинальная; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии - современная Великобритания. К ним относятся также Япония, Испания, Швеция, Норвегия.
Современные парламентские монархии мало, чем отличаются от республик - второй основной формы правления.
Республика - это форма правления, в которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам - парламенту (3), президенту (4).
Таким образом, в республике источником власти является народ, который избирает высшие органы государства на определённый срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кто его контролирует, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
Виды республик:
1. Парламентская - где правительство образуется на парламентской основе, которое ответственно перед парламентом - Италия, Германия, Индия.
В парламентской республике глава государства - президент. Но его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально - он первое лицо в политической иерархии.
2. Президентская - где президент выступает и главой государства, и главой правительства, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил - США, некоторые страны Африки.
Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несёт ответственности перед парламентом. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента.
3. Полупрезидентская (смешанная) - где сочетается сильная президентская власть с контролем парламента за деятельностью правительства - Франция, Польша, Финляндия.
Т.е. форма, сочетающая в себе черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несёт ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). Ее главная характерная черта - двойная ответственность правительства - перед президентом и перед парламентом.
Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные, федерации, конфедерации, и исторический тип - империи.
Формы государственного устройства:
1. Унитарное государство - это простое, единое государство, которое не имеет в своём составе иных государственных образований на правах его членов. В таких государствах существует единая система высших органов и единая система законодательства. Большинство государств мира являются унитарными. Например, Великобритания, Франция, Италия и др.
2. Федерация - является союзным государством, состоящим из государственных образований, обладающих определённым суверенитетом на своих территориях - США, Россия, Германия, Канада, Мексика, Индия и др.
В федеративных государствах существуют единые социально-экономическое пространство, денежная система, конституция, гражданство, территория, границы, высшая власть. Субъекты федерации не имеют права выхода из государственного союза. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующие органы власти членов федерации. А наряду с федеральным законодательством существует и законодательство субъектов федерации.
3. Конфедерация - это временный союз независимых государств, созданный для достижения общих целей. Например, Европейское содружество. Это менее прочное по сравнению с федерацией объединение государств и существует в определённом виде сравнительно недолго. Конфедерации либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Конфедерация не обладает суверенитетом, т.к. отсутствует единая система законодательства, нет единого гражданства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза.
Что касается нашей страны, то в соответствии с Конституцией - Российская Федерация есть демократическое государство. Это отражается в народовластии, в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, в политическом многообразии, в предоставлении гражданам политических прав и свобод.
Согласно Конституции - Российская Федерация является правовым государством. Т.е. важнейшим принципом является верховенство права, что означает, прежде всего, верховенство закона. В правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан.
Россия - Федеративное государство с республиканской формой правления. Президент выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он имеет возможность влиять на организацию деятельности исполнительной ветви власти. Президент России назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и принимает решение об отставке Правительства.
Согласно Конституции РФ - Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. Это представительный и законодательный орган, состоящий из двух палат: Верхней - Совет Федерации и Нижней - Государственной Думы.
Итак, Президент РФ - глава государства, и на практике возглавляет всю систему исполнительной власти. Всё это является основанием утверждать, что форма правления в РФ ближе к президентской республике (или смешанной), чем к парламентской.