Основы государственного права Азербайджана
1.Конституция Республики: структура, порядок изменения и дополнения; основные принципы устройства государства; основы правового статуса личности;
Азербайджанская Республика - государство, расположенное на юго-востоке Закавказья, граничит с Россией, Грузией, Арменией, Турцией и Ираном. На востоке омывается Каспийским морем.
Крупные города - Ганджа, Сумгаит, Шеки, Мингечаур, Ленкорань, Нахичевань. В состав Республики входит Нахичеванская Автономная Республика. Азербайджан делится на 61 район. Население Азербайджана составляет 7,13 млн. человек (на 1 янв. 1990 г.), официальный язык - азербайджанский, денежная единица - манат.
Азербайджан - индустриально-аграрная страна, основа экономики - нефтедобыча и нефтепереработка, сельское хозяйство.
Азербайджан является участником Содружества Независимых Государств (СНГ).
В августе 1991 г. Верховный Совет страны провозгласил Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджана на основе Акта 1918 г. 18 октября 1991 г. был принят Конституционный акт "О государственной независимости Азербайджанской Республики". Эти документы явились базой для дальнейшей работы над Конституцией Республики.
На всенародном референдуме 12 ноября 1995 г. была принята Конституция, воплотившая идеи национальной государственности и провозгласившая в преамбуле цель утверждения в стране справедливости, свободы и безопасности.
Референдум, послуживший правовой основой Конституции, подтвердил согласие населения страны с ее положениями и показал приверженность общечеловеческим ценностям, сосуществованию на принципах дружбы, мира и безопасности с другими народами, для чего в соответствии с Основным Законом необходимо осуществлять взаимовыгодное сотрудничество, обеспечивая достойный уровень своей жизни.
В новой Конституции отражены положения о самоопределении и социальной справедливости, о создании гуманного демократического государства, в котором могли бы жить все народности, населяющие Республику, повышая уровень своего благосостояния,
Конституция Республики - это современный правовой документ, включающий в себя достижения всего человечества в области демократии. Народ в ней заявляет о намерениях защищать независимость, суверенитет и территориальную целостность Республики. Только в рамках Конституции можно гарантировать демократический строй, достичь утверждения гражданского общества и построить правовое светское государство. Новые философские гуманные идеи нашли свое закрепление в Конституции. Выделен и творец государства и общества - человек с его правами, свободами, возможностями.
Разработка и принятие Конституции вызваны рядом факторов, возникших после распада Союза ССР: прежде всего это необходимость оформить суверенитет новой Республики, ее место в мировом сообществе, затем - обозначить новые принципы построения экономики, расширенные права человека и гражданина, закрепить конституционную позицию государства в политической жизни.
В Конституции определены рамки правовых взаимоотношений между гражданином, обществом и государством, причем приоритет принадлежит личности - гражданину страны.
Новое время и новое общество потребовали укрепления основы государства - экономической базы в виде рыночной экономики и правовой свободы действий человека. Все это необходимо было закрепить и законодательно. Естественно, что наиболее важным актом на этом пути явилась Конституция. Переход к рыночным отношениям не мог произойти без и вне демократизации всего общества, определения в нем форм собственности, свойственных переходному от казенного социализма периоду.
Достойное место в ряду цивилизованных стран Азербайджан заслужил своей внутренней и внешней политикой, отношениями с соседними странами СНГ, с Российской Федерацией, с западными и восточными соседями.
Стабильность государства и общества может развиваться лишь на подлинно демократической основе и правовых гарантиях. Данный период может основываться только на конституционных началах, ясных и доступных каждому человеку, применяемых всеми членами общества. Среди них - приоритетная защита наиболее уязвимых и необеспеченных слоев населения, женщин, детей, инвалидов и, естественно, развитие социальных институтов, важных для жизнеобеспечения людей.
Принятие Конституции явилось важнейшим актом в истории народов Азербайджана, обозначило новый рубеж государственного и общественного развития, определило его перспективы. Непосредственная история самой Конституции Республики имеет свои этапы - от провозглашения независимости Азербайджана до Основного Закона нового государства. На всех этапах развития эталоном служил демократизм конституционных преобразований, их социально-правовая направленность. Сама идея разработки и принятия Конституции 1995 г. возникла сразу же после получения самостоятельности Азербайджаном, воплотив в себе опыт исторического развития азербайджанского народа с учетом общепризнанных норм международного права и опорой на их приоритетность. В ней решались стоящие перед Республикой сложнейшие социально-политические, экономические и государственно-правовые вопросы, многие из них имели характер неотложных, первостепенных, судьбоносных для народа.
В первом разделе провозглашается власть народа, определяется, что такое азербайджанский народ, каков его состав - граждане, проживающие в стране и за ее пределами без какой-либо дискриминации. Суверенитет народа реализуется непосредственно путем референдума, именно путем всенародного голосования. Только на референдуме решаются вопросы принятия новой Конституции Республики или внесения изменений в существующий Основной Закон. Изменение границ Азербайджана также может быть произведено только путем референдума.
2. Законодательная власть: структура, компетенция; Президент Республики; Правительство Азербайджана;
Глава государства - Президент Азербайджанской Республики, который в силу Конституции воплощает единство народа и обеспечивает преемственность азербайджанской государственности. Он является гарантом независимости и территориальной целостности, соблюдения международных договоров и независимости судебной власти, чему способствует широкий круг ответственных полномочий, врученных ему народом.
Конституция определяет довольно строгие требования к выборам Президента - лицо, претендующее на данный пост, Должно быть гражданином Азербайджана, возрастом не менее 35 лет, проживать в Республике 10 и более лет, не иметь судимости, иметь высшее образование и не должно обладать двойным гражданством. Основной Закон страны таким образом подчеркивает конкретные требования к кандидату в президенты, В Азербайджане при воплощении общих принципов разделения властей восприняты как традиции мирового сообщества, так и национальная специфика общества. Конституция оговорила весь процесс избрания Президента, его присягу, возможность его освобождения при чрезвычайных обстоятельствах как при неспособности постоянно выполнять свои обязанности, так и при полном отстранении от должности. Все эти процедуры четко закреплены в Конституции.
Обширные полномочия Президента соединяются с обязанностями, которые возложены на него Конституцией, кроме того, полномочия в ряде случаев ограничены парламентом - Милли Меджлисом Азербайджана.
Следует указать, что важной определяющей чертой азербайджанской Конституции является обширный раздел, в котором закреплены основные права, свободы и обязанности гражданина Республики. Естественность и неотчуждаемость прав и свобод, всеобщее равенство перед законом и судом, равенство женщины и мужчины независимо от расы, национальности, религии, языка, происхождения и положения, убеждений призваны создать правовой статус азербайджанского гражданина в его полноте и конкретности.
Конечно же, далеко не все конституционные права и свободы реализуются уже сегодня, чему есть многие причины. В то же время следует отметить, что процесс их воплощения в жизнь зрим, чему примером может служить то, что Милли Меджлис 10 февраля 1998 года подавляющим большинством голосов утвердил закон, проект которого был представлен Президентом, о присоединении к государствам, в которых смертная казнь как высшая мера наказания отменена. Она заменяется пожизненным заключением, что распространяется и на лиц, уже приговоренных к настоящему времени к исключительной мере наказания.
Такой шаг свидетельствует о поступательном движении в развитии демократических начал Конституции, где было записано, что каждый обладает правом на жизнь, за исключением "применения смертной казни на основании вступившего в законную силу приговора суда... " (ст. 27). Следует указать, что с права на жизнь начинается перечисление всех прав и свобод гражданина Азербайджана.
По Конституции законодательную власть в Азербайджане осуществляет Милли Меджлис - однопалатный парламент, избираемый на всеобщих, равных и прямых выборах при тайном голосовании сроком на 5 лет. Причем полномочия Милли Меджлиса определены в ст. 95 Конституции. Милли Меджлис обладает правом законодательной инициативы. Полномочия парламента весьма широки. В ведении Милли Меджлиса - весь комплекс вопросов законодательного характера при верховной власти Президента. Четко обозначены в Конституции и прерогативы исполнительной власти - Кабинета Министров, подчиненного Президенту страны.
3. Судебная система; конституционный контроль; местное управление; правовой статус Нахичеванской Автономной Республики.
Коренные перемены в азербайджанском обществе и его менталитете предполагают благоприятное разрешение конституционным путем узловых вопросов национально-государственного, политического м правового поступательного движения. Идет приватизация, принят по своей сути революционный закон, предусматривающий переход земли в собственность граждан с правом передачи, продажи другим лицам, реализующий центральные положения Конституции Азербайджана по дальнейшему становлению и развитию демократических институтов.
В судебной системе государства важное место, как отражено в Конституции, занимает Конституционный Суд с широкими правовыми полномочиями.
Проводимые в Республике конституционные, экономические и социально-политические реформы, перестройка правовой системы, эффективность механизмов демократии преобразуют всю ситуацию в стране, важнейшей чертой которой является переход от жесткой правовой нормативности к широкой и общепризнанной свободе индивидуального выбора. Причем повышается опирающееся на права человека в Конституции значение личностного выбора как наиболее современной черты всего демократического процесса в Республике. Демократическая Конституция Республики отражает одобренные народом национальные традиции и мировой опыт, закладывает правовой фундамент цивилизованного гражданского общества.