Конспект лекций по предмету "Конституционное право зарубежных стран"


Основы государственного права Туркменистана

Основы государственного права Туркменистана
Конституция Туркменистана; основы конституционного строя; правовой статус личности;
1991 год - год провозглашения независимости Туркменистана - стал поворотным годом в новейшей истории туркмен, открывшим магистральный путь к становлению подлинной независимости, национальному возрождению и строительству свободного и процветающего общества.
Обращение к национальным корням при разработке модели государственной организации и общественного устройства покоится на всестороннем анализе мирового опыта национально-государственной интеграции и учете стойкой приверженности туркменского народа национальным традициям, обычаям и представлениям, наглядной иллюстрацией которой служит последнее столетие. Сохранив общинное самоуправление, сложившийся в сфере семейно-бытовых отношений уклад жизни и традиционные социальные регуляторы, царское правительство проводило внедрение правовых начал европейского типа, объективно носившее прогрессивный характер, но проходившее сложно и длительное время не воспринимавшееся населением. События после октября 1917 г. и весь советский период катализировали становление новых государственно-правовых отношений. Все годы советской власти шел процесс замены традиционных регуляторов правовыми предписаниями нового образца. И, несмотря на все это, не только не исчезли, а наоборот, еще сильнее стали проявляться различия внедряемых и исторически сложившихся регуляторных начал, влияние обычаев, традиций, ритуалов в ряде сфер жизни общества даже усилилось.
В декабре 1991 г. Туркменистан приступил к непосредственной разработке собственной Конституции.
Президент страны явился инициатором подготовки новой Конституции и непосредственно руководил ее разработкой. Активизировалась работа предусмотренной постановлением Верховного Совета Туркменской ССР еще 23 августа 1990 г. Конституционной комиссии, председателем которой был утвержден С. А. Ниязов. Для подготовки проекта Конституции была образована рабочая группа.
Разработка Конституции была связана со значительными трудностями, ибо это была первая попытка создания не имеющего аналогов в прошлом Основного Закона страны, начавшей переход к принципиально иной форме государственного устройства и системе общественных отношений. С одной стороны, Конституция страны призвана была образовать правовую основу регулирования существующих в переходной фазе общественных отношений, а с другой - создать импульсы для их развития и формирования рыночных отношений и политического плюрализма. В условиях смены устоявшихся представлений, идеологической разобщенности и определенной дезориентации Конституция предлагает четкую систему целей развития, нравственных и правовых ориентиров. Доктринальные положения Конституции направлены на утверждение в жизни страны духа конституционализма, уважения к устанавливаемым ими основам демократического строя, включающим принципы международного права.
Концептуальный замысел Конституции прослеживается в ее структуре. Она характеризуется единством замысла и стремлением обеспечить целостность всего акта. При отборе перечня и определении последовательности изложения положений, нуждающихся в закреплении в Конституции, выделялись базовые принципы и институты, отражающие новую направленность развития национальной государственности и исповедуемые обществом ценности.
Халк Маслахаты - высший представительный орган. Меджлис (парламент) - законодательный орган; Президент Туркменистана; Кабинет Министров Туркменистана;
Согласно принятой в Туркменистане модели государство служит выразителем достигнутого национального и общественного согласия, оно является инструментом, способным опосредовать и уравновесить общие цели и задачи, обеспечить социальное партнерство, устойчивость и стабильность развития. Такая природа государства предопределила своеобразие построения и характер его властных структур. Система органов власти и управления должна была быть приспособлена для решения задач переходного периода.
Планируемая реконструкция основана на нетрадиционном подходе к формированию механизма, власти и управления и использовании общедемократической доктрины разделения властей.
В соответствии с избранной моделью реорганизации государственной власти введение поста Президента страны, сила и авторитет которого покоятся на демократизации общества и обеспечении непосредственного участия народа в построении своей государственности, рассматривается в качестве средства решения реформаторских задач. Сама по себе власть, сколь бы она ни была сильна, без самого широкого участия народа не в состоянии трансформировать общество. Поэтому во главу жизнедеятельности формирующегося государства возводятся человек, гражданин, его жизнь, права, свободы, интересы и возможности активного участия в управлении делами общества. Социальная ориентация нового независимого государства явилась узловым моментом разработанной концепции. Приступив к ее реализации, Туркменистан положил начало конституционной реформе. Этот процесс начинается с Декларации о государственном суверенитете Туркменской ССР. Принятие этого документа 22 августа 1990 г. явилось следствием набиравшего в СССР силу процесса суверенизации входивших в состав Союза республик, которые настаивали на пересмотре Союзного договора, более четком разграничении полномочий между центром и республиками, обретении ими подлинной самостоятельности и равноправия в рамках Союза. Декларация провозгласила государственный суверенитет Туркменской ССР "как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики на всей ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях".
В соответствии с Основным Законом Туркменистана народ - не пассивный источник делегирования власти государственным органам, а активный субъект государственно-властных отношений, непосредственно реализующий принадлежащие ему полномочия.
Согласно Конституции на вершине пирамиды власти - высший правительственный орган - Народный совет (Халк маслахаты), являющийся по-своему уникальной структурой публичной власти. С древнейших времен для решения вопросов, затрагивающих интересы всего народа, туркмены собирались на общий совет (маслахат). Эта по-настоящему демократическая традиция получила воплощение в новом органе власти - Народном совете (Халк маслахаты).
В состав Народного совета входят Президент страны, члены совета (халк векиллери), избранные от всех этрапов (районов), депутаты Меджлиса (парламента), члены Кабинета министров - правительства Туркменистана, главы местной исполнительной власти, руководители судебных органов и Генеральный прокурор страны (ст. 48). Народный совет, имеющий государственный статус, является общенациональным представительным форумом, рассматривающим важнейшие вопросы жизни страны и вырабатывающим рекомендации, реализация которых возлагается на законодательную и исполнительную ветви власти. Он созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Только Народному совету принадлежит право рассматривать и принимать решения о внесении поправок и дополнений в Конституцию страны, проведении всенародных референдумов и некоторых других важнейших вопросах жизни страны. Президент Туркменистана ежегодно представляет Народному совету доклад о положении страны, информирует его о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики.
Специфика этого представительного органа, однако, заключена в том, что он не наделен законодательными полномочиями, решения Народного совета реализуются Президентом, Меджлисом и другими государственными органами в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией и законами. Глава государства подписывает законы, вправе возвратить закон со своими возражениями в парламент для повторного обсуждения и голосования. В то же время Президент не обладает правом отлагательного вето в отношении законов об изменениях и дополнениях Конституции, которые принимаются Меджлисом на основе решения Народного совета (п. 1 ст. 50, п. 6 ст. 57). В соответствии с ч. 1 ст. 66 Конституции Президент Туркменистана наделен правом издавать законы по отдельным вопросам с обязательным последующим утверждением их Меджлисом.
Меджлис - постоянно действующий орган, состоит из 50 депутатов, избираемых по территориальным округам с примерно равным числом избирателей сроком на пять лет.
Судебная власть и прокуратура.
Концепция государственно-правового строительства предусматривает усиление роли, полномочий и независимости судебной власти. Судебная власть в Туркменистане принадлежит только судам, установленным законом. Не допускается создание чрезвычайных судов и иных структур, наделенных полномочиями судов.
На основании ст. 99 Конституции страны судебная власть призвана защищать права и свободы граждан, охраняемые законом государственные и общественные интересы.
Конституционная модель государственного устройства Туркменистана предусматривает условия обеспечения независимости и престижа судебной власти, усиления гарантий прав граждан в суде. Все судьи - Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, судов велаятов-п этрапов - назначаются непосредственно Президентом на пятилетний срок. Председатель Верховного суда и Председатель Высшего хозяйственного суда, как отмечалось, назначаются и освобождаются от должности Президентом страны по предварительному согласованию с Меджлисом. Досрочное освобождение судьи от должности без его согласия допустимо лишь по приговору суда, признавшего его виновным в совершении преступления, и по основаниям, точно указанным в законе. Такой порядок устраняет существовавшую зависимость судей от местной власти и позволяет им осуществлять правосудие, подчиняясь только закону и руководствуясь внутренним убеждением. Полновластие суда в Туркменистане обеспечивается и устранением прокурорского надзора за его деятельностью. Единственным носителем судебной власти является суд, и прокуратура призвана обеспечивать его полновластие. В то же время прокуратура осуществляет надзор за законностью судебных постановлений как актов органов государственной власти. Эта обязанность прокуратуры вытекает из конституционного требования, согласно которому на прокуратуру возлагается надзор за точным и единообразным соблюдением на территории Туркменистана законов и актов Президента организациями, учреждениями и должностными лицами (ст. 110 Конституции).
Судебная система носит двухинстанционный характер. Дело непосредственно, гласно и устно рассматривается судом первой инстанции. На приговор или решение суда первой инстанции могут быть принесены жалоба или протест, которые рассматривает вышестоящий суд второй, кассационной, инстанции. Последний осуществляет проверку законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции. Существует и надзорный порядок проверки законности и обоснованности судебных постановлений. Таким правом наделены суды велаятов и Верховный суд страны. Проверка дел в порядке надзора осуществляется по протестам Председателя Верховного суда, Генерального прокурора Туркменистана, их заместителей, а также председателей велаятских судов, прокуроров велаятов и их заместителей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.