Основы государственного права Молдовы
Конституционное развитие в Молдове; основные принципы государства и общества; основы правового статуса личности;
Конституция Молдовы представляет собой документ, стоящий в ряду прогрессивных конституций XX века. Конституция 1996 г. удовлетворяет международным требованиям, предъявляемым в рамках таких авторитетных международных организаций, как ООН, Европейский Союз, Совет Европы.
Дальнейшее развитие конституционного законодательства Молдовы будет происходить с учетом того, что создано два новых интеграционных объединения.
Конституция состоит из преамбулы и 9 разделов: Основы конституционного строя; Личность, общество, государство; Избирательная система. Референдум; Президент, парламент, Правительство, Суд; Местное управление и самоуправление; Прокуратура, Комитет государственного контроля; Финансово-кредитная система Республики Молдова. Действие Конституции Республики и порядок ее изменения; Заключительные и переходные положения.
Территория Республики является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета (ст. 9). Республика обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику (ст. 1).
Государственная и общественная жизнь в Республике строится на основе политического плюрализма, при котором демократия осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Граждане свободны в выборе идеологии. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5). Указанное положение ни в коей мере не принижает демократического значения Конституции.
Формально Конституция исходит из доктрины разделения властей: "Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга" (ст. 6). Таким образом, доктрина разделения властей закреплена в ее классическом варианте баланса сдержек и противовесов. Однако, как будет видно из последующего анализа, в Конституции баланс смещен в сторону исполнительной власти. Полномочия Президента несколько шире полномочий других ветвей власти.
Конституция предусматривает принцип верховенства права (ст. 7) и ее собственный примат: "Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы". В отношении международно-правовых договоров и соглашений это означает, что не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Но вместе с тем Республика Молдова признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8).
Конституция закрепляет следующие гражданские (личные) права и свободы человека: право на жизнь, личную свободу и неприкосновенность, на частную жизнь; право на личную и частную тайну, неприкосновенность жилища; свободное определение национальности, свободу передвижения, выезда за рубеж и возвращения на родину; свободу вероисповедания; тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений; право на защиту чести и достоинства; право на свободу мысли, слова, убеждений и свободное их выражение.
Смертная казнь в Молдове до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда (ст. 24). Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста. Воспрещены в соответствии с Конституцией пытки, жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание (ст. 25). В ст. 26 Конституции закрепляется презумпция невиновности. "Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Сената. Также восемь членов назначаются Президентом.
Срок полномочий парламента - четыре года. Полномочия парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны (ст. 93).
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек (ст. 99).
2. Законодательная власть: структура, особенности, компетенция;
Общеизвестно, чтобы обеспечить перевод социальных возможностей (прав и свобод), содержащихся в конституции, в конкретные правоотношения, необходима совокупность принципов, факторов, условий, обеспечивающих эффективную их реализацию. Иными словами, необходима система гарантий. Конкретные гарантии прав и свобод содержатся в определенных статьях Основного Закона и в текущем законодательстве.
Среди институциональных гарантий прав человека и гражданина наибольшие надежды возлагаются на органы судебной власти - Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, прокуратуру.
Специальным конституционным органом по надзору за защитой прав и свобод является избираемый Парламентом Народный Защитник. Омбудсман вправе выявлять факты нарушения прав и свобод личности, информировать об этом соответствующие органы и требовать их устранения. Создание препятствий деятельности Народного Защитника карается по закону.
Члены Государственной Конституционной комиссии, которые разрабатывали проект Конституции, и члены Парламента, которые принимали Конституцию, хорошо представляли себе среду, в которой она (Конституция) начнет действовать. При слабости таких элементов политической системы, как партийная система, сектор неправительственных организаций, профсоюзы, средства массовой информации, отсутствии так называемого класса собственников, при недостаточном уровне политической и правовой культуры необходимо было найти такой оптимальный баланс разделения властей, который обеспечил бы столь необходимое для тяжелейшего переходного периода эффективное государственное регулирование и в то же время не допустил бы возникновения авторитарного режима. Члены Конституционной комиссии и парламентарии испытывали на себе груз тоталитарного режима. Принималась во внимание и практика государственного строительства в постсоветских странах, и экспертная помощь западных специалистов.
В итоге принцип разделения властей реализован в Конституции в системе, которая свойственна президентским республикам. Впрочем, от прежнего, "французского" варианта кое-что осталось (например, институт государственного министра, законодательная инициатива Президента и др.). Если к этому добавить другие конституционные нормы, внесение которых было обусловлено конъюнктурно-политическими целями, можно утверждать, что Конституция закрепила оригинальную модель разделения властей, в основе которой лежит система сдержек и противовесов. В системе центральных государственных органов Парламенту отводится особое место. Оно предопределяется тем, что он утверждается непосредственным источником государственной власти - народом. Видимо, можно утверждать, что от степени демократических начал формирования Парламента во многом зависит степень его легитимности, а следовательно, и характер его отношений с другими ветвями власти.
В Конституции регулирование начинается с Парламента, затем идут институты Президента и судебной власти. Надо полагать, приоритеты здесь расставлены не случайно.
Конституция не содержит перечня полномочий Парламента, и в известной степени его можно отнести к тем высшим законодательным органам, которые обладают абсолютно неопределенной компетенцией. Это будет верно по отношению к законотворчеству, в котором для Парламента нет запретных тем, однако в отношении других сфер деятельности его возможности достаточно ограничены.
Парламент Молдовы обладает достаточными правомочиями по формированию государственного механизма: только с его согласия Президент назначает министров, послов и иных дипломатических представителей; по представлению Президента избирает Председателя и судей Верховного Суда, а также членов Совета Национального банка, назначает Генерального прокурора и Председателя Палаты Контроля; по своей инициативе избирает трех членов Конституционного Суда и Народного Защитника Молдовы.
Президент имеет ряд полномочий по формированию органов государства, что в немалой степени способствует реализации его конституционной функции - обеспечить деятельность государственных органов в соответствии с Конституцией. В частности, ему принадлежит решающая роль в формировании Правительства; он назначает и освобождает от должности послов и иных дипломатических представителей Молдовы; на основе дискреционного правомочия Президент назначает членов Совета Национальной Безопасности, назначает и освобождает от должности руководителей правительственных и государственных подведомственных учреждений; Президент назначает трех членов Конституционного Суда; Президент представляет для утверждения, избрания или назначения Парламентом кандидатуры Председателя и членов Верховного Суда, Генерального прокурора, членов Совета Национального банка, Председателя Палаты Контроля, Народного Защитника.
Не менее значимыми являются полномочия Президента в законодательной сфере, во взаимоотношениях с Парламентом.
3. Судебный контроль; местное управление; правовой статус Гагаузской Республики.
Деятельность всех ветвей государственной власти служит достижению этих целей, но особо значимой является деятельность судебной власти. Строго регламентированная процессуальная форма деятельности, исключающая отрицательные свойства политического или бюрократического разрешения конфликтов в обществе, особый порядок формирования органов судебной власти, предусматривающий особые требования к ее представителям, особый статус и особые социальные гарантии их независимости делают предпочтительной судебную форму защиты прав и свобод личности. Именно поэтому декларируется в п. 1 ст. 42 Конституции: "Каждый человек имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и свобод."
Пожалуй, ни в одном из разделов Конституции 1995 г. нет столь существенных новаций, как в главе пятой ("Судебная власть"), еще более впечатляющей является осуществляемая на основе Конституции судебная реформа.
Судебную власть в Молдове осуществляют Конституционный Суд Молдовы и суды общей юрисдикции. Учреждением судебной власти является прокуратура. В период работы над проектом Основного Закона созданию органа конституционного контроля придавалось столь большое значение, что в "Переходных положениях" был закреплен предельный срок принятия Органического закона о Конституционном Суде - до 1 февраля 1996 года. Законодатели неукоснительно придерживались этого императива.