Конспект лекций по предмету "Конституционное право зарубежных стран"


Основы государственного права Республики Узбекистан

Основы государственного права Республики Узбекистан
Конституция Узбекистана. Основы конституционного строя. Основы правового статуса личности; административно-территориальное устройство; правовой статус республики Каракалпакстан;
XI сессия Верховного Совета Республики Узбекистан XII созыва 8 декабря 1992 года постатейным голосованием приняла Конституцию независимого государства Узбекистан. Это выдающееся событие в истории Республики. Впервые народ Узбекистана обрел свою государственную независимость и этот исторический факт был торжественно закреплен в его Конституции.
Конституция отражает факт существования на политической карте мира нового демократического государства - Республики Узбекистан.
В Конституции воплощена многовековая мечта народа о самоопределении, о свободе и социальной справедливости, о создании гуманного демократического правового государства, о самоуправлении. В Конституции, как в зеркале, отражается облик государства, демократизм его общественной, экономической, политической и правовой системы, степень его приверженности общечеловеческим ценностям, степень юридической защищенности прав и свобод граждан.
Конституция Республики Узбекистан "представляет собой качественно новый документ по своей коренной сути, философии, идеям. В ней нет и следа коммунистической идеологии, классовости, партийности. Из всех мировых ценностей мы выделили самое великое - человека и на этой основе стремились найти рациональное правовое решение взаимоотношений между гражданином, обществом и государством".
Конституция Республики Узбекистан была порождена главным образом двумя факторами. Первым из них был курс общества на рыночные отношения, то есть на вхождение Узбекистана в мировое сообщество в соответствии с общими закономерностями и тенденциями развития. Притом с самого начала рынок рассматривался Узбекистаном не как самоцель, а как средство обеспечения быстрого развития общества. Имелось в виду, опираясь на законы рыночных отношений, привести в движение все потенциальные возможности Республики и народа, добиться достойного места среди современных цивилизованных стран.
Принципиальные основы программы Президента - это развитие сельского хозяйства; защита социально уязвимых слоев населения; создание условий для поддержки здравоохранения, образования, культуры, искусства, науки; структурная перестройка в народном хозяйстве, приоритетное развитие отраслей, имеющих важнейшее значение для жизнеобеспечения Республики. Президент Узбекистана не раз подчеркивал, что Республика должна определить свой путь развития на конституционной основе: "Будущее нашего государства, судьба народа во многом зависит от того, какой будет наша Конституция" Более того, она тормозила прогрессивные процессы, пробивавшие себе дорогу. Те изменения, которые то и дело вносились в Конституцию, носили лоскутный характер. Переход к рынку требовал полного обновления юридических правил, которые способствовали бы развитию предпринимательства, творческой инициативы людей. Нужно было снять препоны, которые мешали развитию различных форм собственности, бирж, банковского дела, инвестиционных процессов, свободных рыночных отношений.
Конституция Республики Узбекистан нацелена на конструирование безусловно сильной, дееспособной исполнительной власти, опирающейся на демократические завоевания, на оптимально сбалансированное соотношение законодательной и исполнительной властей. При этом Президент, будучи Председателем Конституционной комиссии, не отвоевал для себя никаких прав и привилегий, которые выходили бы за рамки сбалансированной власти.
Президент Узбекистана за сильную исполнительную власть, но он против абсолютизации или фетишизации этой власти. Он за разумное и сбалансированное решение проблемы. В интервью "Комсомольской правде" И. А. Каримов сказал, что "в определенные периоды истории, при становлении собственной государственности, тем более в переходный период от одной системы к другой необходима все-таки сильная исполнительная власть. Это необходимо, чтобы не допустить кровопролития и противостояния, для сохранения в регионе межнационального и гражданского согласия, мира и стабильности, за что я готов заплатить любую, самую дорогую цену. Если хотите, это необходимо для движения к той же демократии".
Сильная исполнительная власть, опирающаяся на Конституцию и законы, - это нормальное явление. Власть, если она есть, должна быть сильной. Народу нужна сильная власть, которая может его защитить, выразить его интересы. Народ терпит лишения, когда в стране хаос, беспредел, анархия, безвластие. В состав Республики Узбекистан входит Республика Каракал-пакстан. Специальная глава Конституции посвящена правовому положению Республики Каракалпакстан, которая суверенна, имеет свою Конституцию и самостоятельно решает свои внутренние вопросы. Взаимоотношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан определяются в рамках Конституции Республики Узбекистан договорами и соглашениями, заключенными между ними. Конституция Республики Узбекистан закрепила право Республики Каракалпакстан выделиться из состава Республики Узбекистан на основе всенародного референдума.
Олий Мажлис - законодательный орган; Президент Узбекистана; Кабинет Министров: состав, компетенция, ответственность; основы государственной власти на местах;
Конституция закрепляет основополагающее положение демократии - "народ является единственным источником государственной власти" (ст. 7). Не народ существует, чтобы служить правительству, а правительство существует, чтобы служить народу. Таково кредо демократии и ему верны Президент и правительство Республики.
Основные права человека - свобода слова, свобода выражать свои мысли и свобода печати, свобода вероисповедания, свобода собраний и объединений, право на равную защиту закона, право на соблюдение законности и справедливое судопроизводство - важнейшие институты демократии, и они также находят четкое и ясное закрепление в Конституции.
Власть призвана защищать права граждан, поддерживать порядок и в интересах народа пресекать преступные действия. Правовые нормы и процедуры, с помощью которых государство проводит свои законы в жизнь, являются гласными. Это обеспечивается конституционными нормами и принятыми на их основе законами. "Опубликование законов и других нормативных актов, - гласит Конституция, - является обязательным условием их применения" (ст. 83).
Демократия - это свобода в рамках Конституции и законов. Конституция закрепляет права и свободы граждан, в том числе и оппозиции. "Никто, - говорится в ст. 34, - не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах власти". Тем самым создана надежная конституционная гарантия для конструктивной деятельности оппозиции. В правовом государстве закон и только закон может быть арбитром, судьей, правителем. С учетом поступивших в адрес Конституционной комиссии замечаний и пожеланий проект Конституции Республики Узбекистан был доработан и вновь опубликован 21 ноября 1992 г. для дальнейшего обсуждения. Граждане Республики Узбекистан смогли ознакомиться с внесенными в проект поправками и уточнениями. Опубликование проекта в обновленном варианте имело большое значение. Оно свидетельствовало прежде всего о самом серьезном подходе Конституционной комиссии к работе над проектом, а также дало новый импульс процессу обсуждения проекта. После почти двухмесячного обсуждения проекта в первом опубликованном варианте процесс этот мог пойти на убыль, мог затухнуть. Опубликование проекта в новом варианте оживило волну обсуждения. Стали поступать письма с новыми пожеланиями и предложениями. Публикуя обновленный вариант проекта, Конституционная комиссия укрепила свои связи с широкими народными массами. Появилось у людей реальное ощущение обратной связи, положительной реакции на их пожелания и предложения. Это обстоятельство явилось серьезным фактором успешного продвижения вперед работы Конституционной комиссии. Следует также отметить, что после публикации проекта во втором варианте во всех областях и Республике Каракалпакстан прошли активы с участием народных депутатов. Они единодушно одобрили проделанную Конституционной комиссией работу, поддержали в целом проект и высказали некоторые пожелания по проекту. Обсуждение проекта на местах предопределило успешную работу XI сессии Верховного Совета Республики Узбекистан XII созыва по обсуждению и принятию Конституции Республики Узбекистан.
В проект Конституции в общей сложности были внесены около 80 изменений, дополнений, уточнений, некоторые из которых имеют принципиальное значение. Ряд изменений был внесен на сессии Верховного Совета при обсуждении проекта. В частности, по предложению депутатов Верховный Совет ограничил срок полномочий Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов пятью годами. В проекте же срок полномочий был определен десятью годами. Председатель Олий Мажлиса и его заместители ежегодно отчитываются перед Олий Мажлисом, а п. 8 ст. 78 изложил в следующей редакции: "принятие по представлению Кабинета Министров бюджета Республики Узбекистан и контроль за его исполнением, установление налогов и других обязательных платежей".
Судебная власть и прокуратура.
Конституционный строй - великое завоевание, общепризнанная форма человеческого общежития. Любая попытка подорвать авторитет конституционных структур противоречит духу и смыслу правового государства, деятельность любого лица правомерна лишь постольку, поскольку не противоречит Конституции и законам.
Конституция Республики Узбекистан четко разграничивает законодательную, исполнительную и судебную власти, предотвращает возможность сосредоточения всей государственной власти в руках одного органа или даже одного лица.
Важнейшей особенностью Конституции является ее направленность на формирование социально-ориентированных рыночных отношений. Все формы собственности, в том числе и частная, равноправны и пользуются одинаковой правовой защитой.
В состав Республики Узбекистан входит Республика Каракалпакстан. Специальная глава Конституции посвящена правовому положению Республики Каракалпакстан, которая суверенна, имеет свою Конституцию и самостоятельно решает свои внутренние вопросы. Взаимоотношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан определяются в рамках Конституции Республики Узбекистан договорами и соглашениями, заключенными между ними. Конституция Республики Узбекистан закрепила право Республики Каракалпакстан выделиться из состава Республики Узбекистан на основе всенародного референдума.
Конституция Узбекистана широко отразила национальные особенности Республики. Это выражено и в закреплении узбекского языка в качестве государственного, и в структуре органов власти и управления (Олий Мажлис, хокимы, раисы, аксакалы), и в названии административно-территориальных единиц (вилояты, туманы, кишлаки, аулы). Конституция Республики Узбекистан отличается выразительностью и точностью своих формулировок, отсутствием расплывчатых и многословных формулировок.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.