Понятие правосубъектности и ее содержание
В науке гражданского права имеются существенные разногласия по поводу понятия, сущности и содержания гражданской правосубъектности. Так, под правосубъектностью понимается признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полная, суммарно выраженная возможность правообладания, абстрактныхй характер которой проявляется в ее обобщающей характеристике (Ю.К. Толстой). Есть мнение, в соответствии с которым правосубъектность есть общественно-экономическое свойство лица, обусловленное экономическим базисом и закрепленное в гражданско-правовых нормах, выражающее потенциальную способность лица быть участником определенных гражданских правоотношений (В.В. Меркулов).
Правосубъектность рассматривается также как самое абстрактное, а потому самое глубокое понятие, которым закрепляется исходное правовое положение субъекта права. Им опосредствуется лишь сущностная сторона данного явления, что и позволяет утверждать лишь одно: физическое лицо, организация, государство или иное публично-правовое образование признаются по действующему законодательству субъектами права. Следовательно, правосубъектность - это законодательно закрепленная возможность признаваться и являться субъектом права.
Значительное число авторов раскрывают содержание правосубъектности через две правовые категории: правоспособность и дееспособность, считая, что признание лица субъектом гражданского права означает наделение его правосубъектностью, в состав которой входят юридически опосредованные элементы, то есть, способности лица иметь права и нести обязанности (правоспособность) и своими действиями приобретать для себя и для других лиц права и обязанности (дееспособность). Однако взаимосвязь между правоспособностью и дееспособностью у сторонников данной позиции выражается неоднозначно. Действительно, иногда граждане признаются субъектами гражданских прав при одновременном наличии правоспособности и дееспособности (право на составление завещания, право на осуществление предпринимательской деятельности). В других случаях правосубъектность граждан признается при наличии одной лишь правоспособности (приобретение новорожденным права собственности на имущество в порядке наследования, право авторства).
Исходя из этого на соотношение правоспособности и дееспособности были высказаны различные точки зрения. Так, дееспособность предложено рассматривать в качестве видового понятия правоспособности, то есть, элемента правоспособности (С.Ф. Кечекьян). Такой подход не разделяется многими авторами, поскольку он требует наличия и иных составляющих правоспособность элементов, однако попытки их выявления не увенчались успехом.
В соответствии с другой точкой зрения правоспособность соотносится с дееспособностью как общее и частное, при этом дееспособность предлагается рассматривать в качестве одной из ступеней (стадий), (но не форм, как в предыдущем случае) реализации правоспособности. Полное либо частичное отсутствие либо ограничение дееспособности у конкретного лица указывает лишь на то, в каком объеме эта "дефектная" дееспособность должна быть восполнена за счет ресурса полной дееспособности представителя данного лица (С.А. Зинченко).
Наиболее широкое содержание в понятие "правосубъектность" вкладывают авторы, считающие, что в качестве составляющих правосубъектности, помимо правоспособности и дееспособности, входят: а) деликтоспособность, то есть, способность нести самостоятельную юридическую ответственность за свои действия; б) трансдееспособность, то есть, способность своими действиями создавать права и обязанности для третьих лиц и нести ответственность за их действия; в) сделкоспособность, то есть, способность к заключению сделок и выполнению обязательств, возникающих из них; г) защитоспособность, то есть, способность использовать меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенных прав.
Некоторые авторы считают, что деликтоспособность, трансдееспособность и сделкоспособность выступают в качестве составляющих дееспособности, а не выступают самостоятельными элементами правосубъектности (квазиэлементы). Следует иметь в виду, что членение правосубъектности на отдельные элементы имеет значение лишь для таких субъектов гражданского права как физические лица, поскольку только они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психических качеств. Юридические лица и публично-правовые образования обладают правоспособностью и дееспособностью в неразрывном единстве.