Конспект лекций по предмету "Конституционное право зарубежных стран"


Монарх как глава государства в зарубежных странах

Монарх как глава государства в зарубежных странах: понятие, виды, полномочия, ответственность, системы престолонаследия.
Монарх руководит внешней политикой, принимает решения, связанные с заключением мира. Издает нормативные и иные акты, принимает политические решения Контрасигнатура (5) отсутствует либо применяется с целью возложения ответственности на членов правительства. Осуществляя контрассигнатуру, министры регулярно подтверждают свою лояльность главе государства. Отказ министра контрассигновать акт президента влечет отставку нелояльного министра.
Глава государства пользуется правом вето. В странах, где нет парламента, в использовании вето нет необходимости.
Парламент собирается «по праву», т.е. не нуждается в созыве актом главы государства. В дуалистических монархиях, республиках и особых формах правления, где сложилось политическое верховенство главы государства, парламент созывается и распускается актом главы государства, который, пользуясь этим правом, способен контролировать работу парламента верховным является главнокомандующим, назначает военного министра, осуществляет общее руководство оборонной политикой, в ряде стран непосредственно руководит военным ведомством и вооруженными силами.
Глава государства по решению правительства прокламирует чрезвычайное положение. Чрезвычайных полномочий не имеет. Глава государства издает акт о помиловании по представлению правительственных учреждений (министерства юстиции)
Итак, в парламентских формах правления глава государства оформляет политические решения, предложенные парламентом и правительством, но не принимает их самостоятельно. Вместе с тем роль главы государства не ограничена ритуалом. Те, кто делает политику, осознают, что часть его действий (проведение выборов, роспуск парламента, объявление референдума, промульгация законом и другие) нуждается в подписи главы государства. Это порою сдерживает правительство и парламентариев от явного произвола, нарушений закона.
В иных формах правления политическое значение главы государства очевидно. Оно определяется, прежде всего, тем, что монарх или президент фактически контролирует правительство, государственную администрацию, объединяет исполнительную
Монарх представляет собой очень распространенную разновидность главы государства. В настоящее время в своих странах, включая государства, входящие в федеративные союзы, царствует 41 коронованная особа. Как всякий глава государства, монарх наделен формальными или действительными полномочиями политического характера. Вместе с тем его статус весьма специфичен
Обратим внимание на то, что в некоторых странах монарха считают субъектом, полностью лишенным власти. Так, японская конституция именует Императора «символом», но не главой государства. Весь суверенитет как будто принадлежит народу, а Микадо якобы «не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти» (ст.ст.1; 4). Вместе с тем при столь оригинальном подходе в определении статуса Императора за ним все же закрепили полномочия, свойственные именно главе государства: промульгация законов; созыв, роспуск парламента и объявление выборов; подтверждение полномочий членов правительства и дипломатов и другие.
Нежелание считать монарха носителем суверенитета, главой государства объяснимо. Ведь существует память о деспотических наклонностях королей, о пагубности монархии для гражданских свобод, хотя к монархам этот упрек относится не в большей мере, чем к президентам и узурпаторам. И все же, если в системе политической власти сохраняется институт монарха, то полномочия главы государства принадлежат именно ему, какими бы незначительными и символическими они ни были.
Особенности статуса монарха обнаруживаются в том, какими условиями обставлено приобретение им прав суверена (короля, императора, султана, эмира и проч.)
Как правило, монархами становятся по наследству. Но не станем считать это правило вечным и не знающим исключений. Монархи восходили на трон также и в силу признания их суверенных прав - вследствие брака с главой династии, учреждения новой династии, избрания монарха. Признание лица монархом, равно как и наследование, подтверждает его собственные суверенные права и не влечет возникновения отношений ответственности за осуществление монархической власти.
Наследование обычно совершается по закону (органический закон «Об императорской фамилии» в Японии; раздел II Конституции Испании), а не по завещанию. Иногда завещание играет некоторую роль в престолонаследовании, но имеет не основное, а вспомогательное значение. Например, в Бельгии король может назначить себе преемника, но при условии, если отсутствует законный наследник.
В исламских монархиях наследование трона совершается также по закону. Однако монархический клан часто отходит от установленных условий и принимает произвольные (целесообразные) решения о замещении трона, сообразуясь с желаниями прежнего монарха. Согласно конституционной поправки 1965 г., король Иордании вправе назначить себе наследника из числа своих братьев. В Китае назначение императоров из числа членов династии было обычным явлением.
Назначение преемников, а также выборы главы государства «не соответствуют самому существу монархического устройства» по той причине, что если лицо назначается или избирается, его «самостоятельность и безответственность делаются по необходимости фиктивными».
Наследование по завещанию и особенно выборность ставят под сомнение смысл монархии. Неопределенность в престолонаследовании провоцирует совершенно недопустимую партийную борьбу за трон. Те, кто продвигают к трону «своих» монархов, помогают им надеть «корону», впоследствии требуют от главы государства платы за оказанные услуги. Вместо главы государства, объединяющего своей властью народ, монарх может стать одновременно безответственным и пристрастным, не имеющим политической независимости агентом партий, кланов. Отсутствие законного начала в наследовании трона, порождаемое выборностью и правом завещания, явно не способствует стабильности династий и монархического строя.
В целом же роль завещания юридически ничтожна. Даже отречение от престола обычно не дает монарху права распорядиться троном и назначить себе преемника. Монарх отрекается от трона только за себя. Если он отрекается в пользу конкретного лица, то тем самым монарх нарушает закон и права законных наследников.
Ограничения в распоряжении троном вводят престолонаследование в предсказуемые рамки, сокращают вероятность злоупотребления прерогативами монарха. Они лишают юридических перспектив и делают бесполезным вымогательство отречения в пользу той или иной персоны.
Только в отсутствие законных наследников судьбой трона распоряжаются субъекты, обладающие учредительными полномочиями. По Конституции Испании Генеральные кортесы принимают решение о замещении трона. Пресечение династии может повлечь не только учреждение новой династии, но также изменение формы правления - замену монархии республикой. Право престолонаследования содержит условия, которым должен соответствовать любой претендент, а также очередность в замещении трона. Основными и самыми распространенными условиями престолонаследования являются следующие: кровное родство с монархом-наследодателем. Это условие исключает из числа наследников супругов монарха. Оно распространяется и на тот случай, когда у монарха есть усыновленные, не находящиеся в кровном родстве дети. Усыновление - маловероятный для монарха поступок. Столь же маловероятны притязания пасынка на монархические права. Однако этого нельзя исключать. К примеру, в англосаксонском эпосе заступление усыновленного лица в права конунга (правителя, сочетающего признаки вождя и короля) воспринималось как нечто естественное; религиозный ценз. Наследник должен исповедовать надлежащую веру. Это связано с тем, что обычно традиция обожествляет власть монарха, рассматривает ее как богоданную, священную. Религиозный аргумент является одним из сильнейших морально-политических оправданий власти суверенитета. Если британская Корона является главой Англиканской церкви, то можно ли представить себе атеиста или католика на британском троне? В Малайзии, Марокко, Саудовской Аравии и многих других исламских странах король является религиозным главой. Государство может существовать без парламента, и даже без президента или монарха. Но без юрисдикции, которой занят суд, и администрации, выполняемой органами управления, государство утратило бы всякий смысл. Правительство - это высший политический орган, без которого ни одно государство обойтись еще не смогло.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.