Конспект лекций по предмету "Муниципальное право"


Организация управления государственной собственностью

Организация управления государственной собственностью
Реализация целей и задач управления госсобственностью (федеральной и субфедеральной) организационно осуществляется в следующих аспектах:
- функциональном;
- отраслевом;
- региональном;
- взаимодействия с частной и другими видами негосударственной собственности.
Функциональный аспект
На нынешнем этапе преобразований государственной собственности идет позитивный процесс разграничения и согласования полномочий федеральных органов исполнительной власти: Минимущества России, Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ), Российского фонда федерального имущества (РФФИ), Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), Федеральной кадастровой службы (Росземкадастр), Министерства антимонопольной политики и поддержки предпринимательства и других министерств и ведомств. Этот процесс направлен на устранение дублирования функций по управлению государственной собственностью и регулированию развития других видов собственности.
Ведущую роль в консолидации федеральных ведомств, специализирующихся на выполнении взаимосвязанных функций по управлению государственным имуществом, объективно принадлежит Минимуществу России.
Так, например, за последние годы данным министерством разработаны, согласованы и начали претворяться в жизнь:
- совместно с РФФИ процедуры предпродажной подготовки и приватизации ГУПов и находящихся в государственной собственности пакетов акций;
- совместно с Минфином России, МНС России и Росземкадастром выпущен приказ «О проведении совместных мероприятий по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет Российской Федерации»;
- совместно с Министерством антимонопольной политики и поддержки предпринимательства России разработан комплекс мер по государственной имущественной поддержке малого предпринимательства.
Названные и подобные им совместные действия направлены на формирование эффективной системы взаимодействия федеральных министерств и ведомств по реализации взаимосвязанных функций управления государственной собственностью.
Отраслевой аспект
В результате осуществления массовой приватизации значительная часть предприятий стала группироваться не столько по вертикали ведомственной подчиненности, сколько по формам собственности и в своей деятельности руководствуется не указаниями вышестоящих отраслевых органов, а нормами общих законов.
Сужение сферы деятельности отраслевых органов исполнительной власти обусловлено не только требованиями рынка, но и объективными тенденциями в развитии отечественной и мировой экономики, которые проявляются, в частности, в диверсификации производства. Научно-технический прогресс и обусловленный им межотраслевой подход к использованию научно-технических новшеств и всех видов ресурсов обеспечивают многоцелевое и многоканальное их использование, повышающее эффективность экономики. Поэтому в мировой практике давно наметился отход от чисто отраслевой ориентации предприятий.
В отечественной экономике развитие диверсификации тормозилось в значительной мере сохранившейся с советских времен отраслевой системой управления и несогласованностью последней с деятельностью заново сформированных федеральных управленческих структур, построенных по функциональному признаку (Минимущества России, ФКЦБ и др.).
В Концепции управления государственным имуществом и приватизации прописаны функции отраслевых органов исполнительной власти по управлению объектами государственной собственности и основы механизма их взаимодействия с Минимуществом России как главным координирующим и контролирующим федеральным органом в этой сфере. Так, например, при управлении государственными унитарными предприятиями это взаимодействие выглядит следующим образом.
Минимущества России наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями. В то же время отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий.
Таким образом, происходит переход от преобладавшего на первом этапе экономических реформ приоритета отраслевого подхода, вносившего дисбаланс в систему управления госсобственностью, к рациональному сочетанию функционального и отраслевого аспектов управления государственным имуществом и приватизации.
Региональный аспект
Сегодня на федеральном уровне в основном сосредоточено управление стратегическими объектами госсобственности нашей страны. В то же время в ведении субъектов федерации по-прежнему находится значительная часть федеральной собственности. Как обеспечить управление этой собственностью, ее охрану и использование для поддержания производства на необходимом уровне, учет и контроль за надлежащим состоянием указанной собственности - эти и многие другие вопросы напрямую связаны с поиском оптимальных организационно-правовых форм управления государственной собственностью в региональном аспекте.
Исторически территориальные комитеты по управлению государственным имуществом (КУГИ) создавались органами власти субъектов Федерации и наделялись правами территориальных агентств действовавшего тогда Госкомимущества РФ его специальным распоряжением. Такой подход был вполне оправдан в период проведения массовой приватизации, когда требовался единый подход и оперативность в решении поставленной задачи.
Совсем иное дело сейчас, когда приватизация носит штучный характер, а на первый план выдвинулись вопросы управления собственностью. Интересы РФ и территориальных органов власти очень часто не совпадают. Поэтому повышение эффективности использования федеральной собственности предполагает, что управление ею должно осуществляться не территориальными агентствами, а территориальными органами Минимущества России. Принципиальное различие между ними состоит в том, что территориальные органы должны создаваться самим Минимуществом, финансироваться из федерального бюджета, подчиняться исключительно Минимуществу России (таким образом, устраняется двойное подчинение комитетов), а их работники будут иметь статус государственных служащих. Это приведет к независимости территориальных органов от субъектов федерации и позволит в полной мере учитывать и защищать интересы РФ в управлении объектами федеральной собственности, на какой бы территории они не находились. Процессы создания и функционирования территориальных органов Минимущества в настоящее время осуществляются в двух направлениях. Во-первых, образованы территориальные управления Минимущества (ТУ) в субъектах федерации. Во-вторых, в связи с образованием федеральных округов создано 7 межрегиональных территориальных управлений (МТУ) Минимущества России. Основной задачей МТУ является обеспечение на уровне федерального округа реализации единой политики в отношении федеральной собственности. Таким образом, в региональном аспекте структура органов управления федеральной собственностью представлена, с одной стороны, территориальными органами министерства (ТУ и МТУ), а с другой - органами по управлению госимуществом субъектов федерации, наделенных правами территориальных агентств Минимущества. С учетом значимости объектов госсобственности на соответствующей территории, состава и специфики решаемых задач количество территориальных органов Минимущества в субъектах федерации будет постоянно увеличиваться.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.