Универсальные договоры ООН - основополагающие международные источники общепризнанных прав человека
«Первостепенное значение Международных пактов: правах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека и относящихся к раз-дачным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, - отмечают Г.В. Игнатенко и О Л. Тиунов, - что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности».
Стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения или конкретизации.
Именно такой смысл стандартов выражен в ст. 19 Устава Международной организации труда, согласно которой конвенции или рекомендации в рамках МОТ не затрагивают «какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают заинтересованным трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией». В одном из официальных изданий МОТ (1995 г.) конвенции и рекомендации квалифицируются как минимальные нормы.
По мнению указанных выше авторов, «можно обозначить следующие функции стандартов:
1) определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств - участников пактов и других конвенций;
2) формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;
3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введена международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;
4) фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями даже запретами».
Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-нибудь группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса) и, что не менее важно, должны иметь политико-правовой механизм реализации. Именно в такой плоскости и рассматриваются права человека, например в Совете Европы (СЕ). Это, с одной стороны, высокая «планка» заданных прав и свобод, нашедших свое юридическое закрепление в Европейской Конвенции и в других основополагающих документах Совета Европы, с другой - созданный и функционирующий механизм судебной защиты прав человека в рамках данной организации, дополненной сегодня процедурой парламентского мониторинга за соблюдением государствами обязательств, взятых при вступлении в Совет при этом складывающиеся стандарты Совета Европы (СЕ) вбирают в себя как универсальные, общечеловеческие так и присущие европейским региональным организациям нормы. Однако, в отличие, например, от документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), носящих больше политический характер, СЕ старается продвигаться по пути принятия международно-правовых документов, конвенций, хартий и их. выступающих источниками права Совета Европы и руководством для политических действий властей государств - членов Совета. Как уже отмечалось, за их выполнением (наряду с доброй волей самих государств) «осуществляется довольно пристальный и эффективный контроль со стороны действующих органов СЕ.
Таким образом, стандарты Совета Европы, носящие в подавляющей мере юридический характер и исключающие правовые нормы, постепенно «завоевывает» европейский континент, все больше встраиваются а законодательство и правоприменительную практику государств - членов СЕ, в том числе и в Российской Федерации.
Права человека не ограничиваются защитой прав индивида, они определяют характер международного правопорядка и национальных правовых систем.
Причем, опираясь на правозащитную практику Сонета Европы, можно утверждать: индивид все больше становится субъектом, активным действующим лицом международного права. Об этом свидетельствуют деятельность Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека, ныне единого постоянно действующего органа, активно развивающийся парламентский мониторинг в рамках Совета.
Есть много оснований полагать, что в скором времени, овладев процедурами защиты своих прав с помощью инструментов Совета Европы, исчерпав национальные средства защиты, российские граждане будут еще более активно выступать в качестве субъектов права Совета Европы. К этому побуждают и первые дела, выигранные российскими гражданами в Европейском Суде по правам человека.
Признав юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, выполняя решения данного суда, российский законодатель исполнительная власть вынуждены вносить изменения и дополнения в национальное законодательство, совершенствовать правоприменительную практику.
Далее целесообразно обратиться к основополагающим международно-правовым документам в области прав и свобод человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской Конвенции о защите прав человека и основных « от 4 ноября 1950 г. и Европейской Социальной Xaртии 1961 года в редакции 1996 г.
1. Все трудящиеся имеют право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
2. Все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни их самих и их семей.
3. Все трудящиеся и работодатели имеют право на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов.
4. Все трудящиеся и работодатели имеют право заключать коллективные договоры.
5. Все трудящиеся и работодатели имеют право на особую защиту от опасности физического и морального ущерба, которой они подвергаются.
6. Работающие женщины в период беременности и другие работающие в необходимых случаях имеют право на специальную охрану труда.
7. Каждый человек имеет право на соответствующие условия для профессиональной ориентации в целях оказания ему помощи в выборе профессии, которая отвечала бы его личным способностям и интересам.
10. Каждый человек имеет право на соответствующие условия для профессиональной подготовки.
11. Каждый человек имеет право пользоваться всеми средствами, способствующими достижению возможного наилучшего для него состояния здоровья.
12. Все трудящиеся и их иждивенцы имеют право на социальное обеспечение.
13. Каждый человек, не имеющий достаточных средств к существованию, имеет право на социальную и медицинскую помощь.
14. Каждый человек имеет право на получение услуг со стороны социальных служб.
15. Трудящиеся-инвалиды имеют право на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реабилитацию, независимо от причин и характера инвалидности.
16. Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на соответствующую социальную, правовую и экономическую защиту в целях обеспечения ее всестороннего развития.
17. Матери и дети, независимо от их семейного положения и семейных связей, имеют право на соответствующую социальную и экономическую защиту.
18. Граждане любой из Договаривающихся Сторон имеют право заниматься на территории любой другой Наговаривающейся Стороны любой приносящей доход деятельностью на равных основаниях с гражданами этой страны, за исключением ограничений, вызванных вескими экономическими или социальными причинами.
19. Трудящиеся-мигранты, являющиеся гражданами одной из Договаривающихся Сторон, а также их семьи имеют право на защиту и помощь на территории любой другой Договаривающейся Стороны.
Данные права и принципы подробно изложены в девятнадцати статьях и пунктах Европейской Социальной Хартии в редакции 1961 г. Среди новых дополнительных прав, изложенных в пересмотренной Хартии, - право на защиту в случае увольнения, право трудящихся на до-таинство, право трудящихся, имеющих семейные обязательства, на равенство возможностей, право на защи-7 от бедности и социального отторжения, право на подобающее жилье.
Дополнительные права в области трудовых отношений и социальной защиты населения, внесенные в Европейскую Социальную Хартию в редакции 3 мая 1996 г.
20. Все работники имеют право на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола.
21. Работники имеют право на информацию и на консультации в рамках предприятий.
22. Работники имеют право участвовать в определении и в улучшении условий труда и производственной среды на предприятии.
23. Каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту.
24. Все работники имеют право на защиту в случае прекращения занятости.
25. Все работники имеют право на защиту их претензий в случае банкротства предприятия.
26. Все работники имеют право на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.
27. Все лица с семейными обязанностями, поступающие или желающие поступить на работу, имеют право сделать это, не подвергаясь дискриминации и, по возможности, не вступая в конфликт со своими семейными обязанностями.
28. Представители работников на предприятиях имеют право на защиту от действий, наносящих им вред, и им должны быть предоставлены соответствующие возможности для осуществления их функций.
29. Все работники имеют право на информацию и консультации в ходе осуществления коллективных увольнений.
30. Каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма.
31. Каждый имеет право на жилье.