Конспект лекций по предмету "Криминалистика"


Расследование хищений, совершаемых организованными преступными формированиями

Расследование хищений, совершаемых организованными преступными формированиями на предприятиях (организациях)
Подобные хищения осуществляются организованными преступными формированиями, в которые входят и должностные лица, осуществляющие управление имуществом; лица, в ведении и пользовании которых находится это имущество; лица, осуществляющие с этим имуществом необходимые хозяйственно-финансовые операции. Предметом этих хищений все чаще становятся ценное промышленное сырье, нефть и нефтепродукты, газ, природные ископаемые, редкоземельные металлы, оружие, денежные суммы. Нередко они путем контрабанды вывозятся за границу. Хищения крупных денежных средств осуществляются за счет присвоения заранее созданных неучтенных излишков денег в процессе основного или побочных производственных процессов; путем присвоения крупных сумм, полученных от преступных операций с банковскими кредитами; путем переплаты денежных средств по зарубежным контрактам с последующим возвратом части денег плательщику (как правило, перечисляемых на его счет в зарубежном банке). Способы таких хищений во многом зависят от сферы, вида и особенностей предприятия, его операций с предметом посягательства, потребительской стоимости продукции, конъюнктуры рынка, сложившейся обстановки на предприятии, состава участников организованного преступного формирования, их взаимоотношений, личностных и криминальных навыков. Основные ситуации, возникающие на момент начала расследования: первая - наличие негласной (оперативно-розыскной) информации и результатов ее оперативной проверки; вторая - наличие информации государственных контрольных органов (налоговой инспекции, контрольно-ревизионных управлений Минфина и иных ведомств, аудиторских фирм); третья - наличие информации в виде сообщений должностных лиц, средств массовой информации и тому подобных официальных источников о возможных преступных действиях с имуществом предприятия. Алгоритм расследования: В первой ситуации: использование фактора внезапности, так как известные следствию данные собирались негласным путем, о чем преступники не должны были знать; организация следственно-оперативной комбинации по задержанию преступников с поличным в момент передачи, вывоза или транспортировки похищенного имущества; задержание участников преступных акций; серия неотложных следственных действий, призванных процессуально закрепить собранные негласным путем данные (осмотр мест происшествий, имущества, документов, выемка документов, обыски, осмотр транспортных средств, производственных и складских помещений); назначение ревизии или аудиторской проверки хозяйственно-финансовой деятельности хозяйствующего субъекта; при необходимости назначение и проведение судебно-экономических и криминалистических экспертиз, экспертиз технологических и товароведческих. Во второй ситуации, когда соучастники преступления осведомлены о проведенной проверке (ревизии, проверке налоговых органов) и действия следователя не являются для них неожиданными: проведение доследственной проверки с целью изучения данной хозяйственной структуры, ее связей с другими организациями (в том числе с АО, СП, ТОО), документооборота, личностей подозреваемых и т.п.; ознакомление с уставными документами, договорной документацией, документами о размерах уставного капитала и резервного фонда (если проверяется коммерческая структура); получение недостающей информации о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой структуры из органов налоговой инспекции и налоговой полиции, таможенной службы, организаций внешнеэкономического профиля и др.; выемка и осмотр первичных бухгалтерских и иных документов, имеющих отношение к выявленным фактам хозяйственно-финансовых нарушений; анализ бухгалтерских документов и документов первичной проверки, при необходимости - с помощью специалиста; осмотр производственных и складских помещений; изъятие образцов сырья, технологических карт, продукции, производственной документации, позволяющих установить факты отступлений от технологии производства с целью экономии сырья и создания неучтенной продукции; допрос лиц, производивших проверку; допрос подозреваемых; обыски на рабочих местах и по месту жительства подозреваемых с целью обнаружения доказательств преступной деятельности; назначение экспертиз (криминалистических, финансово-экономических, технологических, товароведческих). В третьей ситуации - при наличии сведений от должностных лиц. Если в них содержатся достоверные факты, которые стали им известны в силу их должностного положения, схема действия проходит по алгоритму второй ситуации. Если в сообщении граждан или средств массовой информации содержится непроверенная и, возможно, недостоверная информация, то действия проводятся по алгоритму первой ситуации, начиная с оперативной проверки данных. Отличительной чертой расследования рассматриваемых преступлений является широкое привлечение к расследованию сведущих.
Расследование преступлений в сфере экономики (раздел УШ, главы 22 и 23 Уголовного кодекса Российской Федерации) сопряжено со значительными трудностями. Это связано прежде всего с тем, что ряд составов преступлений, вошедший в новый Кодекс, в прежнем отсутствовал. У следователей нет не только навыков расследования этой категории дел, но даже и должного умения правильной квалификации содеянного. Следующая трудность заключается в том, что дела названной категории в подавляющем большинстве случаев являются многоэпизодными, с разбойной сетью преступных связей, которые не только тянутся по территории России, но и уходят в страны ближнего и дальнего зарубежья. В ряде городов и регионов преступления в сфере экономики совершаются организованными хорошо законспирированными группами, для успешного разоблачения которых необходимо тесное взаимодействие следователей с сотрудниками подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной и экономической преступностью. При расследовании таких преступлений следователи должны использовать помощь сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, которые могут вместе с ними изучать сотни, а порой и тысячи документов, выявляя подделки, подчистки, фальшивые ценные бумаги, поддельные подписи и искажение компьютерных программ. Что же следует делать, чтобы преодолеть эти трудности и обеспечить эффективность расследования преступлений в сфере экономики, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел? Следователи, специализирующиеся на расследовании этих преступлений, особенно по тем составам, с которыми им раньше не приходилось встречаться, должны начинать свою работу с глубокого анализа не только норм Уголовного кодекса, но и, как правило, других законодательных актов. Расследование преступлений в сфере экономики может быть успешным, как правило, только в том случае, если будет должным образом организационно и материально-технически обеспечено. Решать эту задачу должны руководители следственных подразделений органов внутренних дел всех степеней. Следователи, специализирующиеся на расследовании названной категории дел, должны быть в первую очередь обеспечены методической литературой, персональными компьютерами и множительной техникой. Необходимо создавать специализированные подразделения (группы) по расследованию преступлений в сфере экономики, включая в них следователей и сотрудников БЭП. По окончании судебного рассмотрения дел руководители следственных подразделений в системе служебной подготовки должны проводить тщательный разбор процесса расследования с учетом пробелов и недостатков, которые были выявлены в ходе судебного разбирательства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.