Конспект лекций по предмету "Гражданское право"


Развитие системы конституционного контроля в Российской Федерации

Развитие системы конституционного контроля в Российской Федерации
Государственная защита прав человека и гражданина не исключает самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Такой подход расширяет возможности человека и гражданина, которые могут проявлять инициативу, расширять круг способов отстаивания своих прав и свобод.
Гарантии этой защиты закреплены в ст. 33 Конституции РФ, предусматривающей, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Одной из форм обращений являются заявления и жалобы граждан, связанные с ущемлением их прав и свобод. Так, в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что его права и свободы нарушены действиями или решениями государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений. Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ», отдельные лица обладают правом на обращение в Конституционный Суд по поводу нарушения законом их прав и свобод.
В Конституции РФ закрепляется право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Право на судебную защиту провозглашено ч. 1 ст. 46 Конституции РФ. Эта норма предусматривает право обращения гражданина в судебные инстанции в связи с нарушением его права. Право на обращение в суд неотчуждаемо. Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на суды. В соответствии с Конституцией России и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией и данным законом.
Особым видом судопроизводства, закрепленным в Конституции России, является конституционное судопроизводство, одна из целей которого - защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный контроль служит особой сферой судебной власти и ее высшим проявлением. Именно с его помощью гарантируется соответствие положений законодательства, иных нормативных актов Основному Закону Российской Федерации, а также деятельность федеральных государственных органов России и органов субъектов Федерации в пределах компетенции, определенной для соответствующих органов конституционными нормами. Речь идет о конкретных способах обеспечения верховенства Российской Конституции и ее непосредственного действия на территории страны, диктуемых необходимостью сформировать демократическое правовое государство.
Что касается соотношения понятий конституционного надзора и контроля, то это по ряду признаков отличные друг от друга понятия. Судебный надзор распространяется на нижестоящие звенья судебной системы, что же касается конституционного, то он является способом разрешения конституционного спора, как правило, посредством решения парламента, в силу чего "органы конституционного надзора носят парламентский характер".
Конституционный Суд РФ является судебным органом защиты конституционного строя России, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства самостоятельно и независимо.
Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной и коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан, а также суды любой инстанции и другие лица, указанные в Федеральном законе.
Однако существуют два условия для принятия судом жалобы к рассмотрению: речь идет, во-первых, о законе, затрагивающем конституционные права и свободы граждан; во-вторых, о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.
Следовательно, граждане или объединения граждан могут обжаловать закон только тогда, когда он противоречит их правам и свободам.
Конституционный контроль защищает гражданина также в процессе правоприменения: от нарушения его основных прав и свобод неконституционным законом, применяемым или подлежащим применению судом или иным правоприменительным органом.
В системе национальных механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина наиболее эффективным институтом является конституционное правосудие. Оно осуществляется конституционными судами или квазисудебными органами, наделенными полномочиями осуществлять конституционный контроль и обеспечивать своей деятельностью верховенство конституции и приоритет прав и свобод человека.
Идея европейской модели конституционного контроля принадлежит известному австрийскому юристу, участнику разработки Конституции Австрии 1920 г., а затем члену Конституционного суда этой страны Г. Кельзену. Он исходил из того, что раз конституция является основным законом страны, из содержания которого вытекают все другие законы, то для обеспечения наибольшей стабильности нужна особая система контроля. Законодательный орган теоретически может рассматриваться в качестве творца (создателя) права, а не в качестве органа по применению права, привязанного к конституции. В действительности же он таким творцом является лишь в ограниченной мере. Следовательно, сам парламент не может учитывать это обстоятельство, с тем чтобы обеспечить свое подчинение конституции. Именно органу, не зависимому от парламента и от другой государственной власти, т. е. судебному органу или Конституционному суду, должно быть поручено аннулирование неконституционных актов.
Таким образом, институт конституционного контроля, защищающий права человека, является неотъемлемым атрибутом демократического правового государства.
Среди разнообразных национальных механизмов и средств обеспечения прав и свобод человека наиболее распространенной является судебная защита. Ее принципы и формы осуществления предусмотрены в разных международно-правовых актах. Так, в п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. говорится о том, что каждое государство-участник обязуется:
а) обеспечить любому лицу, права и свободы, которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
б) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможность судебной защиты.
В ст. 8 Всеобщей декларации прав человека специально указывается, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.