Конспект лекций по предмету "Гражданское право"


Соотношение принципов и норм общепризнанных прав человека

Соотношение принципов и норм общепризнанных прав человека
Человеческое достоинство присуще всем людям в равной степени и не зависит от заслуг, общественного статуса, убеждений, национальности и т.п.
В структуре прав человека главным выступает фундаментальное качество - достоинство: признание за человеком ценности как существа, наделенного разумом волей и чувствами, независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают другие.
Человеческое достоинство превыше всего - абсолютно, не имеет степеней, принадлежит каждому и выражает абсолютную ценность и самоценность личности. Это высшее человеческое свойство, принадлежащее индивиду от рождения, - источник конституирования всех прав, которые призваны проявлять его и одновременно служить средством защиты, борьбы за него.
Марек Новицкий пишет: «Человеческое достоинство это не то же самое, что достоинство личное - понятие, близкое понятию чести. Личное достоинство мы разрабатываем сами, оно растет, если мы ведем себя благородно, и падает если мы совершаем подлость. Основополагающим в концепции прав человека является первое из этих двух понятий, то есть понятие человеческого достоинства. Его обоснование мы находим в разных вероисповеданиях и философских теориях. Для христиан человеческое достоинство определяется тем, что человек, созданный по образу и подобию Бога носит в себе частицу достоинства Творца. Наши права и свободы это наш щит, прикрывающий нас наше человеческое достоинство от посягательств со стороны государства. Права человека не в состоянии предоставить нам гарантии, что нас будут любить и холить не гарантируют ни счастья в жизни, ни справедливости или хотя бы минимального благосостояния они лишь защищают нас от унижений и посягательств на наше достоинство и то лишь только со стороны одного, но самого сильного нарушителя, т.е. государственной власти, что в демократии означает волю большинства».
Ключевым правом человека в данном двуедином требовании предстает прирожденное, неизменное и неотчуждаемое право на свободу и равенство (именно в неразрывности, взаимосвязи между собой), являющееся квинтэссенцией достоинство, которое должно соблюдаться всегда, в первую очередь законодателем, потому что свобода и равенство, взятые порознь и реализуемые независимо друг от друга, не ведут к тождеству справедливости, а значит и тождеству человеческих прав.
Права человека опираются на принцип равного достоинства всех людей. Принадлежа каждому представителю человеческого рода, право на уважение его достоинства предполагает, что всякий должен чтить достоинство другого и всякий в праве рассчитывать на уважение своего достоинства со стороны общества. Безусловно, во взаимосвязях личности и общества достоинство имеет и нравственный аспект. С одной стороны, в нем проявляется чувство ответственности индивида, самооценка своей значимости, взаимоотношений со структурами общества и с другими людьми. С другой, - в нем же обнаруживается признание обществом и индивидами ценности и неповторимости каждого конкретного человека.
Права человека - это понятие, тесно связанное с понятием свободы, понятие, отражающее как само достоинство человеческой личности, так и притязание на обладание конкретными возможностями, позволяющими сделать жизнь этой личности действительно достойной. Права человека являются одновременно и характеристикой отношений человек - государство и инструментам ограничения власти правительства (государства) над человеком.
Само же употребление слова свобода, как утверждают, появилось в XXIV в. до н. э., когда правитель государства Шумера установил свободу для своих подданных путем применения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых слуг первосвященниками.
Русский юрист конца XIX века Б. Чичерин писал, что «свобода не состоит в одном приобретении и расширении прав. Человек потому только имеет права, что он несет на себе обязанности, и наоборот, от него можно требовать исполнения обязанностей единственно потому, что имеет права. Это два неразрывных начала. Все значения человеческой личности и вытекающих из него прав основано на том, что человек есть существо разумно свободное которое носит в себе сознание верховного нравственного закона, и в силу свободной воли способно действовать по велению долга». Иными словами права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они неразрывно связаны с выполнением людьми своих обязанностей.
Права и свободы человека не делают его абсолютно независимым от общества (нельзя жить в обществе и быть свободным от общества), а значит, не освобождают от обязанностей и ответственности. В связи с этим бывший Генеральный секретарь Совета Европы Катрин Лалюмьер подчеркивала, что «Права человека - это не только права всех и каждого из нас, это, прежде всего, права других. Поэтому правам человека противопоказан эгоистический, индивидуалистический и потребительский подход. Права человека не смогут существовать без солидарности между индивидуумами».
Как отмечает В. Н. Кудрявцев: «… главное в чем заключается свобода, - это возможность выбора, права поступать по своей воле, без принуждения». Право передвигаться, не зная границ, право говорить и думать без указки, право решать, в конце концов, вопросы собственных жизни и смерти (знаменитое «Быть или не быть?»). Здесь главное - воля желание самого человека. Но такое понимание возможно только для одного человека, индивидуума. А общество? В нем воля одного человека неизбежно в чем-то столкнется с волей других лиц, которые тоже имеют какие-то свои стремления. Значит, свободу человека надо ограничить так, чтобы ее осуществление не нарушало свободу других. То есть, есть право передвигаться, но нет права нарушать границы жилища или земельного участка другого без разрешения; есть право на свободу слова и мыслей, но нет права насильно навязывать свои мысли другим или злоупотреблять своим словом; наконец, право обладания властью над своей жизнью (и любое другое право) не дает права распоряжаться жизнью чужой и так далее. Свободу каждого, таким образом, ограничивает чья-то другая свобода. Не переходя этих внешних рамок, человек имеет право делать все. Отсюда свобода - это право делать все то, что не нарушает чужую свободу (и аналогичное чужое право). То есть, это своего рода «макроправо», основа всех тех прав и свобод, которые называются естественными: разрешено все, что не ущемляет права других.
По мнению С. А. Комарова, «… человек - это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. … Личность, как и человек, - продукт общества, его исторического развития. Данная категория отражает более высокий уровень познания сущности человека... Понятия «человек» и «личность» отличаются друг от друга не по объему, а по содержанию в том смысле, что второе из них характеризуется переходом старого содержания на новый уровень обогащения».
Таким образом, права человека - принадлежащие человеку (личности) полномочия действовать по своему разумению до тех пор, пока он не нарушает интересов других. Как известно действия человека, направлены на удовлетворение собственных интересов. Конечно, он может использовать свои возможности в интересах других, но в конечном итоге определенную выгоду получает и он, хотя бы в виде доброго слова или, например, успокоения совести. Вместе с тем, следует выделить из макроправа более мелкие права, являющиеся основными и служащие через расширение и детализацию основой для еще более мелких прав.
Позволим себе цитату М. Новицкого: «Благодаря правам человека индивид сохраняет свою личность, свою неповторимость, ибо ни до нас, ни после нас не было и не будет никого, кто был бы таким же, как мы, с нашим личным опытом, нашими воспоминаниями, чувствами и мыслями».
Юридическая литература изобилует многими определениями прав человека, предлагаемыми ученными-юристами. Однако до настоящего времени нет дефиниции, которая была бы общепризнанной и устраивала бы всех. На наш взгляд, это объясняется и проблемой правопонимания вообще, прав человека - в особенности. Правом детерминируются разнообразные отношения и интересы людей, оно по-разному проявляется в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. В попытках хоть как-то прояснить, уточнить и структурировать многогранное понятие «права человек» не обойтись без краткого исторического экскурса.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.