Конспект лекций по предмету "Гражданское право"


Немеждународные вооруженные конфликты: гарантии прав человека

Немеждународные вооруженные конфликты: гарантии прав человека
Вооруженный конфликт немеждународного характера - это вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или др. организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют определенный контроль над частью территории государства. Это определение зафиксировано в Дополнительном протоколе II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., регламентирующем защиту жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
В Протоколе указывается, что покровительством законов и обычаев войны пользуются также те лица, которые были лишены свободы или свобода которых была ограничена в связи с вооруженными конфликтами. Протокол применяется ко всем лицам, затрагиваемым вооруженным конфликтом.
В настоящий период времени зачастую страдают люди и испытывают нарушение прав человека в своих государствах и от своих же сограждан. Проблема гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина одна из важнейших вопросов конституционного права и одна из основных факторов становления и развития демократического, правового, социального государства. Общеизвестная истина, что, когда у государства нет основного закона - Конституции, то оно и не может гарантировать защиту прав человека и гражданина, то есть, нет четкой и стабильной системы регулирования разнохарактерных правовых взаимоотношений, возникающих между гражданином и государством, со всеми вытекающими последствиями. Однако к вышесказанному добавим, что и простое наличие конституции не является доказательством гарантии защиты прав человека внутри государства.
Исключительно важно также принятие Конституции при участии широких народных масс, учет международного опыта в области развития конституционного права, а с точки зрения интересующей нас постановки вопроса и определения правового положения (статуса) человека в государстве и обществе, гарантия защищенности прав человека и подготовка гармоничных и действенных механизмов для решения этих проблем посредством законодательной, исполнительной и судебной власти государства.
В этой связи заметим, что особенность, например, Конституции Республики Армения состоит в том, что она, провозглашая права и свободы человека и гражданина, устанавливает, что их признание и соблюдение является обязанностью государства. Определены и необходимые для защиты этих прав основные механизмы. К числу институтов, на которые возложена ответственность за их обеспечение и защиту, относятся все ветви государственной власти. Они составляют основу внутригосударственных механизмов защиты прав человека и определяют методы, процедуры и средства, которые действуют в единой системе защиты прав человека и обеспечивают реализацию общепризнанных прав и свобод человека. К ним Конституция РА относит: защиту прав человека Президентом; органами законодательной и исполнительной власти и органами правосудия.
Говоря о конституционных гарантиях защиты прав человека, мы поставили перед собой задачу обратиться к конституционным возможностям защиты этих прав и свобод и обратить внимание на некоторые спорные вопросы в этой области и попробовать найти пути их решения.
Около сорока статей Конституции РА посвящены определению прав и свобод человека и гражданина, закреплению принципа их нерушимости и функциональным задачам государственных органов и должностных лиц призванных обеспечить защиту этих прав и свобод. По своему содержанию ст. 4 Конституции РА поставила перед государством следующую задачу: «Государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов - в соответствии с принципами и нормами международного права».
По нашему убеждению ключ к решению вопроса о защите прав и свобод человека и гражданина в любой стране надо искать именно в этом положении. Теоретически это сводиться к следующему:
1. органически включить права человека во все правовые институты, обеспечить их взаимосвязь с принципами рыночной экономики, управления государством;
2. необходимо законодательно четко предусмотреть механизмы осуществления основных прав и свобод, гарантировать эффективность действия этих механизмов.
В этих случаях имеет большое значение также и внедрение международного опыта. Такова теоретическая модель защиты прав человека и гражданина в свете 4 статьи Конституции Республики Армения.
А теперь по принципу сопоставления данной модели с Конституцией попробуем определить степень гарантии защиты прав человека и гражданина в названной стране.
Прежде всего, отметим, что в главе 2 Конституции РА озаглавленной «Основные права и свободы человека и гражданина» (ст. 14 - 48) отражены все основные международные принципы и нормы. Более того, согласно статье 43 Конституции РА, «Права и свободы, закрепленные в Конституции, не являются исчерпывающими и не могут толковаться как отрицание других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».
Однако перечни этих прав и свобод не тождественны. В международных документах зафиксированы лишь те основные права и свободы, которые приемлемы для большей части государств мира и охраняются ими. Так, например, в международных пактах о правах человека не закрепляется право каждого на частную собственность или право граждан и их объединений на землю, что, однако, нашло свое место в Конституции РА.
В случаях, когда международные документы фиксируют более высокий уровень прав и свобод человека по сравнению с внутригосударственным законодательством, приоритет на территории Республики Армения должен отдаваться общепризнанным нормам международного права. Не разрешается какое-либо ограничение или ущемление общепризнанных принципов и норм, касающихся прав и свобод человека под тем предлогом, что они не перечислены в Конституции РА.
Положения статьи 43 Конституции РА в полном соответствии со ст. 5 «Международного пакта о гражданских и политических правах» устанавливает открытость перечня прав и свобод человека и гражданина, необходимость последующего добавления новых норм к провозглашенным правам. Установление в действующей Конституции РА исчерпывающего перечня прав и свобод человека и гражданина, даже будь это возможно, противоречило бы самой сути Основного закона и явилось бы препятствием для последующего развития и обогащения прав и свобод, а также предопределило бы рамки правового регулирования различных и многообразных отношений в ходе дальнейшего развития общества, тем самым приостановив формирование новых прав и свобод и их юридическое закрепление.
Статья 44 Конституции РА гласит: «Основные права и свободы человека и гражданина, закрепленные в статьях 23 - 27 Конституции, могут быть ограничены только законом, если это необходимо для защиты государственной и общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности общества, защиты прав и свобод, чести и доброго имени других лиц».
Отметим, что речь идет всего о пяти статьях самой обширной главы Конституции РА, закрепляющих свободу совести и вероисповедания, свободу учреждений, свободу слова, объединений, право на проведение митингов, демонстраций, шествий, собраний, референдумов, право избирать и быть избранным. Определение ограничения вышеперечисленных прав и свобод необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека нельзя абсолютизировать. Человек живет в обществе и действует в системе взаимных общественных связей. Для нормальной жизнедеятельности демократического общества необходимы определенные права и порядок. Поэтому невозможно представить цивилизованное общество, в котором его члены не выполняют своих обязанностей как в отношении государства, на территории которого живут, так и по отношению друг к другу. Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то любое общество очень скоро очутилось бы в тисках хаоса и анархии. Поэтому не случайно законодательство практически всех государств мира предусматривает особые положения, которыми ограничиваются определенные права и свободы. Важно здесь то, чтобы закон обговаривал условия для подобных ограничений, а сами они получили бы четкое юридическое оформление - чтобы обеспечить необходимое правовое обоснование ограничений.
Весьма похоже на это мнение Н. А. Михалевой: «Государство может считаться правовым только в том случае, когда оно допускает такую степень самоограничения прав и свобод человека, при которой общее благо и интересы каждой отдельной личности образует гармоничное целое».
Конституция РА предусматривает, что такие ограничения возможны лишь в строго установленных случаях. Они вводятся в первую очередь ради обеспечения конституционного порядка в стране.
Определенные ограничения прав и свобод граждан могут быть введены и с объявлением в стране военного, чрезвычайного и иных особых положений. Так, согласно статье 45 Конституции РА, «Отдельные права и свободы человека и гражданина, за исключением указанных в статьях 17, 19, 20, 39, 41-43 Конституции, могут быть временно ограничены в установленном законом порядке в период военного положения или в случаях, предусмотренных пунктом 14 статьи 55 Конституции». Необходимо отметить, что исключения касаются права на жизнь, недопущения пыток, жестокого или унижающего достоинство обращения и наказания, обеспечения неприкосновенности личной и семейной жизни, права на восстановление нарушенных прав и их судебную защиту, презумпции невиновности и др. То есть при введении в РА военного или иного особого положения жизненно важные основные права и свободы личности не могут быть ограничены. Несмотря на то, что все закрепленные в Конституции РА права и свободы являются основными, среди них выделяются имеющие для человека изначальное, первичное значение, которые не подлежат ограничениям.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.