Конспект лекций по предмету "Судебная психиатрия"


Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (КСППЭН)

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (КСППЭН)
Этот вид экспертизы завоевывает все более прочные позиции в связи с введением в УК РФ ст. 20, 22, увеличением числа психологов со специальной подготовкой, расширением спектра вопросов, ставящихся перед экспертами. Комплексная экспертиза несовершеннолетних становится все более необходимым инструментом в судебно-следственной практике. Междисциплинарный характер этих экспертиз определяет большую доказательность экспертных выводов, возможность решения более широкого круга вопросов и их согласования (психиатры, психологи, сексопатологи, судебные медики и пр.), использование большего объема знаний по смежным подростковым дисциплинам. Комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы несовершеннолетних (КСППЭН) применяются чаще всего в практике освидетельствования несовершеннолетних в период следствия (подозреваемые, обвиняемые), а также при экспертизе потерпевших и свидетелей - детей и подростков.
Перед экспертизой стоят две задачи, которые заключаются в выяснении, во-первых, степени умственной отсталости несовершеннолетнего и, во-вторых, мог ли он полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими. Первая из этих задач является промежуточной, вспомогательной для решения второй, основной. В связи с этим вопросы суда и следствия к экспертам могут быть корректно сформулированы следующим образом:
имеются ли у несовершеннолетнего отклонения в психическом развитии, и если да, то в чем они проявляются;
мог ли несовершеннолетний, с учетом уровня его психического развития, полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими.
На практике перед экспертами основной задачей часто оказывается установление соответствия психического развития несовершеннолетнего календарному возрасту 14 или 16 лет для ответа на вопрос о том, может ли он быть привлечен к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ). Не менее важна и другая задача КСППЭН, заключающаяся в необходимости определения, мог ли несовершеннолетний полностью сознавать значение своих действий и в какой мере мог руководить ими. Цель установления этих обстоятельств заключается в индивидуализации ответственности несовершеннолетнего и применяемых к нему коррекционных мер.
Экспертное решение о том, в полной или ограниченной мере несовершеннолетний мог сознавать значение своих действий и руководить ими, должно опираться на определенные комплексные психолого-психиатрические критерии оценок. Одна из основных предпосылок для такого вывода - выделение клинических характеристик нарушений развития, которые не исключают вменяемости, но могут ограничивать способность несовершеннолетнего сознавать значение своих действий и руководить ими. Анализ клинического материала позволил выделить критерии, лежащие в основе экспертной оценки не только невменяемости, но и ограниченной способности по вменению.
Разработка методологических, теоретических и практических аспектов комплексной судебно-психиатрической экспертизы потерпевших в настоящее время является одной из актуальных и сложных задач судебной психиатрии (Ю.Л. Метелица, Б.В. Шостакович; Т.П. Печерникова; Н.Б. Морозова). Для точной правовой оценки судом действий обвиняемых и установления степени их виновности важное значение имеет анализ поведения и психическое состояние потерпевших в криминальной ситуации, учет последствий преступления для психического здоровья жертвы. Кроме того, потерпевшие, правовые гарантии которых закреплены действующим уголовно-процессуальным кодексом, являются участниками судебно-следственного процесса и могут активно влиять на его исход.
Возрастные особенности психики малолетних (незрелость, внушаемость, подчиняемость, недостаточность жизненного опыта, неумение полно и критично оценить ситуацию и прогнозировать ее развитие, неосведомленность в вопросах половых отношений и др.) часто определяют виктимное поведение несовершеннолетних. Подростки зачастую становятся объектами криминальных действий сверстников в ситуациях «необоснованного доверия» или «быстротечных знакомств». Риск совершения противоправных действий еще более повышается в отношении несовершеннолетних, у которых имеются психические расстройства, сопровождающиеся неправильным, отклоняющимся поведением. Выделяют провоцирующее, пассивно-безучастное и нейтральное поведение жертвы, которое может быть обусловлено как медицинскими (психические расстройства), так и психологическими (личностные, возрастные особенности, психогенная дезорганизация) причинами, а также социальными факторами (несформированность морально-этических принципов).
Сексуальное злоупотребление в отношении несовершеннолетних (Child Sexual Abuse) рассматривается в мировой литературе как особый вариант жестокого обращения.
Психогенные состояния, развивающиеся у жертв сексуальной агрессии, в подростковом возрасте характеризуются преобладанием невротических депрессивных нарушений, фобическими проявлениями, комплексом сверхценных переживаний, отражающих особенности психогении, что частично соответствует критериям DSM-III-R для посттравматического стрессового расстройства.
Показаниями для направления несовершеннолетних на экспертизу является малолетний возраст (до 14 лет), наличие у них психических расстройств, сведения о неправильном, провоцирующем поведении, употреблении алкогольных напитков, наркотических или токсикома-нических препаратов в период криминала, данные о перенесенных черепно-мозговых травмах с потерей сознания, непоследовательность и противоречивость показаний в ходе следствия, сообщения родственников о появившихся после случившегося неблагоприятных последствиях (депрессивные состояния, суицидальные тенденции, припадки и т.д.), а также наличие у них повышенной склонности к фантазированию, внушаемость и подчиняемость. Предпочтителен амбулаторный вид освидетельствования несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
Кроме диагностических, основными вопросами, подлежащими разрешению, являются:
установление способности потерпевших понимать характер и значение действий преступника и оказывать сопротивление;
определение возможности потерпевших и свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;
констатация возможности свидетелей и потерпевших участвовать в предварительном следствии и судебных заседаниях;
выявление психических расстройств, установление их связи с причиненными в результате преступления повреждениями, а также определение степени тяжести телесных повреждений (последнее устанавливается судебными медиками).
Важной задачей КСППЭИ является определение возможности несовершеннолетних свидетелей и потерпевших участвовать в судебно-следственном процессе, так как под влиянием неблагоприятных стрессовых факторов у них могут развиваться разнообразные по глубине и продолжительности психогенные состояния


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.