Конспект лекций по предмету "Административное право"


Состав административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.1; 7.2; 7.3

Состав административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.1; 7.2; 7.3
Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Административные правонарушения, предусмотренные гл. 7 КоАП, посягают на порядок в области охраны собственности. Цель данной главы - защита права собственности, обеспечение надлежащего порядка владения, пользования и распоряжения (ст. 209 ГК РФ).
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере использования земель (ст. 7 ЗК РФ) и охраны собственности. Земельный участок - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть разделен на части. Каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по: - самовольному занятию земельного участка (фактическое завладение земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т. п.);
- использованию земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: 1) собственно на земельный участок; 2) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.
Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т. п. Право на земельный участок возникает с момента регистрации прав на него, если иное не установлено законом. Государственная регистрация земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Осуществление хозяйственной и иной деятельности основывается на правовом режиме земель, который предусмотрен ст. 7, 8, 30, 33 ЗК РФ.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом. Протоколы о правонарушениях составляют органы внутренних дел (милиция), а также органы, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ст. 4, п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП).
Дела о правонарушениях рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21 КоАП), а в части участков земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд, - органы, уполномоченные в области использования,охраны и защиты лесного фонда (ст. 23.24 КоАП).
Статья 7.2. Уничтожение специальных знаков
1. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
2. Уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на под земные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а равно знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а равно знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
3. Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а равно нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
4. Неуведомление собственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены пункты, перечисленные в части 3 настоящей статьи, федерального органа исполнительной власти по геодезии и картографии, гидрометеорологии и смежным с ней областям или его территориального (регионального) органа об уничтожении, о повреждении или о сносе этих пунктов, а равно отказ в предоставлении возможности подъезда (подхода) к этим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда. Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны собственности. Предметом правонарушения выступают различные знаки и объекты:
1) межевые знаки, которые определяют местоположение и границы земельных участков на местности (межевание земель и установление обозначающих их знаков урегулировано ЗК РФ, федеральными законами от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»);информационные знаки (маркшейдерские, лесоустроительные, лесохозяйственные и т. п.), наблюдательные режимные скважины и створы, установление которых урегулировано Законом РФ от 21 февраля 1992г. № 2395-1 «О недрах», федеральными законами от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях, от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; 3) пункты наблюдения за состоянием окружающей среды, которые входят в государственную наблюдательную сеть и находящиеся под защитой государства (Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № Г13-ФЗ «О гидрометеорологической службе»). В условиях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдения создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) по:
- уничтожению межевых знаков границ земельных участков (ч. 1), т. е. разрушению межевого знака путем выкапывания, сжигания, расщепления, подрубки, спиливания, повала и раздробления в результате наезда транспортным средством и т. п.;
- уничтожению или повреждению информационных знаков, а также наблюдательных режимных скважин и створов (ч. 2), т. е. уничтожению ограничительных знаков либо содержащейся на них информации о принадлежности леса, номере квартала и т. п., а также повреждению лесоустроительных знаков; применительно к наблюдательным режимным скважинам уничтожение может выражаться в засыпке, размещении отходов и т. п.;
- уничтожению, повреждению или сносу пунктов государственных геодезических сетей либо стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, а равно нарушению режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей природной среды и ее загрязнением (ч. 3);
- неуведомлению о действиях, предусмотренных в ч. 3 комментируемой статьи (несообщение, сокрытие информации), отказу в предоставлении подъезда (прохода) к наблюдательным геодезическим и гидрометеорологическим пунктам для проведения на них наблюдений и иных работ. Отказ всегда является незаконным, поскольку на собственника (владельца, пользователя) соответствующим нормативным правовым актом или по договору возлагаются обязанности по обеспечению возможности доступа к указан ным объектам (ст. 274-277 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ). Субъектами правонарушения являются: по ч. 1-3 комментируемой статьи - граждане и юридические лица; по ч. 4 комментируемой статьи -собственники, владельцы либо пользователи земельных участков, зданий или сооружений. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела этой категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП), а по делам, предусмотренным ч. 2 и 3 комментируемой статьи, - также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП).
3. Дела о правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21 КоАП); по ч. 2 - должностные лица органов, в распоряжении которых находятся соответствующие специальные знаки (ст. 23.13, 23.22, 23.23, 23.24, 23.26, 23.27, 23.29, 23.31 КоАП); по ч. 3 и 4-должностные лица органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (ст. 23.28 КоАП), а также органов, осуществляющих государственный геодезический надзор и государственный контроль в области наименования географических объектов (ст. 23.58 КоАП).
Статья 7.3. Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)
Пользование недрами(1) без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. Объектом правонарушения является установленный законом порядок пользования недрами. Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью (разведанные и неизученные; ценные и малозначимые в экономическом отношении; используемые и неиспользуемые).
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований. Возможно предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами (для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов).
Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию. Выдачу, регистрацию, приостановление действия и аннулирование лицензий на пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая подземные воды, осуществляют органы, находящиеся в ведении МПР России.
Право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть им передано третьим лицам, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. При переходе права пользования недрами лицензия подлежит переоформлению. Порядок переоформления лицензий определяется Инструкцией о порядке переоформления лицензий на пользование недрами, утвержденной приказом Комитета по геологии и использованию недр от 18 мая 1995 г. № 65. Объективная сторона правонарушения представляет собой действия по пользованию недрами:
-без разрешения (лицензии), т. е. самовольное недропользование. Самовольное пользование недрами прекращается без возмещения затрат, про изведенных за время незаконного пользования;
-с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), т. е. при изменении целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами; нарушении лицензиатом установленного в лицензии срока, в течение которого он (лицензиат) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах; невыполнении условий по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и т. п.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица уполномоченных органов, которые рассматривают дела этой категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП), а также органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП). Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный геологический контроль (ст. 23.22 КоАП), а также органов государственного горного и промышленного надзора (ст. 23.31 КоАП).
Добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, если добыча совершена без надлежащего разрешения (лицензии), квалифицируется по ст. 7.5 КоАП (см. комментарий к ней), Если пользование недрами без разрешения (лицензии) либо нарушение условий разрешения (лицензии) причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то такое нарушение должно быть квалифицировано по ст. 171 УК РФ как незаконное предпринимательство. Если пользователь недр нарушил существенные условия лицензии, к нему наряду с применением мер административной ответственности, предусмотренных комментируемой статьей, может быть применена такая принудительная мера, как прекращение права пользования недрами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.