Устойчивость и изменчивость культуры: традиции и инновации. Межкультурные коммуникации
Время слоисто и концентрично. Все его компоненты - прошедшие настоящее и будущее - взаимосвязаны. Только в таком контексте можно представить развитие культуры. И все пласты времени сосуществуют в межкультурной коммуникации. Время в процессе развития культуры выступает своеобразной хранительницей всех исторических событий. Оно оценивает, отбирает, расставляя приоритеты, все то, что можно присовокупить к общественной сокровищнице богатств человеческой души. Культурный прогресс требует не только воспроизведения нового, а прежде всего осознания и сохранения того, что было заключено в культурной истории человечества.
В культурологии существует понятие «трансмиссия». Это обращение к культурному наследию. Принципиальное свойство трансмиссии в том и состоит, чтобы обеспечить сохранение прошлых образцов через устранение, ограничение новшеств как отклонений. Разновидность культурной трансмиссии - фундаментализм. Тесно связанный с религиозной практикой, он ориентирован на восстановление ранних культурных образцов в их неприкосновенности от наслоений времени. Например, движение фундаменталистов - исламская революция в Иране и движение гандизма в Индии.
Уникальность культуры проявляется в ее диалогичности. Культура невозможна без внутренней переклички. «Персонажи» прошлых культур не уходят со сцены, не исчезают и не растворяются в эфире, а ведут диалог как со своими собратьями по прошлому, так и с героями, пришедшими им на смену. Загадки бытия решались еще в античности в произведениях Гомера, Эсхила, Софокла. Данте, Петрарка, Боккаччо были яркими выразителями новых тенденций в литературе эпохи Возрождения. Единой концепцией охватывал состояние мира Шекспир. Он в своей драматургии решал не только художественные, но и философско-эстетические задачи, которые и по сей день являются актуальными.
Культурные традиции. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре - это традиция. Другими словами, традиция - элементы социального и культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.), которые передаются от поколения к поколению и сохраняются в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Прогресс общества основан на традициях, так как не приходится изобретать то, что когда-то было, а лишь дополнять, развивать его, а также создавать нечто новое. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются условием их жизнедеятельности. Однако нельзя слепо преклоняться перед традицией, т.к. это порождает консерватизм, застой, а порой и антигуманность в общественной жизни. Это относится, к примеру, к тем обычаям, которые не имеют нравственного содержания. «Уважение к старшим», «терпимость к детям» мы повторяем чуть ли не как этический постулат. Но можно ли было его найти в самых первых обычаях. Для первобытных нравов, если верить этнографическим источникам, нехарактерно великодушие и защита слабого. Бессильный не годится для сотрудничества и не может постоять за себя, поэтому он не представляет собой никакой ценности. В этом заключена возможность намеренного убийства. Дикари в этом отношении мало чем отличаются от цыплят, заклевывающих до смерти своего собрата, у которого выступила кровь на крыле. У некоторых народов засвидетельствовано систематическое умерщвление стариков. И этот обычай передавался из поколения в поколение. Исследователь-этнограф К. А. Гельвеций приводит следующий выразительный пример: «В конце зимы, когда недостаток продовольствия заставляет дикарей покидать хижины и голод гонит их на охоту за новыми припасами, некоторые дикие племена перед отправлением собираются и заставляют своих стариков взбираться на дубы, которые они потом сильно трясут: большинство стариков падает с деревьев и умирает». Факт этот известен и по фильму Куросавы «Легенда о Нараяме», где на плечах сын забирает отца на верхушку самой высокой горы и оставляет там на верную погибель. И через несколько дней возвращается за трупом. Названный обычай кажется на первый взгляд отвратительным, однако дикарь считает, что падение этих несчастных старцев доказывает их неспособность перенести все тяготы охоты и надо им облегчить жизнь. Убийство стариков не считалось проявлением враждебности к ним. Этнографы отмечают хорошее отношение к старикам у австралийских аборигенов, признавая при этом, что в засушливые периоды в пустынях старых иногда бросают умирать от голода и жажды. Более того, в своих наиболее развитых формах обычай этот интерпретировался даже как священный сыновний долг.
Понятно, почему морально-этический аспект культуры не позволяет принимать все традиции, обычаи, обряды. Если обычай, обращенный по своей сущности в прошлое, традиционен и консервативен, то мораль культуры, выражая в своих ценностях назревшие, но еще не реализованные обществом потребности, устремлена в будущее, нацелена на улучшение и усовершенствование человека и общества. Если обычаю присуща жесткая, однозначная регламентация, не оставляющая почти простора импровизации, проявления свободы личности, то моральный аспект культуры требует именно личной ответственности за предпринимаемые поступки, действия и не приемлет, например, никаких доводов, что все так поступают, для оправдания трусости, подлости.
Как мы видим, особое место в мире культуры занимают ее морально-этические и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах - в быту, в семье, на работе, в науке, политике и т.д. Сфера эстетического отношения к действительности носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармоничное, изящное - все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе.
Нежелательна в культуре и другая крайность: пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценностных достижений человечества. Перечеркивание культурных традиций, пренебрежительное к ним отношение привело в свое время к «утечке умов» из России, отрицание произведений Солженицына, Платонова, Рериха и д.р., а после Октябрьской революции, когда в области художественной культуры возникло течение «Пролеткульт», лидеры которого хотели построить новую «пролетарскую культуру», отрицая всю предшествующую как якобы буржуазную, эксплуататорскую. Это течение привело к разрушению многих памятников культуры. Подобные примеры можно наблюдать и в современности. Другой пример: в 60-х годах в Китае была провозглашена так называемая «великая культурная революция», принесшая стране большие беды. Была прервана учеба в школах и вузах, подверглась гонениям творческая интеллигенция, насаждался фанатизм, а произведения великих гуманистов прошлого объявлялись реакционными, уничтожались культурные ценности. После смерти Мао Цзэдуна была осуждена эта мнимая культурная революция.
Инновации. Культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается напором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихся исторических условиях. Эта особенность социально-исторического прогресса заставляет представителей нового поколения заниматься творческой переработкой культурных достижений прошлого. Преемственность и новаторство пронизывают культурную жизнь общества. Проиллюстрируем данную мысль следующим житейским примером, взятым из истории моды. Как говорится, новое - это хорошо забытое старое. Выходит, сама мода - это инновация, а «хорошо забытое старое» - обычай. И они тесно взаимопереплетены. Если обычай сравнивать с камнем, а моду с водой, то можно, согласно поговорке, сказать, что вода камень точит. Мода, не входя, как правило, в резкое противоречие с обычаем и даже по большей части как будто базируясь на нем, вместе с тем понемногу заменяет в нем некоторые элементы, «вымывая» из обычая то, что входит в противоречие с изменившимися условиями и добавляя в обычаи новое. Например, на Среднем Востоке молодые девушки в городе ходят в чадре (обычай) и в мини-юбке (мода). При этом, с точки зрения данной культуры, одно не противоречит другому. Обычай, будучи более долговременным и консервативным явлением, оказывает сопротивление моде, но, как правило, не одерживает победы над ней.
Для распространения культурного образа необходимо, чтобы он, во-первых, имел ценность и значимость в пределах большой группы или общества, а во-вторых, был доведен до массовой аудитории с помощью средств массовой коммуникации. Но для того, чтобы получить такую возможность, культурный образец должен быть оценен с точки зрения его новизны и полезности. В этом и заключается актуальность культуры. Средства массовой коммуникации доводят новую ценность до макросреды. Однако это не означает, что каждая идея, имеющаяся в СМИ, может стать частью массовой культуры. Если данная ценность принимается широкой аудиторией как необходимая, полезная, достойная часть культуры, если она выдерживает конкуренцию с другими образцами культуры общества, она становится неотъемлемой частью этой культуры, а также может войти в индивидуальную культуру личности.
Хотя иногда устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, но они не всегда определяют формы поведения членов данного коллектива. Например, для зрелой личности характерны достаточно устойчивые ценностные ориентации. В силу этого пожилые люди часто медленно перестраиваются и принимают инновации жизни, культуры, даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. А культура все время испытывает воздействие новых поколений, вступивших в социум в изменившихся исторических условиях. Эта особенность побуждает человека к творческой переработке достижений прошлого, преемственности и новаторству. Результатом подобной деятельности человека является динамика культуры. Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств и отношений. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика»; те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием «динамика».
Изменчивость культуры, характерная для современного общества, проявляется в обновлении, инновациях, а последние являются результатом творчества. Инновация - это изобретение или выработка новых идей, образов, моделей, нацеленных на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности или организации общества, нового типа мышления или чувствования. Носителями новаторства могут выступать творческие личности или новаторские группы. Поэтому, в частности, в культуре всякого общества поддерживается высокий статус людей, обладающих необычными способностями к творчеству, если, конечно, это творчество отвечает ожиданиям общества.
Развитие и реализация культурных потребностей социально значимы как для общества в целом, так и для человека в отдельности. Человек как бы удваивает себя интеллектуально, реально, деятельно и созерцает себя в созданном им мире, то есть характер сотворенной вещи всегда нечет в себе отпечаток характера, сознания его творца. В самых различных областях жизни: при создании материальных благ, в общественно-политической, научно-практической деятельности, в процессе научного творчества, различных любительских занятий - человек активно утверждается как творец.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил, -
писал русский поэт Заболоцкий.
К счастью, в последнее время стали признавать тот факт, что дальнейшее развитие человечества невозможно без гармоничного развития всех заложенных в человека творческих возможностей. Творческий труд художника, философа, ученого, рабочего - это удивительное соединение колоссальной работы с не менее гигантским замыслом. Фантазия творца и мастерство выполнения должны быть гармонически слиты в одно синергическое целое.
Творческим людям присущи следующие личностные черты: 1) уверенность в своих силах, готовность отстаивать то, во что веришь; 2) нонконформизм, т.е. опровержение мнения большинства, правда, некоторым присуща конформность, т.е. усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; 3) превосходные знания дела и его скрытых деталей; 4) способность видеть новое, готовность поверить своим и чужим фантазиям; 5) высокая толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению к неопределённым и неразрешимым ситуациям); 6) готовность браться за решение проблем, кажущихся неразрешимыми и даже опасными; 7) конструктивная активность в этих ситуациях; 8) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Таким образом, всякий большой талант несет в себе открытость души, удивление, обворожительно простодушие. Только эти качества рождают мудрость и творчество.
Для того, чтобы заниматься духовным творчеством, не обязательно быть «творцом» - художником или ученым, или государственным деятелем; необходимо обладать способностью к осмысленному соучастию в их творениях. Если человек проникает в смысл идеи и при этом его творчески воспринимает, он становится участником этого смысла, преобразовывая его и духовно самоутверждаясь. А значит, творчество в значительной мере формирует особенности культурного мира индивида, русский поэт Рыленков писал:
Чтоб в глаза тебе время смотрело,
Стань под солнцем открытым лицом.
За какое б ни взялся ты дело,
Не поденщиком будь, а творцом.
Культурная модернизация. В последние десятилетия наблюдается интеграция во многих сферах жизни в большинстве стран, а также рост межкультурных коммуникаций. Формируются те общие нормы, ценности, которые характерны для большинства культур. Эти процессы выступают как культурная универсализация. Одной из ее форм является культурная модернизация. В широком смысле культурная модернизация означает достаточно резкое обновление культуры в духе определенных ценностей, ее реакцию на какие-то требования времени и общества. В узком смысле модернизация культуры означает работу по преодолению ее отставания от культур, принятых за развитые. В частности, классическим примером такой модернизации является индустриализация - переход от традиционной культуры к капиталистической. Важной формой модернизации в межкультурной коммуникации является аккультурация (ее еще называют заимствованием или диффузией). Заимствование или диффузия - это стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве из одного общества в другое. Широкое и продолжительное ареальное (территориальное) взаимодействие разных культур ведет к многовековым конвергентным процессом (например, сближению разных языков или замене двух или нескольких языков одним). Ареальное воздействие ведет к ослаблению исконной генетической сущности, следовательно, имеет в ней и чужеродные элементы. Постоянное или частое взаимодействие обществ порой ведет к быстрому усвоению инородных элементов. Так люди, живущие на национальных окраинах, или в торговых центрах обычно быстрее усваивают элементы других культур, чем жители глубинки. А порой условия контактов могут привести к насильственному навязыванию культуры, и что неизбежно порождает реакцию отторжения, сопротивления «оккупационной культуре». «Лучшим примером процесса вестернизации (столкновение культур) в развитых цивилизациях служит Индия, где древняя культура, обладающая высокоосознанным философским этосом, столкнулась с агрессивным напором Запада. Численность населения Индии и сила индуизма не допустили быстрого краха, как это было в маленьких и примитивных культурах».