Конспект лекций по предмету "Культурология"


Сущность культуры. Общее и научное понимание культуры

Сущность культуры. Общее и научное понимание культуры
Давайте рассмотрим, что представляет собой культурология. Культурология - это наука о культуре. Мир культуры чрезвычайно многообразен, многолик. В обыденном понимании в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие ещё более сужают это понятие, относят к нему лишь искусство, литературу. Третьи под культурой понимают определённую идеологию, четвёртые - интеллигентность. Наиболее полное содержание сущностной основы культуры заложен в определении, предложенном в 1871 году Э.Тейлором. "Культура-комплекс, включающий знание, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества". Однако по мере развития общества в данное понятие культуры добавляются все новые и новые черты. Культура - это явление развивающееся, внутренне противоречивое.
Определения культуры. Система знаний о культуре складывалась постепенно, в процессе изучения культуры в её историческом развитии и социальном функционировании. В разные культурные эпохи наблюдается историческое изменение понятия культуры, что можно представить в следующей таблице.

Эпоха
Понимание и дифиниция культуры
1
Античность
Культура - это:
1) целенаправленное воздействие на природу (обработка, уход, возделывание земли);
2) воспитание меры, гармонии и порядка. В системе образования формируется не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися ценностными ориентациями. «Пайдейя» (культура) - процесс формирования культурного человека (идеал человека);
3) культ (почитание, поклонение богам).
2
Средневековье
Культура христианская.
Монотоистическое и креацинистское понимание культуры.
Культура - это:
1) преодоление ограниченности и греховности человека;
2) постоянное духовное самосовершенствование человека;
3) осознание им своего духовного родства с Богом.
3
Возрождение
Гуманистическое и антропоцентрическое понимание культуры.
Культура - это:
1)чувственная красота природы и телесно-духовная красота человека;
2) стихийно-индивидуалистическая ориентация человека, признававшего только свои желания;
3) результат собственных человеческих творений; то, что возвышает человека.
4
Новое время (эпоха Просвещения, 18 век)
Понимание культуры приобретает статус научности.
Культура - это:
1) степень человеческого в человеке, т.е. его внутреннее духовное богатство;
2) разум человека.
5
Современная эпоха
Культура - это:
1) совокупность взаимосвязанных социальных систем, которые служат для удовлетворения потребностей людей;
2) техногенное, всестороннее развитие человека.
Модели (теории) культуры. В истории философского осмысления культуры можно выделить основные модели (теории) культуры.
1. Натуралистическая модель 18 века сводила культуру к предметно - вещественным формам её проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Вольтер, Руссо, Гольбах). Именно благодаря культуре человек не исключается из природы, а образует высшее звено в её развитии, обосновывает идеалы разумного человека из его естественных потребностей. Ж.Ж. Руссо рассматривал человека как совершенное существо, а естественную жизнь на лоне природы как наиболее простую и правильную форму жизни человечества. Ущербность культуры и цивилизации просветитель объясняет частной собственностью, неравенством, самой государственной властью, которая, по его мнению, всегда антигуманна, деспотизмом. Руссо также отрицает позитивное значение науки, искусства, так как они служат не народу, а лишь «верхушке» общества.
2. Классическая модель культуры 19 века является своего рода результатом освобождения человека от жестокой зависимости, от природного и божественного миров. В этой модели человек - субъект культуры - выступает как разумное динамическое существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры. Согласно культурологическим концепциям немецких просветителей - И. Гердера, В. Гумбольда, культура заключается в господстве человека над природой. И. Кант, немецкий философ, утверждал: «Человек - свободная личность, способная к самоусовершенствованию, приобщённая к сфере ценностей и культуре как выражению гуманистического своего предназначения». Выходит, что культура - это совершенство человеческого разума. Древний немецкий философ И. Фихте под культурой понимал свободу духа, а Э. Кассирер, немецкий философ, рассматривал культуру как символическую вселенную, в которой человек живёт и творит, культура - это процесс самоосвобождения человека, в ходе которой он создаёт свой собственный идеальный мир. Классической модели характерно жёсткое разделение объекта и субъекта познания.
3. Неоклассическая (модернистская) модель ориентируется на повседневную жизнь человека. Культура личности, этноса, социума рассматриваются как элементы культурной реальности. Для модернистской модели характерны пессимизм, идея абсурдности, «темности» мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека, тенденции нежелательности упорядоченного моделирования мира. Развитие культуры и общества подчиняется не столько разуму человека, сколько страстям, инстинктам, бессознательному иррационализму. Ницше отрицает всякую мораль и нравственность, видя в них запрет на естественные природные желания и поступки человека. По его мнению, только сверхчеловек в состоянии строить культуре запреты, мешающие ему жить, поэтому он порывает с обществом и реализует свою личную свободу, которую по праву можно назвать произволом: что хочу, то творю. Согласно Ницше, культура обретается только на пути познания своего освобождения от принятых ценностей, от иллюзий науки и религии. Человеком движет только воля к жизни.
4. Постмодернистская модель культуры. Современная концепция культуры выражает разочарование в возможностях разума. Культура личности воспринимается человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия. Мир как бы противится воздействию на него человека, попыткам его творчески преобразовать. Мир не поддаётся человеческим усилиям. Если классическая и модернистская модели основаны на возможности абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности, то в постмодернистской теории распадается субъект культуры, формируется новый тип философского осмысления культуры - философствования без субъекта. Помимо этого, постмодернистская модель культуры, в отличие от вышеуказанных, считает, что культуры являются самодостаточными сами по себе и не имеют никакой первоосновы.
Современные подходы (аспекты) осмысления культуры. В культурологии различают ряд подходов (аспектов) понимания культуры.
1. При аксиологическом (ценностном) подходе культура представляется прежде всего как ценности-идеалы, нормы и стандарты поведения, материальные объекты, созданные человеком, т.е культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, заключающая в себе большую ценность для человека в отдельности и общества в целом. Выходит, что культура есть предметный мир, взятый под углом зрения его значения для человека. П. Сорокин сказал: «Культура - это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов».
2. При деятельностном подходе культуру рассматривают как процесс воспроизводства культурных объектов. А т.к. этот процесс протекает на протяжении всей жизни человека, значит и культура - это специфический способ человеческой жизнедеятельности. Благодаря культуре развивается, регулируется вся общественная жизнь. Э. Маркарян под культурой понимает «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе». Для В. Давидович, Ю. Жданова культура - это «способ деятельности». З. Файнбург подчеркивает, что культура - это «технология производства и воспроизводства человека и общества». С этой точки зрения она и выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.
3. При семиотическом (информационно-знаковом) подходе культура понимается как внебиологический знаковый механизм передачи опыта. Культура - это особая знаковая система, несущая информацию посредством знаков. Знак - это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Согласно данному подходу, человек и все созданное им, приобретают статус знаковых объектов. Знак, знаковые ситуации являются средствами реализации ценностей и смыслов культуры. Всю культура имеет символически коммуникативную природу.
4. При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, т.к. культура присуща только человеку, а человек - это социальное явление. Культура и общество тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Культура рассматривается с точки зрения её функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, предписывающих, роли и нормы поведения людей в обществе, т.е. она определяется формами социальной регламентации. М. Каган называет культуру продуктом деятельности общества, а общество субъектом этой деятельности. Э Маркарян культуру считает непосредственной функцией общества. А. Кребер отмечает, что «культура - это особое измерение общества».
5. При гуманитарном подходе культура представляется прежде всего нравственностью. Как говорил А. Швейцер, «культура- это этика». В гуманистическом аспекте культура - это развитие самого человека, его духовных творческих способностей. В. М. Межуев так характеризует культуру: «культура - это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия». Культура, таким образом, есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.
6. При личностно-атрибутивном подходе культура - характеристика самого человека. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в её развитии. А. Швейцер утверждает, что «культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре.
Французский просветитель Руссо предпринял попытку использовать культуру в качестве противоречивого единства природного и социального, общественного и индивидуального. Ф. Ницше определял культуру как стиль жизни народа. Гегель назвал культуру второй природой, второй реальностью, надстроенной над естественным мирозданием, культура для него - процесс самореализации мирового разума. И. Кант поставил проблему: культура как человеческое изобретение. Для Н. Бердяева культура выступает как живая судьба народа. А. Лосев считает, что культура - это предельное обобщение всего.
Культура и природа. Первоначально термин «культура» означал возделывание почвы, её культивирование, т.е. изменение природных объектах под воздействием человека, его деятельности, то есть рассматривался вопрос о соотношении культуры и природы. Культура традиционно противопоставляется натуральному (т.е. невозделанному, природному, необработанному) и выступает как результат человеческого труда, благодаря которому совершенствуется, преобразовывается сама непосредственная природа. В процессе трудовой деятельности возникает культурное освоение окружающей действительности, создавая полезные для себя предметы, человек одновременно познает природу, проникает в ее законы, подчиняя их себе своей социальной жизни. Созданная руками человека «вторая природа» - это не просто совокупность вещей, предназначенных для потребления, но и наглядный способ обнаружения особенностей культурной деятельности.
В деятельности человека культурное (художественное, эстетическое) и утилитарное начала развивались необособленно, а существовали как взаимопроникающие и сливались в единую материально-духовную синкретическую деятельность. Н.Г. Чернышевский отмечал: «Человек трудится отчасти для того, чтобы иметь продукт, отчасти для того, чтобы наслаждаться своим трудом» (Чернышевский Н.Г. Прекрасное есть жизнь. М., 1978, С. 130).
По мнению И.Ф. Кефели, культура - процесс активной деятельности человека, направленной на освоение познания и преобразование мира, совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей, отражающих уровень достижения человека в освоении мира. Человеческая натура богата и красива. Чувства прекрасного не только чуждо человеку, но, напротив является составной его природы. Все им делается со вкусом и для удовлетворения того же собственного вкуса. Отсюда возникает проблема соотношения природы и культуры, которые тесно взаимосвязаны: культура составляет сущностное свойство человека, а сам человек включает в себя как культурное, так и природное начала. Одним из универсальных свойств природы выступает гармония. Так и культурная деятельность человека немыслима без нее. Удовлетворяя духовные и практические потребности, человек естественно стремится к ней. Она роднит его с окружающей природой, создает упорядоченность действий, формирует духовные качества человека. Культура, как и природа, гармонична как в целом, так и в отдельных своих проявлениях.
Однако имеются, конечно же, различия между культурой и природой. Признаки, отличающие культуру от природного мира, следующие: 1. К культуре можно отнести такие феномены, которые никогда не встречаются в природе. Это изготовление орудий труда, это язык, мораль, искусство, религия. 2. С культурой связана деятельность человека в обществе. Характер сотворенной вещи несет в себе отпечаток сознания ее творца. Человек преобразовывает мир, природу сознательно, интеллектуально. 3. На процесс труда, на преобразование природы оказывают влияния эстетические потребности человека. 4. Социокультурная деятельность людей предполагает существование правовых институтов, контролирующих поведение людей. 5. Специфика культуры зависит не только от природных условий, но и от характера индивидуальной психологии, типа темперамента, традиции... 6. Важным средством влияния культуры на человека и общество является способ внутренней регуляции. Культура постоянно требует рефлексии. С момента рождения человека она формирует его внутренний мир. Отечественный философ Э. Ильенков раскрыл механизм формирования психики у слепоглухонемых от рождения детей при овладении ими простейшими формами человеческой культуры (при удовлетворении базовой потребности в еде). Научить ребенка пользоваться ложкой - означало для воспитателя зажечь огонь сознания, дать толчок развитию внутреннего мира. Культура, таким образом, это не только то, что употребляется нами. Научиться понимать мир - это расширить свое культурное отношение к миру, умение разнообразить свою жизнь, увидеть способы и возможности творить материальные и духовные ценности.
Исходя из разных точек зрения, концепций о культуре, суммируя их, можно выделить основные определения: 1. Культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.д. 2. Культура как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности». 3. Культура как сумма общественных достижений. 4. Культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого (или различные части общества). 5. Среди множества концепций и определений культуры в современной науке исходным является понимание культуры как деятельности (Э.В. Ильенков, Ю.Н. Давыдов, Г.С. Батищев и др.). Культура как духовное измерение всякой деятельности, в которой формируются мотивы, принципы, правила, цели. В этом понимании культура предстаёт как духовный компонент совокупного производства. 6. Маркосян Э.С., исследователь культурологии - решительный противник рассмотрения культуры как всякой человеческой деятельности. За культуру он принимает деятельность технологической функции, поэтому его концепция называется «технологической». Таким образом, подводя итог, можно дать определение культуре следующее: культура - это исторически сложившаяся и диалектические изменяющаяся целостная система специфически человеческих способов деятельности и ее опредмеченных материально-духовных результатов, а также поведенческих нормативов, внутренних ценностей человека, характерная степень и уровень развития общества.
Морфология культуры. Морфология культуры - раздел культурологии, изучающий внутреннее строение культуры как целостность. Культура делится на определённые виды и роды. В зависимости от многообразия человеческой деятельности, можно выделить несколько пластов в материальной и духовной сферх культуры.
Культуру можно представить как единство пяти ее взаимосвязанных основных элементов:
1 - материальная культура;
2 - духовная культура;
3 - хозяйственная культура;
4 - социальная культура;
5 - физическая культура.
Материальная сфера культура. Это культура труда и материального производства; культура быта, культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города, орудия труда и предметы потребления, техника и технология, иначе говоря, то, что в терминах современной науки носит название «искусственной среды»). Материальная культура - это показатель уровня практического освоения человеком внешнего мира, это способ общественного производства. Материальная культура невозможна без духовной. Чтобы создать материальные объекта культуры, человек должен обладать интеллектуальными способностями, знаниями, быть духовно обогащенным и развитым.
Духовная сфера культура. Дать определение понятию «духовность» по какому-либо словарю трудно, так как духовность - это понятие и лингвистическое, и герменевтическое. Ни одна дефиниция не имеет однозначного толкования, и интерпретация ее содержания может быть различна. Каждый в понятие духовности вносит что-то свое. На протяжении долгого времени духовность отождествлялась с религиозностью, считалось, что только религиозный человек может быть истинно духовным. В последние десятилетия духовность приравнивали к интеллигентности, считая духовным человека, хорошо знающего литературу, музыку, живопись и т.д.
Как мы видим, духовность выступает многослойным образованием. Духовность - это понятие, близкое каждому человеку. Это категория, определяющая богатство внутреннего мира, степень совершенства внутреннего Я. Духовная сфера культуры включает в себя все области духовного творчества - науку и искусство, мифологию и религию, философию и нравственность, уровень развития духовных потребностей и интересов людей, а также знания, взгляды, идеи, убеждения, формы и стили мышления, методы и способы познания. В материальной сфере духовные феномены овеществляются в конкретных предметах, т.е. опредмечиваются.
Феномен культуры порождает и некоторые противоречия. Так в ряде работ Н.А.Бердяева неоднократно подчеркивается мысль о противоречии творческой деятельности и культуры. " Культура со своими ценностями, - пишет он, - есть средство духовной жизни, для духовного восхождения человека, но она превращается в самоцель, подавляющую творческую свободу человека". Но и любое проявление творческой свободы, гениальности, выходящее за пределы господствующей системы культурных ценностей, любое "отклонение" от усредненных представлений о них - есть также продукт отрицаемой гением культуры. Культура как бы препятствует творчеству, но оказывается обогащенной им.
Культура - это вся совокупность материальных и духовных благ, а также способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества и передавать от поколения к поколению. Культура, несомненно, вырастая на материальной основе и неуклонно расширяя её, тем не менее, проявляет свою подлинно человеческую сущность именно в области духа, что находит своё выражение, прежде всего, в совершенствовании и самого человека, а не в окружении его материальным богатством, хотя одно не отрицает другого, а первое невозможно без второго. Даже убеждённый материалист и атеист, немецкий философ Л. Фейербах говорил о том, что «не плоть, а дух делает человека человеком».
По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальным или духовным. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, пронизывая всю её систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура. Её содержание облечено в разные формы. Нельзя не затронуть и вопрос о том, какую роль оказывает культура при воздействии на эмоциональную сторону жизни человека. Следствием данного влияния оказывается возникновение измененных состояний сознания. Их исследование началось еще в конце ХIV - начале ХХ веков. Одним из первых ученых который обратил на них внимание был Ф.Ницше. Он выделил в человеческой культуре два начала: аполлоновское и дионисийское, которые впоследствии стали рассматриваться как основа для типологии культуры. Аполлоновский тип, или сторона культуры, олицетворяет собой торжество света, гармонию форм и отношений, следование нормам и установлениям культуры, стремление к совершенству и возвышенным чувствам. Дионисийский тип культуры отличается неуравновешенностью, одержимостью в поведении, ярким проявлением чувств, эмоциональной открытостью и возникновением экстатических состояний.
Говоря о глобальной роли духовной культуры, нельзя не вспомнить слова В.М.Межуева, одного из теоретиков культуры в нашей стране, который писал:"Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека как общественного существа, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, норм общения". Значит, главная роль духовной культуры и состоит в развитии личностной культуры, то есть в пробуждении в человеке личности.
Хозяйственная культура - это технические средства материального производства и его результат, воплощенный в тех предметах, продуктах, в которых нуждается человек; это также развивающиеся технологии производительной деятельности; это и культура производства, выраженная в характере, в степени совершенства производственных отношений и в проявлении творчества человека, в сфере экономической деятельности.
Социальная культура тесно связана с общественными условиями жизни, прежде всего с политической и правовой культурой, т.к. развитие культуры зависит от таких социальных институтов, как, в первую очередь, государство, затем другие политические и социальные институты.
Физическая культура. В физической культуре можно выделить четыре сферы:
а) культура поведения человека в сфере интимных отношений;
б) физкультура в знакомом нам узком значении и спорт;
Физическое совершенство важно не менее, чем духовная красота. Оно - залог вечной молодости, вечных дерзаний человека. Сам спорт как вид человеческой деятельности все в большей степени становится однозначным понятию красоты, поэтому в последнее время все больше говорят об эстетике спорта. Не случайно в самых молодых видах спорта - фигурном катании на велосипеде, водных лыжах, фигурном плавании - уже трудно провести грань между элементами спорта и искусства. Примечательно, что эстетическая сторона все шире проникает во все виды спорта. Фигурное катание на коньках, спортивная и художественная гимнастика, синхронное плавание официально оцениваются не только по сложности упражнений и техничности чистоте их исполнения, но и по общему эстетическому впечатлению.
Сама потребность в спорте, определяющая массовое его развитие, связывается сегодня не только с требованиями здоровья, но и физического совершенства, физической красоты человека.
Но красота в спорте и, в частности физическая красота - это не самоцель. Ее не надо трактовать односторонне, оторвано от всей системы физического совершенствования, она лишь элемент этой системы. Только погоня за красивой фигурой не много стоит. При первой же значительной физической нагрузке или испытании красивая фигура будет выглядеть жалкой.
Еще французский философ М. Монтель писал в XVI веке: «Ведь воспитывают не одну душу и не одно тело, но всего человека: нельзя расчленять его надвое…нельзя воспитывать и то и другое порознь, напротив, нужно управлять ими, не делая между ними различия так, как если бы это была пара впряженных в одно дышло коней…».
в) здоровый образ жизни - культура питания, организация труда и досуга, постоянная забота о здоровье человека и его окружающих, отсутствие вредных привычек и т.д.;
г) деятельность в области медицины.
Не следует забывать об условности любого деления, в том числе и приведенного деления культуры на элементы. Простое суммирование частей не дает полного представления о целом, поэтому культуру необходимо рассматривать системно, в единстве ее элементов и в многообразии конкретных форм.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.