Конспект лекций по предмету "Культурология"


Культура Рима

Культура Рима.
Она связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же самое время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии, свойствами характера римлян и другими факторами. Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения. Для религии этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели своего духа, свое божество. Любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей - отсутствие определенных образов богов. Существовали символы богов в виде копья, стрелы и т. д. Только лишь в VI в. до н.э. под влиянием греческой мифологии и ее антропоморфных божеств появились первые изображения богов. В Риме почитались души предков (пенаты, лары, маны). Особенностью религиозного мировоззрения римлян являлся их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des’» - «я даю, чтобы ты дал мне». Религия была тесно связана с магией, что, в свою очередь, развило обрядовую сущность римской религии и жречества. Римское жречество было более многочисленно и авторитетно, чем греческое. Под влиянием греческой мифологии выделяются верховные божества римлян, главные из которых Юпитер - бог неба, Марс - бог войны, и другие; появляется миф об Энее, миф о Геркулесе (Геракле) и других. В связи с завоеваниями Александра Македонского греческая культура стала доступной для множества средиземноморских и восточных народов. Впоследствии римское завоевание ещё более расширило ареал воздействия культуры эллинов. Начался новый период в истории античной философии - эллинско-римский. Развиваются такие философские течения, как кинизм (представители его - Антисфен, Диоген - осуждают роскошь и богатство, рабство и частную собственность), стоицизм (представители - Цицерон, Сенека… - особое внимание уделяли феноменам воли, терпения, самообладания), неоплатонизм (его положения были разработаны в III веке римлянином Плотином и отразили взгляды Платона, Аристотеля, стоиков) и др.
Древнеримская философия сводится к модели мира, которая принципиально отличается от греческой тем, что в ней не было личности, органически вписанной в событие, полис и космос, как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства. Грек видел мир как бы сквозь объединяющую и связывающую воедино поэтическую дымку мифа. Для римлянина миф перестал быть мировоззрением, явления воспринимались в более отчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило к утрате ощущения цельности мироздания.
В искусстве ведущую роль играла архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность выражать и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов. Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам. Из бетона был построен Пантеон, был заложен из бетона фундамент Колизея глубиной в 5 метров. Из бетона строили дороги, мосты, и т.д. Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеарты, цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни (особенность культурной жизни Рима), стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома - инсулы - в три-восемь этажей.
Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов, канализации. В Риме было 11 водопроводов, два из которых действуют и поныне. В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до Нового времени, оставалось основой энергетики. Были специальные приспособления для подогрева и отопливания помещений, принципом действия напоминающие самовар. Бытовая утварь была более разнообразна, чем в Греции. Кроме глиняной, широко использовалась бронзовая и стеклянная посуда.
Скульптура отличалась портретами с феноменально точной передачей уникальных особенностей лица, характера, привычек человека.
Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики и школы риторики. Последняя представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Центрами научной деятельности были Рим и Карфаген. В литературе прославились Вергилий, Гораций, Овидий, Апулей. Всеизвестный Гай Цильний Меценант поддерживал материально, опекал и собирал в свой кружок всех талантливых поэтов своего времени.
Таким образом, обобщая сказанное, можно выявить то общее, которое объединяет культуру Древней Греции и Рима, которые развивались синхронно и во многом аналогично, в общую античную. Ее основными чертами являются норма, (нравственной нормой было прославление людей прежде всего за порядочность, верность государству, превалирование общезначимого над индивидуальным); понятие классики (общественное состояние или тип искусства, в котором неповторимое, индивидуальное и общественное находятся в состоянии динамичного, устойчивого и реального равновесия); эстетическая форма (для эстетики совершенного явления античность предложила собственную категорию «калокагатию», что означает единство прекрасного и нравственного. Эстетически прекрасное понималось как этически-нравственное в своей основе, как средоточие всех совершенных качеств).
Таким образом, высокий уровень развития античной культуры оказал благотворное воздействие на процесс личностного формирования. Человек античности - это отважный воин, сильный, ловкий спортсмен, дальновидный политик, красноречивый оратор, мудрый философ, одаренный музыкант и поэт. Античная культура обогатила и легла в основу всей европейской культуры, которая до сих пор продолжает пользоваться и перерабатывать культурное достояние Древней Греции и Древнего Рима.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.