Законы и методы культурологии
Методы культурологических исследований. Любая наука, претендующая на самостоятельность, вырабатывает свои законы и методы для изучения своего предмета. Метод (от греч. methodos - путь к чему-либо) формирует, определяет путь исследования, его направление. Он проявляет себя двояким образом: функционируя как план исследования, он выступает и в роли реализации этого плана. Тем самым метод представляет собой единство потенциального и актуального, возможного и действительного.
Культурологическое исследование - это всегда сложный, многогранный процесс, поэтому оно имеет свою структуру, принципы, методы и законы. Одним из наиболее традиционных и всеобщих (философских) является диалектический метод. Диалектика - это учение о наиболее общих закономерных связях, становлении и развитии. Поэтому диалектический метод предполагает рассмотрение культуры как развивающегося, внутреннепротиворечивого, многостороннего явления, требующего конкретного изучения. Диалектический метод культурологии охватывает все этапы и периоды развития культуры и все её особенности, поэтому он является основополагающим.
С диалектическим методом тесно связан системный метод. Система - это внутренне организованная целостность, в которой все элементы настолько тесно связаны друг с другом, что выступают как нечто единое. В мире существуют такие комплексы или совокупности, в которых связи и отношения между частями носят внешний, случайный характер. Подобные совокупности называют неорганизованными, к ним, например, можно отнести кучу камней. Но если эти камни в руках творца превратятся в оригинальную композицию для украшения какого-либо сквера, то они уже приобретут организованный, культурный, а значит, и системный характер. Поэтому системой называют не простое множество предметов и связей между ними, а упорядоченную структуру, единый сложенный объект.
Синхронический метод позволяет исследовать одновременно две культуры или несколько в один и тот же период их развития, при этом выявляя как противоречия, так и их взаимосвязь. Например, рассмотрение культуры Древнего мира предполагает одновременный анализ культуры Месопотамии, Египта, Вавилона в одну и ту же эпоху, названной эпохой «древних царств». Данный анализ предполагает выявление, в первую очередь, общих тенденций развития, общих элементов культуры (миф, религиозные обряды, фетишизм, магия). При анализе культуры античности показаны взаимодействие, взаимовлияние древнегреческой и римской культур при их своеобразном развитии.
Диахронический метод исследует культурные явления в хронологической последовательности их возникновения и развития. Например, история культуры знает поэтапное ее развитие: в Древнем мире, в античном, в эпоху Возрождения, в Новое время, в современности.
Сравнительно-исторический метод. Сравнительно-исторический метод является ярким выражением диалектического требования рассматривать все в движении, развитии и сопоставлении друг с другом. Невозможно осмыслить, оценить объективное содержание культуры, не опираясь и не руководствуясь принципом историзма. Согласно данному принципу и данному методу, все культурные явления рассматриваются в их конкретной полноте возникновения и развития и при их сопоставлении друг с другом, либо сопоставлений каких-то их этапов и элементов. Сравнительно-исторический метод позволяет сравнивать в историческом разрезе многие явления разных культур и делать выводы либо об их самобытности, либо всеобщности. Сравнительно-исторический метод гласит, что нельзя забывать об основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное культурное явление возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило в разных обществах, чем оно стало в современности, то есть искать культурные архетипы и выявлять их преемственные связи с современностью. Взаимосвязь «человеческого» с «историческим» хорошо показал Н. Бердяев в своей книге «Смысл истории»: «Человек есть в высочайшей степени историческое существо. Человек находится в историческом и историческое находится в человеке». (Бердяев Н. А. Смысл истории. Париж, 1969. С. 23 - 24).
Согласно данному методу время течет не по прямой, а накручивается витками, оно похоже на годичные кольца дерева, составляющие единый ствол: прошлое существует параллельно настоящему и будущему. Поэтому то или иное культурное явление рассматривается в разрезе этой временной связи: каким оно было в прошлом, чем стало в настоящем, каким представляется в будущем. Именно благодаря сравнительно-историческому методу, к примеру, была выделена в таком культурном феномене, как язык, языковая семья, в частности, индоевропейская, праязыком которой был установлен ныне мертвый древнеиндийский санскрит. В настоящее время именно он стал языковой основой русского языка. А в будущем, оставаясь праязыком, наверняка, видоизменится под влиянием неологизмов.
Структурно-функциональный метод рассматривает то или иное культурное явление не в целом, а по его отдельным частям. Данный метод преследует цель детального изучения этих частей, но при этом не игнорирует внутренние связи между ними.
Метод синтеза. Он представляет собой единство всех знаний, полученных рациональным, эмпирическим путем. Согласно ему предмет, явления рассматриваются как нечто целостное, данный метод является одновременно и методом систематизации познавательных процессов.
Метод моделирования. Модель - искусственно созданный объект в виде схемы, логических формул и т. п., который, будучи подобен, сходен с исследуемым объектом (к примеру, архитектурным зданием), отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта. Метод моделирования выступает как метод исследования с помощью моделей. В культуре это может быть в узком аспекте модель определенного культурного объекта (либо вышеуказанного архитектурного здания, либо скульптуры и т. п.), в широком аспекте - создание модели определенного периода в развитии культуры для выявления ее наиболее существенных черт.
Биографический метод. С его помощью изучают биографию деятеля культуры не с целью констатации биографических фактов, а для лучшего понимания его творчества через осмысление его внутреннего мира. К примеру, для понимания гениальности Леонардо да Винчи как живописца нам может помочь даже один факт из его жизни: с малых лет Леонардо проявлял интерес к рисованию. Заметив способности сына в живописи, отец отдал его в ученики к известному флорентийскому скульптору и художнику Андреа Верроккио. С 6 лет Леонардо постигал ремесло. Через 3 года учитель поручил ему нарисовать на своей картине «Крещение Господа» одного из ангелов. По сравнению с ангелом, написанным Леонардо, вся остальная картина померкла и казалась примитивной. Поняв, что ученик превзошел его, Верроккио навсегда оставил живопись и занялся скульптурой.
Психологический метод. Он учитывает специфику исследуемого объекта. Культура - раскрытая книга человеческих сущностных сил, чувственна представшая перед нами человеческая психология. При изучении субкультур очень важны психологические особенности той или иной группы либо психологические особенности той или иной нации при изучении национальной культуры. Например, ассоциации, связанные с образами животных, существенно различаются в английской и русской культуре. Поэтому недопустимо английское «You, son of a crocodile» переводить на русский язык как «ну ты, отродье крокодила», так как в английском общении такая фраза, как правило, ассоциируется с дружеской насмешкой, носящей шутливый, но отнюдь не оскорбительный характер, тогда как в русском обиходе это, безусловно, оскорбительная фраза.
Метод наблюдения - это метод исследования предметов и явлений культуры в том виде, в каком они существуют и происходят в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию культуролога (например, наблюдение за определенным ритуалом, празднеством и т. п.). От простого восприятия наблюдение отличается активным и целенаправленным характером. Познающий субъект наблюдает то, что представляет для него какой-либо практический и теоретический интерес. На основе данных наблюдений составляются обобщающие выводы (в вышеуказанном наблюдении за фестивалем).
Культурология использует и многие другие, как общенаучные, так и частные методы конкретных дисциплин, составляющих ее эмпирическую базу: типологический, семиотический, герменевтический, компаративный, метод описания и т. д.
Культуре присущи собственные законы функционирования. И именно эти законы помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными причинами. Поэтому культурология, как и любая другая наука, располагает своими законами. Закон - это существенный, устойчивый, повторяющийся и необходимый тип связи между явлениями, взятыми в своей обобщенной форме.
Закон единства и разнообразия культуры. Каждый народ, обладающий собственной культурой, вносит оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений всего человечества. Каждый народ создаёт свою культуру, и эта культура едина. В ней имеет место ряд своеобразных особенностей. В культуру входят свои традиции, обычаи, национальный дух, ценности, приоритеты. Национальную культуру отражают самобытные культурные памятники. И тем не менее отсюда следует другой закон - закон взаимодействия и сотрудничества различных культур. Каждая народность, нация, будь она большая или малая, вносила и вносит определенный вклад в развитие мировой культуры, которая включает в себя все ценные результаты духовного творчества данного народа. Поэтому разные национальные культуры взаимосвязаны и взаимопереплетены, и составляют единую человеческую культуру, при этом сохраняя свою самобытность. Закон прерывности и непрерывности в развитии культуры. Процесс развития культуры бесконечен, как бесконечен окружающий нас мир. Поэтому, согласно этому закону, в каждой культуре в отдельности и в культуре в целом есть устойчивые (традиции) и изменчивые (инновации) явления и тенденции. Культурное наследие человека растет, в нем аккумулируется и позитивный, и негативный опыт развития, возможности усвоения накопленного опыта. Современное общество тесно связано и с культурой, отдаленной от нас временим. Традиции, закономерности, феномены культуры складываются и формируются внутри каждого этноса, а затем передаются из поколения в поколение, а также и другим народам, в процессе своего развития изменяясь в соответствии с новыми социально-экономическими, а порой и национальными условиями. В этом проявляется другой закон - закон преемственности в развитии культуры.