Конспект лекций по предмету "Культурология"


Человек в системе социальных связей

Человек в системе социальных связей
Представления о совершенном человеке в различных культурах. Человечество на каждом этапе своего развития разрабатывала принципы, критерии дифференциации человеческих черт и качеств, а значит вырабатывало представления о совершенном человеке. Идеал человека - это своеобразный ориентир, аккумулирующий в себе общие типические черты личности, являющиеся социальным идеалом в те или иные времена. Уже в древности был создан идеал человека, качества которого определялись системой господствовавших в то время ценностей. В ходе развития общества этот идеал модифицировался и воплотился в различных культурологических концепциях, для которых образ совершенного человека всегда был в известной мере экстраполяцией в будущее тех человеческих черт и качеств, которые были определяющими и значимыми для того или иного мыслителя. Значимость этих качеств определялась реалиями времени, эпохой, в условиях которой жил создатель той или иной модели идеала. Рассмотрим представление о совершенном человеке в культурах разных эпох.
Древний мир
В Древнем Китае в книге «Луньюя» записано: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине, если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому-книжнику. После того, как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем». В древнем Китае разработку совершенного человека можно найти в учении Конфуция и его последователей, в учении о «благородном муже», которому свойственны такие качества как гуманность (жень), долг-справедливость (и), ритуальное благоговение (ли), мудрость (чжи), искренность (синь), сыновняя почтительность (сяо) лежащая в основе семейных и государственных отношений.
В Древней Индии в учении Будды есть понятие metta, что в переводе на русский язык означает любовь, отсутствие ненависти. В таком состоянии человек преодолевает в себе вражду и чувственную привязанность к миру и реализует себя в одинаково благосклонном отношении ко всем живым существам.
Античность
Греки и римляне выработали представление об идеальном типе человека, которые восприняли почти все последующие культурные эпохи. С одной стороны, наивысшее развитие демократического строя, полисной системы обусловило разнообразие и полнокровность культурной жизни: религией, мифологией, фольклором и т.д. С другой стороны, тяготение к гражданской элитарности приводит к выработке более или менее возвышенного аристократического идеала, отражающего другую сторону жизни того же античного общества - ее очевидную элитарность.
Поэтому античные греческие мастера искусства, писатели и мыслители отображают в своих произведениях и трудах элитарные устремления. Они создают образы физически прекрасных богов и героев в мифологии и изобразительном искусстве, правильные симметричные строения и целые комплексы в архитектуре и градостроительстве, образы людей, обладающих совершенным телом, в скульптуре, и разносторонне развитых, полноценных как в физическом, так и в духовном плане - в литературе.
В этическом аспекте вышеперечисленным требованиям духовно отвечала личность Сократа. Он был добропорядочным гражданином, храбрым и выносливым воином, веселым товарищем, с другой проводил время в беседах, в ходе которых принуждал сограждан давать самоотчет по поводу собственной жизни и указывал на ее истинный смысл. Сократ применял так называемую майевтику, искусство ведения беседы по средствам искусно задаваемых вопросов, что помогало обнаружить противоречие в рассуждениях собеседника и привести его к истине. Знаменитое изречение дельфийского оракула «Познай самого себя» стало философским принципом Сократа. Во всем наблюдается этическая направленность мыслей Сократа. Он считал, что добродетели человека можно научить, а зло происходит от незнание добра. Сократ, по Гегелю, представляет собой всемирно историческую личность. Вся жизнь Сократа - это духовно-нравственный образец для людей.
Таким образом, лейтмотивом античной культуры была гармония души и тела, высокое духовное развитие в сочетании с физическим совершенством. Отличительной чертой античного этического идеала была его гармоничность.
Средневековье
В средневековой культуре совершенный человек - это, по существу, евангелический человек, руководствующийся заповедями христианской морали. Основной принцип этических концепций данной культуры - это утверждение моральной ответственности человека за свои поступки. Особую роль в средневековой культуре отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога.
Как Наполеон говорил, всю жизнь он стремился завоевать сердца людей, а Христос это сделал без войска и миллионы его последователей умирают за него. Так как Иисус Христос - это воплощение любви.
Таким образом, исходя из теоцентризма, как основного принципа средневековой культуры, мыслители создают идеал совершенного человека, который, подобно Иисусу Христу, способен на всеобъемлющую любовь. Совершенный человек должен любить ближнего, не лгать, не убивать, иметь сильную и непоколебимую веру в Бога, непрестанно трудиться, чтобы завоевать божью благодать, должен соблюдать все божьи заповеди.
Возрождение
Совершенный человек эпохи Возрождения универсален, он гений, в котором высшее уже составляет его природу, потенциально присуще и нуждается не в достижении, а в развертывании, актуализации и воплощении. В связи с антропологизмом, ведущим принципом эпохи, в культуре доминирует гуманизм. Культура Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, материального богатства, социальной карьеры, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии с помощью естествознания.
Таким образом, совершенный человек должен обладать всеохватывающим умом, творческой энергией, всесторонне развитыми способностями, умеренным утилитаризмом, чувством собственного достоинства, свободомыслием и образованностью, гармонией духовного и телесного, единством личного и общественного.
Представление о совершенном человеке привело к появлению новых форм восприятия мира; оптимистическому реализму.
Новое время
В Новое время наблюдается фанатическая вера в науку, в ее абсолютную безупречность. Радикально настроенным мыслителям казалось, что силой разума можно устранить общественные несовершенства. Исходя из приоритета разумного способа познания мира французский мыслитель Нового времени утверждает: «Мыслю, следовательно, существую», что становится лозунгом всей культуры. Не менее значимым и известным становится изречение английского философа Ф. Бэкона: «Знание - сила». Поэтому совершенный человек эпохи Нового Времени - это человек, обладающий высоким интеллектом, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца совершенного человека этой эпохи может быть приведен Фауст Гёте и сам творец одноименного произведения, в личности которого тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания и философско-мировоззренческие поиски. Образом Фауста, Гетте дает представление об идеале человека. Это большой ученый, неутомимый искатель, возвышенная душа и дерзновенный ум.
Таким образом, по определению Д. Локка, это благовоспитанный человек, стремящийся к приобретению знаний, полезных для предпринимательской, коммерческой деятельности.
Современный век (XX-XXI)
Стремительное развитие техники и науки обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Совершенный человек в современную эпоху понимается как разносторонний и обязательно соответствующий информационно-технологическим стандартам: освоивший информационно-коммуникативные технологии, компьютерную технику, систему управления. К совершенному человеку предъявляются требования знаний, компетентности, профессионализма, умение оперативно ориентироваться в изменяющейся обстановке, требования высочайшей ответственности. Таким образом, совершенный человек - это «рыночный человек», человек - робот. Он должен выработать свое отношение к миру, поднявшись от будней повседневности до исторических общечеловеческих проблем.
Таким образом, мы проследили за представлениями о совершенном человеке в различных культурах в разное время. Это были идеальные типы людей, не всегда соответствующие реальности, а всего лишь являющиеся желаемой моделью.
Инкультурация и культурная самоидентичность. Человек входит в общество через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, системы принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру. Лишённый социума, он деградирует. К примеру, так называемые госпитальные дети, в раннем возрасте надолго оказавшиеся в «стерильных» медицинских условиях, серьезно отстают в умственном, речевом и , конечно же, культурном развитии от своих сверстников, ибо постоянное общение с матерью, а так же в среде ровесников не заменит ребенку казенное отношение сменного обслуживающего персонала. Будучи по своей природе существом социальным, он должен ответить на вопрос, кто он такой, что представляет собой его «Я», что окружает его в качестве «Не-Я» (природа, общество, социальные общности, мир культуры и т.д.), каким образом «Я» входит в мир культуры и зависит от него, при каких условиях «Я» становится творцом последнего?
Субъект культуры обнаруживает свою полимодальность, поскольку вступает в различные отношения, без которых немыслимо его существование. Личностью не рождаются, личностью становятся - гласит истина, которую можно интерпретировать: культурным человеком не рождаются, им становятся. И становятся в системе социальных связей. На формирование культурного человека, личности влияют такие факторы, как историческая память, религиозные доктрины, традиции и обычаи, социальные институты, коллективные мнения, предрассудки, культурные образы, идеалы, ценности и многое другое. Не только общество, культура воздействуют на человека, но и сам человек создавая «вторую природу», воздействует на неё, т.е. культура и личность тесно взаимосвязаны. С одной стороны, в культуре формируется определённый тип личности, с другой стороны, личность воссоздаёт, изменяет, открывает новое в культуре. Таким образом, человек в культуре формирует сам себя, распредмечивая мир культуры, и становится творчески созидающим субъектом культуры.
Из всего сказанного вытекают закономерно два явления: инкультурация и культурная самоидентификация. Инкультурация - это процесс освоения человеком основных черт и содержания культуры своего общества, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении. Инкультурация - это постепенное вовлечение человека в культуру, постепенная выработка им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определённого типа культуры. Инкультурация предполагает наличие таких социально-культурных элементов, как языковая система, ценностно-смысловые ориентиры, творческая деятельность, совокупность накопленных достояний в культуре, традиции и формы преемственности.
Культурная самоидентификация - это отождествление себя с конкретной культурой. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Каждый старается найти своё место в обществе, а значит быть принятым им. Поэтому он должен уметь строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Однако в процессе общения участвуют как минимум два человека, причем каждый из них является активным субъектом. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.
Установление тесной связи между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией - очень важно. Эмпатия также определяется как особый способ восприятия другого человека. Только здесь имеется ввиду не рациональное осмысление проблем другого человек, как это имеет место при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только это не означает отождествление одного человека другому. Человек может принимать во внимание линию поведения другого, но свою собственную строить по - иному. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к реципиенту, получила название исследования эмпатии, а так же аттракции. Аттракция-это понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого, т.е. аттракция-это искусство нравится другим людям, производить на них приятное впечатление. Интеракция - это влияние одного человека на поведение и психологию другого.
Идентификационные типы личности в культуре и маргинальность. Индивид, выросший или живущий в той или иной социальной среде, принимая её культуру и образ жизни, чувствует себя особенно комфортно в своём кругу, на своей ступени социальной лестницы. Но эта комфортность может быть нарушена в силу разных причин. В процессе всей жизнедеятельности субъект наталкивается на разнообразные трудности в освоении и интериоризации прошлой и настоящей культуры. Будучи носителем освоенной культуры, он подчас сталкивается с трудностями в реализации своих потенциальных возможностей, индивидуальных устремлений, поскольку наличная культура не всегда создаёт для этого условия, ограничивает или сдерживает его активность. Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, а создаёт свой собственный микромир. Она порой способна выйти из своего мира в чужой, проникнуть в иные культуры, в чужую духовную жизнь, определить своё отношение к ней, создать новые на основе этого отношения. Но порой это ей не удаётся. В связи с приспособленностью-неприспособленностью к культуре американский социолог Г. Абрамсон классифицирует следующие типы личностей:
1. «Традиционалист». Это человек, который в процессе социализации адаптируется к культурным нормам данного общества, принимает и признаёт их, ведёт себя, как все другие члены. Например, современный еврей, живя в двоящейся культуре, в западных странах всё больше редуцирует своё еврейское наследие и впитывает культуру неевреев. Он проходит фазу ассимиляции и идентификации, в которой принимает доминантное общество и его культуру безболезненно.
2. «Пришелец». Это человек, у которого ранняя идентификация протекала за пределами культурной общности, к которой он примкнул. И поэтому он ощущает себя на пороге совершенно нового культурного опыта. Тогда появляется у него ощущение чуждости и абсурдности происходящих событий. Тоска по далёкой Родине, чувство привязанности к оставленной где-то стране дополняются в жизни людей неизбежностью актуального самоопределения через ежедневную память о Родине. Пришелец постоянно обнаруживает свою «инаковость», чуждость в новой культуре. Старая культура была настолько естественна, что человек принимал её нормы, ценности и правила поведения, не осознавая этого. Память о Родине становится духовным стержнем, который предопределяет его культурные корни. Прошлое для него - Родина, а настоящее - линия разрыва с ней. Поэтому прошлое и настоящее вступают в духовный конфликт. Наступает так называемый «культурный шок». Сущность его заключается в остром конфликте старых и новых ценностей, ориентаций и идеалов, норм поведения на уровне индивидуального сознания, когда человек теряет ориентиры своего бытия. Ещё Альберт, всемирно известный лауреат Нобелевской премии, предостерегал: «Когда общество воздействует на индивида сильнее, чем индивид на общество, начинается деградация культуры, ибо в этом случае с необходимостью умаляется решающая величина - духовные и нравственные задатки человека. Происходит деморализация общества, и оно становится неспособным понимать и решать возникающие перед ним проблемы. В итоге рано или поздно наступает катастрофа».
У «пришельца» наступает период долгого осознанного переживания культурного конфликта. Например, человек смешанной крови становится порой культурным гибридом (американские негры), т.е. маргинальной личностью, т.к. в нём как бы сталкиваются, а не смешиваются различные культуры. Люди - выходцы из деревни, переехавшие в город, осознают свою чужеродность новой культуре и оказываются эмигрантами в собственной стране.
3. «Изгнанник». Это человек, утративший первичные социальные связи с соплеменниками при сохранении этноса и символических традиций своей культуры. Духовный опыт «изгнанника» - это опыт изоляции и одиночества. «Изгнанник» замыкается в себе, его универсум ценностей или культуры никогда не может быть переведён абсолютно адекватно в универсум другого индивида или другой культуры. Его приспособление к чужой культуре бывает более продолжительным и менее успешным.
4. «Евнух». Это лица, лишённые памяти о каком-либо культурном прошлом, не обременённые никаким традиционно-символическим наследием и не вросшие в какую-либо социокультурную среду. Эти люди не обладают свободой выбора, они не развиты в волевом отношении. Такой индивид обычно находится во власти только биологических потребностей, его внутренний мир не развит, он не способен к рефлексии, к высокому уровню мыслительно-понятийной деятельности.
Есть и другая классификация идентификационных типов личности (Столяренко и др.).
Люди - посредники - поняли, приняли чужую культуру, но сохранили и свою родную.
Люди - маргиналы - отвергли обе культуры, то есть не приняли чужую, и не сохранили родную.
Люди - перебежчики - отбросили свою культуру в пользу чужой.
Люди - шовинисты - не принимают чужую, отвергают чужие обычаи, нравы, нормы поведения; продолжают жить по старым нормам, обычаям, признавая лишь свою родную культуру.
Этапы адаптации человека к культуре чужого народа.
1 этап - медовый месяц - интерес к стране, народу. Обычно все новое удивляет и привлекает.
2 этап - культурный шок - непонимание обычаев, трудности в общении, разочарования, неудачи.
3 этап - критическая точка культурного шока - тревожность, раздражительность, гнев, враждебность к чужой культуре, бессонница, депрессия, стремление выйти из чужой культуры, уехать, вернуться в родную культуру.
4 этап - осознание необходимости изучить чужой язык, чужие обычаи, нормы поведения.
5 этап - полная и долгосрочная адаптация, приспособление к чужой культуре, привыкание, стабильность, полное принятие чужой культуры.
Адаптация обычно ускоряется и улучшается у молодежи, холостяков, у людей с высшим образованием, общительных, с гибким неконсервативным мышлением.
Некоторые типы культурных идентификаций очень часто переходят в свою оппозицию - культурную маргинальность - качественно новое состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки, переезд из деревни в город, переход из одного страта в другой) на грани двух различных по своему содержанию культур. Маргинальному человеку характерны такие черты, как одновременное презрение и признание чужой культуры, презрение к себе, чувство неполноценности, одиночества, агрессивность, пессимизм, двойственное самосознание, психическое напряжение. Маргинальность может привести к открытому противоборству разнонаправленных социальных сил и движений, к конфликту. Существует несколько подходов к оценке характера межгруппового взаимодействия, среди которых наибольший интерес имеют:
- концепция «авторитарной личности» (Т. Адорно). «Авторитарная личность» отрицательно относится к чужим народам, проявляет агрессивность, механическое подчинение общепринятым ценностям своей культуры и т.п.
- теория реальных конфликтов М. Шериф, утверждающая, что межгрупповые конфликты есть результат несовместимых межгрупповых интересов.
- теория социальной идентичности (А. Тешфел), согласно которой условием для возникновения межгрупповой враждебности являются не обязательно несовместимые межгрупповые интересы и цели, а порой достаточно просто наличия осознания своей принадлежности к группе, то есть наличия социальной и этнической идентичности. Причем самый лучший способ уменьшить межгрупповой конфликт - упразднить различия между группами. Межгрупповая дискриминация тесно связана с цепочкой когнитивных процессов: «социальная категоризация - социальная идентификация - социальное сравнение - межгрупповая дифференциация - межгрупповая дискриминация».
Этноцентризм выполняет полезную функцию поддержания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов. Позитивной формой межэтнического восприятия и взаимодействия является сопоставление народов, то есть принятие и признание различий между ними (в том числе и в языковой среде). Этнические конфликты возникают между этническими общностями в связи с разнообразными причинами, в том числе: культурно - языковыми, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности.
Конфликт (от латинского - столкновение) - это отсутствие согласия, столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Конфликтогены - это слова, действия (или бездействия), приводящие к конфликту. Эскалация конфликтогенов - состоит в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Первый конфликтоген часто появляется ситуационно, помимо воли людей, а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов.
С конфликтом тесно связан стресс. По мнению психолога Г.Селье, существует два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, находит цесообразный выход, компенсируется расслаблением. Дистресс - разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека. К примеру, это, как отмечает Э. Фромм, английский джентльмен, не снимающий смокинга даже в самой экзотической обстановке, или американский фермер, оторванный от цивилизации, начинает рабочее утро с того, что водружает государственный флаг США. Всё это свидетельствует о противоборстве, о социокультурном кризисе. Все эти факторы и процессы создают тот социальный контекст, в котором рождается «переходная личность» (маргинальная) - изолированный, одинокий и беззащитный человек, вырванный с корнями из привычной среды и тщетно ищущий почву, чтобы укорениться в иной, далеко не эквивалентной среде. Успех сопутствует лишь немногим, которым удаётся приобрести профессию, усвоить городские обычаи и влиться в данную культуру. Большинство же так и остаётся в переходном состоянии.
Во взаимоотношениях человека и общества могут иметь место такие явления, как конформность, суггестия, нонконформизм, толерантность.
Конформность - это подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость мнению большинства группы для избежания конфликта с ней, усвоения индивидом определенных групповых норм и ценностей. Внушаемость, или суггестия, непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы. Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, как протест подчинения, как кажущаяся независимость личности, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Толерантность - это терпимость к чужим мнениям, верованиям.
По проблемам конфликта существуют две позиции. Первая точка зрения исходит из того, что конфликт - это закономерное и необходимое состояние общественной жизни, в принципе неустранимое и отражающее противоречивый характер отношения человека к миру.
Современный немецкий философ Р. Дарендорф, например, полностью отождествляет жизнь и конфликт. По его мнению, конфликт создает смысл истории, определяет направленность общественного развития. Однако, как считает Дарендорф, конфликты и их разрешение в современном обществе приобретают все более мирный характер, так общество обучается управлять конфликтами, как бы «приручает» их. Тем самым конфликт, по Дарендорфу, оставаясь источником развития истории, все более превращается в мирный, нереволюционный способ разрешения общественных противоречий.
Другая точка зрения рассматривает конфликт как аномальное состояние общественной системы. Данная позиция означает признание в качестве главного принципа социальности состояние солидарности, сплоченности, единства и согласия. Солидарность как универсальное общественное состояние рассматривается в качестве основополагающего принципа в учении французского социолога и философа Э. Дюркгейма. Он же ввел понятие аномии в XIX веке. Аномия, по Дюркгейму, бывает вызвана в силу распада бывших нравственных ценностей, антропологического кризиса, ослабления влияния религии и политики.
Согласно Дюркгейму, разделение труда, которое рассматривается марксизмом как причина возникновения классовых интересов и, следовательно, социальных конфликтов, на самом деле есть фактор единства общества, поскольку, чем дальше друг от друга находятся индивиды, тем в меньшей мере могут сталкиваться их интересы. Поэтому дальнейший прогресс в разделении труда позволит исключить конфликты из жизни общества. По марксизму, разделение труда служит причиной возникновения классовых интересов и социальных конфликтов.
Существуют механизмы психологической защиты при конфликте.
1. Отрицание информации, той, которая тревожит и может привести к конфликту (возможно внутриличностному).
Например, при массовом социологическом исследовании взрослым людям задавали вопрос, убедили ли их материалы прессы в том, что курение вызывает рак легких. Положительный ответ дали 54% некурящих и только 28% курящих. Большинство курящих отрицали значение приводимых фактов, поскольку их принятие означало бы осознание серьезной опасности для собственного здоровья.
2. Вытеснение - наиболее универсальный способ избежания внутреннего конфликта путем актуального выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Истинные, но неприятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, приемлемые с точки зрения социального окружения и потому не вызывающие стыда и угрызений совести.
Несмотря на то, что содержательная сторона травмирующей ситуации не осознается и человек может активно забыть сам факт того, что он совершил некоторый неблаговидный поступок, например, струсил, конфликт сохраняется, а вызванное им эмоционально - негативное напряжение субъективно может восприниматься как состояние неопределенной тревоги. Поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах.
Пример вытеснения можно найти в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где Николай Ростов с искренним воодушевлением рассказывает о своей храбрости на поле боя. В действительности он струсил, но вытеснение было столь сильным, что он уже сам верил в свой подвиг. И только намного позже он сгорал от стыда перед самим собой.
3. Проекция - бессознательный перенос (приписывание) собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаваться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо. Например, когда человек к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить и привлекательные качества того человека.
4. Идентификация - неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолевать собственные слабость и чувство неполноценности.
5. Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, познание которых грозило бы потерей самоуважения. Так, переживая психологическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив желаемого, убеждает себя, что не очень-то хотелось. Наиболее яркие феномены рационализации получили название: «сладкий лимон». Защита по типу «сладкий лимон» направлена не столько на дискредитацию недосягаемого остатка, сколько на преувеличение ценности имеющегося. Если человек демонстрирует пренебрегающее отношение к высшему образованию, то не исключено, что он защищается от огорчений в связи с упущенной возможностью учиться.
6. Близким к рационализации способом психологической защиты является включение, при котором также переоценивается значимость травмирующего фактора. К нему относится катарсис - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании. Если человек наблюдает и сопереживает драматизирующей ситуации других людей, существенно более тягостное и травмирующее, чем то, которое тревожит его самого, он начинает смотреть на свои беды по-другому, оценивая их в сравнении с чужими.
7. Изоляция, или отчуждение - обособление внутри сознания, травмирующих человека, факторов. При этом доступ неприятных эмоций к сознанию блокируется, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражаются в сознании. Этот вид защиты напоминает «синдром отчуждения», для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или переживаниями, хотя их реальность и осознается. Феномены дереализации, деперсонализации и расщепления личности (множественности «Я») могут быть связаны с такой защитой. В литературе описано более 200 случаев расщепленности личности. Очень часто двойник воплощает то, что чуждо первому «Я», то, к чему оно относится со страхом или отвращением, против чего протестует его существо.
Известен случай с тремя лицами Евы Уайт (Фигрен, Глексли. Третий лик Евы. Нью-Йорк 1957г.). Двадцати пяти летняя Ева обратилась к врачу по поводу головных болей и провалов памяти. Пока врач обдумывал это, его пациентка резко изменилась: вместо сдержанной дамы перед ним возникла легкомысленная девица, которая языком и тоном, совершенно чуждым Уайт, стала бойко обсуждать проблемы последней, говоря о ней в третьем лице. На вопрос о ее собственном имени девица ответила, что ее зовут Ева Блэк. В течение четырнадцати месяцев перед врачом появлялась то одна, то другая. Ева Блэк не разделяла чувств Уайт по поводу ее неудачного замужества, по поводу материальной любви и по другим вопросам. Характеры у них были разные. В ходе психотерапии помимо этих двух Ев на сцене появилось еще третье лицо - Джейн, которая сильно отличалась от обеих Ев. И этот пример свидетельствует о вышесказанном расщеплении личности пир «симптоме отчуждения».
Помимо этих психологических механизмов защиты в культурологии выдвигаются и другие возможные варианты разрешения социокультурного кризиса, варианты избежания маргинальности либо обретения маргинальным человеком стабильности в новой для него культуре.
Первый вариант предполагает укрепление, реставрацию, воссоздание в первоначально идеальном виде старой социокультурной системы, причём его реализация мыслится прежде всего через укрепление порядка при помощи усиления контролирующего и репрессивного воздействия на людей: «социальное» нормализует «культурное». Репрессивное начало культуры, её защитительный характер становятся господствующим моментом в гармонизации обострившихся противоречий общественной жизни. Второй вариант выхода из социокультурного кризиса связан с попытками преодоления его путём «уничтожения» одной из противоположностей: кризисного внешнего мира, который отрицается, отвергается сознанием индивида. Оппозиция «мир-человек», где человек является страдающей и возвышающейся над всем несовершенством мира стороной, предполагает, что все беды связаны не с природой самого человека, а с кризисом и деградацией внешних институциональных форм человеческого бытия. В частности, одна из главных идей западного Ренессанса и Просвещения заключалась в том, что человек является совершенным, добрым и прекрасным по своей природе, которую искажают внешние, деградирующие и кризисные условия бытия. Выход из кризиса здесь мыслится как устранение всего того, что мешает развёртыванию истинной и гармоничной природы человеческого «Я». Речь идёт о разрушении политических, идеологических, социальных и экономических институтов, которые препятствуют данной самореализации. Таким образом, возможность самосовершенствования человека для гармонизации с высшим социокультурным миром, разрешение конфликтов между культурным меньшинством и большинством - проблема исключительно сложная, которая требует глубокого культурологического анализа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.