Органы, осуществляющие оперативно-розыскную цеятельность
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 28 августа 2004 г.), другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с упомянутым Федеральным законом оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязаны:
- принимать все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
- исполнять поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
- выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
- соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности органы уполномоченные ее проводить, имеют право:
- изымать предметы, материалы и сообщения, а также прерывать услуги связи в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
- устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
- использовать по договору или устному согласию служебные помещения, имущество предприятий, учреждений и организаций, а также имущество частных лиц;
- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность и ведомственную принадлежность должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
- создавать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных законом.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:
- проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
- принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Россииской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений е целях оказания влияния на характер их деятельности;
- разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации представляется оперативным подразделениям:
- органов внутренних дел Российской Федерации;
- органов федеральной службы безопасности;
- федеральных органов государственной охраны;
- органов Госнаркоконтроля России;
- таможенных органов Российской Федерации;
- Службы внешней разведки Российской Федерации;
- Федеральной службы исполнения наказаний.
Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений в случаях допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности; обеспечения собственной безопасности и при выдаче разрешения на частную детективную деятельность.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлениях, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.
Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан осуществляется по ходатайству руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий.
Материалы рассматриваются единолично уполномоченным на то судьей, который выносит соответствующее постановление и выдает его инициатору проведения оперативно-розыскных действий одновременно с возвращением представленных материалов.
Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может иметь место с их согласия и с сохранением по их заявлению конфиденциальности. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Привлечение граждан к содействию в проведении оперативно-розыскных мероприятий на контрактной основе (за плату) возможна только при их согласии. Контракт может быть заключен с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политическим убеждениям.
Запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
Контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие руководители подразделений, проводящих оперативно-розыскные мероприятия. Надзор за соблюдением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. По требованию прокурора ему предоставляются учетные дела и другие оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения соответствующих мероприятий.