Конспект лекций по предмету "Биология"


Вымирание видов. Сохранение генофонда

Вымирание видов. Сохранение генофонда. Существуют два типа факторов, приводящих к вымиранию видов естественные и антропогенные. Естественные факторы, приводящие к вымиранию видов, являются, как правило, результатом длительной регрессии вида. Причиной этой регрессии может быть уничтожение вида более сильным конкурентом, историческое сокращение ареала в результате глобального изменения климата, наступления ледника или моря и т.п появление опасных паразитов. Антропогенные факторы, приводящие к вымиранию видов - это факторы, связанные с деятельностью человека. Их можно подразделить на три группы. 1. Прямое уничтожение особей в результате отстрела, отлова, сбора для коллекции. Таким способом человек смог уничтожить около 150 видов позвоночных животных, среди которых бескрылая гагарка, странствующий голубь. 2. Уничтожение среды обитания вида. Например, важнейшей причиной сокращения численности амурского тигра является вырубка коренной уссурийской тайги, уничтожение которой, может привести и к уничтожению этой самой крупной кошки на планете. 3. Загрязнение окружающей среды различными промышленными отходами и ядохимикатами. Использование в течение ряда лет для борьбы с вредными насекомыми препаратов ДДТ и гексахлорана привели к уничтожению на огромных пространствах ареала некоторых хищных птиц сокола- сапсана, степного орла, орлана-белохвоста и скопы. Используемые человеком яды способны длительное время сохранять свои токсические свойства и накапливаться в птицах, грызунах и рыбе, которыми питаются хищные птицы. Для успеха в деле сохранения вида необходимо знать причины сокращения его численности. Мероприятия по охране необходимо начинать до того как численность вида станет крайне малой. Оказалось, что для большинства теплокровных животных численность в 2 тысячи особей является критической. Если число особей одного вида станет сокращаться и дальше, то восстановление вида окажется крайне сложным, так как будет утрачено необходимое генетическое разнообразие. Для сохранения редких и исчезающих видов используются разнообразные меры. В специальных питомниках разводят редкие виды птиц, а затем выпускают их в природу. Так американским ученым удалось восстановить численность сокола-сапсана, американского журавля. Российские ученые продолжают плодотворно работать по восстановлению в питомниках численности редчайшего журавля стерха. Некоторые виды охраняются в естественной среде их обитания. Территории, созданные для охраны какого-либо вида называются заказниками. В заказниках разрешена лишь такая деятельность человека, которая не отражается на численности охраняемого вида. Например, в бобровом заказнике может быть разрешена любительская рыбная ловля, охота на водоплавающих птиц и т.п. однако существуют особо охраняемые территории, где охраняется не отдельный вид животных или растений, а весь природный комплекс включающий почву, растительность, животный мир. Такая территория называется заповедник. В заповеднике запрещена любая хозяйственная деятельность человека. На территории Тверской области существует известный во всем мире Центрально-лесной государственный биосферный заповедник, в котором охраняется природный комплекс южной тайги. 4. ЭКОЛОГИЯ Наука, изучающая закономерности взаимоотношений организмов со средой их обитания называется экология. Среда воздействует на организм целым комплексом различных факторов. Все эти факторы можно разбить на три группы. 1. Абиотические факторы - факторы неживой природы температура, долгота дня, осадки, движение воздушных масс, соленость воды, химический состав почв и другие. 2. Биотические факторы - факторы живой природы паразиты, хищники, объекты питания, симбионты, конкуренты. 3. Антропогенные факторы - факторы хозяйственной деятельности человека преследование, беспокойство, уничтожение мест обитания, загрязнение среды. На любой организм экосистемы прямо или косвенно действуют все компоненты экосистемы живые и неживые. Например, на окуня благоприятно влияет ветреная погода, поскольку волнение поверхности озера увеличивает обогащение кислородом воды. Увеличение численности окуней приводит к увеличению численности щук, которые охотится на них. Различные паразиты окуней, вызывающие болезни, изменяя численность этих рыб, повлияют и на численность щуки. В любой экосистеме факторы, влияющие на организм, оказывают свое воздействие совместно. При этом действие одного фактора может усиливать или ослаблять действие другого фактора. Рассмотрим такой пример. В Средней Азии широко распространен опасный вредитель хлопковых полей - хлопковый долгоносик. Этот мелкий жучок способен выдерживать температуры воздуха выше сорока градусов, при этом успешно размножаться. Однако экологи выяснили, что устойчивость долгоносика к высокой температуре возможна при одновременном воздействии другого экологического фактора - низкой влажности воздуха. Повышение влажности воздуха резко увеличивает вредоносное воздействие жары. Установив это, ученые предложили экологически чистый способ борьбы с вредителем было рекомендовано в жаркую погоду опрыскивать хлопковые поля небольшим количеством воды. В результате повышения влажности хлопковый долгоносик не выдерживал воздействия высокой температуры. 6.1 ЭКОСИСТЕМА Центральным понятием в экологии является экосистема или биогеоценоз. Под экосистемой понимают любой природный комплекс, объединяющий живую и неживую природу, в котором все организмы взаимодействуют друг с другом, а также с неживой природой. Таким образом, экосистема состоит из живой и неживой природы. Все живые компоненты экосистемы принято называть сообществом. Примером экосистемы является озеро. К неживым компонентам этой экосистемы отнесем воду, содержание в ней кислорода и других веществ, грунт, образующий дно, количество падающего света на поверхность воды, ветер, создающий волнение водной поверхности. С этими неживыми факторами взаимодействует сообщество озера бактерии, обитающие в толще грунта и воды, водоросли, рачки, водные насекомые и личинки, плотва, щуки, тритоны, чайки. 6.1.1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.