Конспект лекций по предмету "Социология"


Специфика программы и организации прикладного исследования

Программа и рабочий план прикладного исследо­вания6 образуют единый документ, который обсуждается с заказчиком и должен быть им одобрен.
6 Общие проблемы организации прикладных социологических ис­следований, включая нормативные расчеты расходования различных ресурсов, рассматриваются в [194], а вопросы организации работы социологических служб см. [44, 90, 196].

Поэтому содержание программы излагается непременно на обще­доступном языке, в ней нельзя злоупотреблять узкоспе­циальной терминологией и аргументацией. Основные элементы такой программы следующие.
1. Четкая формулировка задач исследования с ука­занием ожидаемого практического результата. В этом разделе обосновывается необходимость проведения ис­следования, исходя из актуальности конкретных проб­лем и противоречий, мешающих нормальному функцио­нированию и развитию данного объекта. Например, под­черкивается, что реализация определенных социальных целей затруднена вследствие неосведомленности о про­блемах различных групп населения; по имеющимся данным очевидно нарастание напряженности в таких-то сферах или возможен конфликт и т. д.
Ожидаемые в итоге исследования результаты описы­ваются в терминологии возможных управленческих ре­шений с указанием их общего характера и направлен­ности: для таких-то целей в форме таких-то действий и для таких-то органов управления. Например, рекоменду­ется осуществить переговоры между конфликтующими сторонами.
2. Краткое научно-практическое обоснование проб­лемы и возможных способов ее изучения. Этот раздел программы совмещает уточнение основных понятий, пе­речень подлежащих анализу структурных единиц дан­ного объекта (групп работников или населения, произ­водственных ячеек и т. п.) и социальных процессов, ко­торые следует проанализировать, а в заключение содер­жит перечень предполагаемых причин, мешающих нор­мальному функционированию и развитию данных структурных единиц, объекта в целом в данных направ­лениях деятельности. Например, если задачи исследования предполагают анализ проблем национальных меньшинств в данном регионе, то ана­литическими категориями в этом прикладном исследовании могут быть "национальная идентификация", "социальный по­тенциал", "относительная депривация потребностей" данных групп населения. Но в программе, представляемой заказчику, эти научные категории надо заменить на общепонятные. На­пример, указать, что надлежит прежде всего установить, как са­моопределяются во взаимоотношениях с большинством насе­ления представители национальных меньшинств, насколько они испытывают потребность в изучении языка и поддержа­нии своих культурных традиций, обособленность своих интере­сов по таким-то вопросам, чувствуют ли недоверие к себе в ка­честве меньшинств или даже враждебность и т. д. Таким об­разом исследователь переводит категорию национальной идентичности на общедоступный язык.
То же самое следует сделать и для описания задач иссле­дования, связанных с оценками "социального ресурса" нацио­нальных меньшинств: объяснить, что будут изучены соотноше­ния между основным составом населения и меньшинствами по различным показателям их потенциальных возможностей на рынке труда (образование, квалификация и т. п.), в области притязаний на участие в политической жизни, по уровню са­мооценок материальных и других условий жизни; являются ли они аналогичными оценкам большинства или существен­но отличаются — это говорит о различиях в субъективных "ресурсах", необходимых для преодоления каких-то жизнен­ных трудностей, что может стать или уже является источни­ком социального напряжения в отношениях между большин­ством и национальными меньшинствами.
Здесь исследователь опирается на теорию относительной депривации потребностей. Равным образом можно использо­вать теорию социальных движений и ставить задачу опреде­лить состояния "мобилизованности" меньшинств на те или иные коллективные действия, провести опрос об их отношении к различным "репертуарам" совместных акций (обращения к властям, протест и т. д.). Вместе с тем, используя теоретичес­кое знание, исследователь не пугает заказчика своей академи­ческой ученостью, но добивается должного взаимопонимания.
3. В третьем, методическом, разделе программы предлагается тип выборки (при выборочном обследова­нии), указывается ее объем, перечисляются методы сбора данных и способ обработки результатов — все это в сжатом виде, в нескольких фразах. Задача данного раз­дела — переход к обоснованию ресурсных затрат, необ­ходимых для осуществления исследования.
4. Рабочий план исследования составляет непремен­ный раздел программы. В нем поэтапно определяются сроки проведения работы, если нужно, фиксируются соис­полнители, предлагается расчет денежных средств, необхо­димых для размножения полевых документов и машин­ной обработки данных, для транспортных расходов и т. п., обосновывается численность сотрудников и их квалифи­кация, включая вспомогательный персонал. Здесь опреде­ляются сроки представления предварительных и итого­вых результатов работы [196. С. 130—131].
В отличие от программы теоретико-прикладного исследования, каковая может быть самостоятельной на­учной публикацией, программа прикладного исследова­ния — весьма краткий рабочий документ объемом в несколько машинописных страниц. Однако она может содержать достаточно обширные приложения, отнесен­ные к любому из названных разделов или к каждому из них. Это зависит от степени изученности проблемы и данного объекта. В случае крайнего недостатка исход­ной информации в разделе 4 (рабочий план) предусмат­ривается время на формулятивный этап исследования, а все предшествующие разделы излагаются в более об­щем виде с оговоркой, что более четкая постановка за­дач подлежит уточнению к согласованному сроку. Если имеются апробированные методики, их можно прило­жить к 3-му разделу программы; там же в качестве приложения может быть и расчет выборки. К рабочему плану непременно прилагается обоснование объема ре­сурсов на проведение исследования. В исследованиях с участием соисполнителей ко второму разделу програм­мы целесообразно приложить подпрограммы, разрабо­танные соисполнителями по частным направлениям и задачам.
Организация прикладного исследования требует прежде всего установления должного взаимопонимания с "заказчиком". Следует четко уяснить, что ожидает за­казчик от планируемого исследования и что, с точки зрения социолога, может быть реализовано несомненно, предположительно или вовсе не удастся. Если цель и за­дачи исследования не согласованы с заказчиком надле­жащим образом, итог, как правило, бывает плачевным: заказчик сомневается в полезности полученных данных. Сомнения такого рода могут быть вполне обоснованны­ми, но случается и так, что продиктованы ложным впе­чатлением заказчика о его информированности в дан­ной области.
В свое время прикладные социологические исследо­вания наиболее широко были распространены на пред­приятиях, в отраслях, т. е. в сфере производства. Здесь создавались социологические службы, накопившие боль­шой опыт [250. Гл. 9]. Социологическая служба, полу­чая задания на изучение определенной проблемы, в то же время информировала администрацию о наличии других проблем, важность которых подчас признавалась не меньшей. В конце концов принималось разумное ре­шение по перечню задач исследования.
В практике конца 80-х и начала 90-х гг. главные направления прикладной социологии — опросы обще­ственного мнения, маркетинг, исследования^яроцессов приватизации и др. на региональном и общенациональ­ном уровнях. Жесткость взаимоотношений с заказчи­ком диктуется целевым финансированием таких ис­следований. Дискуссии о целевых установках сводятся к минимуму. Вместе с тем, если данная социологическая служба постоянно работает на определенном объекте или в регионе, она располагает обширной информацией о состоянии социальных процессов, особых интересах и позициях различных групп и общностей. При выполне­нии заказа задачи исследования могут быть уточнены и сформулированы не так, как они представляются заказчику, что весьма полезно объяснить в доступной для него форме. Профессиональный долг социолога со­стоит также в том, чтобы убедить заказчика в необходи­мости финансирования всех требуемых должным каче­ством информации расходов на проведение исследова­ния, признании полной независимости в программно-методическом плане.
Нет надобности каждый раз проводить обследова­ние по классической схеме. Как замечает В. И. Герчи-ков, социологическая служба накапливает обширную информацию о своем объекте, пользуется статистикой, обращается к другим службам за экспертизой, прибега­ет к целенаправленным интервью небольшой численно­сти работников разного уровня и занятых в различных областях. Отсюда следует, что, уточнив задачи ис­следования, надо подумать, не достаточно ли уже имею­щейся информации, а если так, то какой именно не хва­тает. Это существенно сокращает сроки работы и позво­ляет сосредоточиться на анализе проблем и разработке проектов решений в большей мере, чем на работе по сбору исходных данных.
Важный организационный вопрос в исследованиях на предприятиях, в учреждениях, фирмах — гарантия сохранения доверия респондентов — работников пред­приятия, к которым неоднократно приходится обра­щаться. Требование анонимности опросов здесь непри­емлемо, и проблема доверия к социологической службе заключается, во-первых, в обеспечении очевидной эффективности проводимых обследований (т. е. их по­лезности) и в безусловном соблюдении этических норм работы социолога. Обычно в интервью или при анкет­ном опросе исследователь гарантирует использование полученной информации только в общественных целях. Нельзя пренебрегать и таким важным каналом поддержания доверия к социологической службе, как информация о проводимых обследованиях и особенно об их результатах по местному радиовещанию, в выступле­ниях на совещаниях руководящего персонала, но особен­но — на общих собраниях работников и управ­ленческого персонала.
Нередко успешно проведенное исследование закан­чивается не вполне удачно только потому, что его авто­ры допускают ошибки в построении итогового отчета, передаваемого заказчику. Типичные ошибки состоят в преувеличенном внимании к технике проведения иссле­дования, описательным разделам, изобилующим табли­цами и малосущественными деталями. Итоговый отчет должен быть максимально кратким. Он концентрирует внимание на выводах и рекомендациях, которые отно­сятся к осуществлению предлагаемых мероприятий. Це­лесообразна следующая структура отчета.
1. Четкая формулировка задач исследования с ука­занием, какой орган социального управления поручил провести исследование.
2. Информация о календарных сроках, в течение ко­торых проводилось исследование, на каких объектах и какие источники информации были использованы.
3. Основные выводы диагностического характера, т. е. формулировка главных результатов, указывающих на наличие социальных проблем и факторов, препят­ствующих их решению. В этом разделе следует приво­дить убедительные и не требующие особых пояснений статистические данные, которые иллюстрируют наиболее важные положения. Никоим образом нельзя вводить в отчет промежуточные обоснования выводов (например, описание индексов, конструируемых для уплотнения ин­формации, корреляционных матриц, факторных статис­тик и т. п.)- Как и в тексте программы, здесь надо избе­гать специальной социологической терминологии, пользоваться общедоступным языком.
В отчете социологической лаборатории п/о "Ижорский завод" (рук. А. М. Гришин), составленном В. Б. Винишским, приводятся данные опроса рабочих относительно их удовлет­воренности различными сторонами производства и условий труда. После краткого объяснения методики и перечня охва­ченных подразделений автор отчета поименно благодарит всех, кто содействовал исследованию и участвовал в нем. Пол­торы страницы отведено инструкции, как пользоваться сведе­ниями о корреляционных связях, а дальше последовательно предложены таблицы значимых корреляций между удовлет­воренностью одним из перечисляемых факторов и всеми ос­тальными. Каждая такая таблица сопровождается живым комментарием.
Например, интеркорреляции с показателем "интересная ра­бота" комментируются следующим образом: работа интересна, когда есть возможность раскрытия своих способностей, сознание полезности своего труда, чувство перспективы роста и т. д.
Данная таблица имеет исключительно важное значение. В ней перечислены "болевые точки", на которые ни в коем слу­чае нельзя давить. Интерес — вещь весьма деликатная: его сложно возбудить и очень легко спугнуть.
Если вы хотите отбить у ваших сотрудников интерес к выполняемой работе, создавайте у них неудовлетворенность перечисленными здесь параметрами.
4. Предлагаемые решения, ожидаемые экономические и социальные эффекты их реализации, способы контроля успешности нововведений и, наконец, указания службам органов управления, ответственным за осуществление данных мероприятий или заинтересованных в них.
5. В заказах на опросы общественного мнения и маркетинговые обследования раздел "рекомендаций" как правило не предусматривается. Если заказчик нуж­дается в рекомендациях, он в этих случаях использует советы экспертов — политиков, экономистов, других спе­циалистов. Отчет социологической службы по результа­там опроса является здесь материалом для осмысления и принятия решений специалистами или же становится достоянием широкой публики, которой исследователь не вправе что-либо рекомендовать.
6. Полный отчет по описанной форме разумно снабдить краткой аннотацией (краткий отчет) с отсылкой к соответствующим разделам и приложениям ос­новного текста.7
7 Примеры таких отчетов см. [196. С. 168—178].

Практические советы
1. Более всего надо опасаться "смешения жанров": в теоретико-прикладном исследовании недооценивать его концептуальные аспекты, в прикладном -- переоценивать их; в первом из­лишне конкретизировать выводы, во втором — излишне обобщать.
2. Организация исследования любого типа должна быть нацелена на качество: достовер­ность, надежность и обоснованность всех опера­ций, особенно конечных выводов, предложений. Не объемы выборки (опрошено, дескать, N! чело­век) и не ссылки на компьютерный анализ дан­ных, но содержательные доказательства обеспе­чивают доверие к итоговым результатам.
3. В исследовании по заказу, и притом опера­тивном, краткие выводы с необходимыми иллюстра­циями сопровождаются полным отчетом, который дается в приложении.
4. Поскольку к массовым обследованиям привлекается множество интервьюеров, нужно не только детальное инструктирование этих лиц, но и непременная выборочная проверка качества их работы, отстранение от работы недобросовестных. Интервьюеру полезно записывать инструктаж, ча­стью которого являются наиболее сложные фрагменты ведения интервью, на пленку.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.