Конспект лекций по предмету "Психология"


Виды и методы психологического консультирования

Как и другие направления деятельности практическо­го психолога, консультирование может быть классифици­ровано по разным основаниям:
1. По теоретической ориентации (психоаналитиче­ское, поведенческое, гуманистическое, геш-тальт-консультирование и т. д.);
2. По возрасту клиента (детское, подростковое, кон­сультирование взрослых и т. д.);
3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистант­ное, или заочное, которое, в свою очередь, подраз­деляется на телефонное, письменное, электрон­ное — через Интернет);
4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое);
5. По психологической проблематике (консультирова­ние по проблемам общения, по проблемам в эмоци­ональной сфере, по личностным проблемам и др.);
6. По сфере приложения (школьное, профессио­нальное, семейное и супружеское, бизнес-консу­льтирование и тг д.).
Г. А. Абрамова (1994) в качестве основного метода кон­сультирования называет интервью.Ею выделяются следу­ющие методы воздействия в процессе интервью:
1. Интерпретация;
2. Директива;
3. Информация;
4. Самораскрытие;
5. Обратная связь;
6. Логическая последовательность;
7. Резюме;
8. Открытые вопросы;
9. Закрытые вопросы;
10. Поощрение;
11. Пересказ;
12. Отражение чувств.
По мнению В. Ю. Меновщикова (1998), особое значение в консультировании имеют техники нерефлексивного (уме­ние молчать)и рефлексивного (умения давать обратную связь) слушания.К приемам рефлексивного слушания относятся:
1. Выяснение;
2. Перефразирование;
3. Отражение чувств;
4. Резюмирование;
5. Уточнение;
6. Пересказ;
7. Дальнейшее развитие мыслей собеседника;
8. Сообщение о восприятии партнера;
9. Сообщение о восприятии самого себя; 10. Замечания о ходе беседы.
Легко заметить сходство многих пунктов из приведен­ных списков. Приведем таблицу из работы В. Ю. Менов­щикова (1998), иллюстрирующую употребление разных приемов на разных стадиях консультативного процесса.
Стадии и приемыконсультирования
Таблица 2
Стадия
Консультативные приемы
1. Установление контакта
Уточнение, перефразирование (пересказ)
2. Сбор информации и осозна­ние желаемого результата (поиск «задачи»)
Выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразиро­вание (пересказ), отражение чувств, резюмирование
3. Перебор гипотез, решающих «задачу», и выработка альтерна­тивных решений
Дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование
4. Обобщение результатов взаи­модействия с клиентом (решение «задачи») и выход из контакта
Резюмирование


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.