Конспект лекций по предмету "Психология"


Теория личности Юнга

К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально  отличалось  от  мнения Фрейда.  Юнг  рассматривал  психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов  при  непрерывном  обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов.
Он считал его творческим, разумным принципом,  связывающим человека со всем человечеством, с природой  и
космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название  "комплексов". Комплексы - это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и  ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей  индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих, которые он назвал "архетипами". В ядре каждого комплекса архетипические элементы тесно переплетаются с различными аспектами физической среды. Сначала он посчитал это знаком того, что проявляющийся архетип создает предрасположенность к поведению определенного типа. Позже, исследуя случаи необыкновенных совпадений, синхронностей, которые сопровождают этот процесс, он пришел к выводу, что архетипы должны каким-то образом влиять на наш физический мир. Поскольку они представлялись связующим звеном между материей и психикой, он назвал их психоидами.
Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы ЭГО и личного бессознательного и соединиться с высшим "Я", соразмерным всему человечеству и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии. Среди областей, открытых и серьезно изученных Юнгом и его последователями, динамика архетипов и коллективного бессознательного, мифотворческие свойства психики, определенные  типы медиумических явлений и синхронные связи психологических процессов с объективной реальностью.
Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из  трех компонентов:
1) сознание - ЭГО - Я; 
2) иидивидуальное бессознательное - "ОНО";
3) "коллективное бессознательное", состоящее  из  психических первообразов или "архетипов". Коллективное бессознательное - в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) - идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека,  будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное - наиболее глубинный уровень психики.
Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как совокупность коллективных идей,  образов человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие "дух времени". По мнению Юнга, таким новейшим примером является созданный  уже в нашу эпоху миф о летающих тарелках. В снах, бредовых фантазиях многих людей имеется определенное сходство с мифологическими, фольклорными сюжетами, и даже с древнейшими космологическими идеями, хотя человек сознательно этих мифов, идей мог и не знать, не быть с ними знаком. Но архетип как таковой отличается от переработанных форм - от сказок, от мифов. Он представляет собой бессознательное содержание, которое изменяется по мере его сознания и восприятия: оно трансформируется под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает. Образно "архетип можно сравнить с "руслом реки", он, как "русло", дает общее направление, но конкретное содержание приобретает индивидуализированные формы.
Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует "персону" ("маску"), сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, - это "тень",("тень носит врожденный характер: если "сорвать "маску", то увидим "тень", которая проявляется в комплексах, симптомах"). Психологическая коррекция эффективна лишь если происходит коррекция "тени" и "персоны". Индивидуальное бессознательное человека можно познать через "комплексы" -  совокупность психического содержания, заряженных одной
змоцией, одним аффектом. Комплексы проявляются через симптомы, а совокупность симптомов образует синдром (например, страх, агрессивность).
Корректировать надо комплексы в целом, а устранять отдельные симптомы бесполезно, убрав один симптом, получаем новые симптомы, поскольку первопричина - комплекс - продолжает существовать и иметь свою разрушительную силу. Чтобы корректировать "комплекс", необходимо извлечь из бессознательного эмоционально заряженный "комплекс", переосознать его и изменить его эмоциональный знак, поменять направление аффекта, то есть цель - устранить не симптом, а тот аффект, который лежит в основе "комплекса".
Юнг ввел понятие связующего принципа - синхронности, которое обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве. По его определению, синхронность вступает в силу, когда "определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состоянию". Синхронично связанные события явно соотносятся тематически,  хотя между ними нет линейно причинной связи.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.