К. Юнг уделял большое внимание бессознательному и его динамике, но его представление о бессознательном радикально отличалось от мнения Фрейда. Юнг рассматривал психику как комплементарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов.
Он считал его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и
космосом. Изучая динамику бессознательного, Юнг открыл функциональные единицы, для которых использовал название "комплексов". Комплексы - это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих, которые он назвал "архетипами". В ядре каждого комплекса архетипические элементы тесно переплетаются с различными аспектами физической среды. Сначала он посчитал это знаком того, что проявляющийся архетип создает предрасположенность к поведению определенного типа. Позже, исследуя случаи необыкновенных совпадений, синхронностей, которые сопровождают этот процесс, он пришел к выводу, что архетипы должны каким-то образом влиять на наш физический мир. Поскольку они представлялись связующим звеном между материей и психикой, он назвал их психоидами.
Юнг пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Юнг считал, что в процессе индивидуализации человек может преодолеть узкие границы ЭГО и личного бессознательного и соединиться с высшим "Я", соразмерным всему человечеству и всему космосу. Таким образом, Юнг может считаться первым представителем трансперсональной ориентации в психологии. Среди областей, открытых и серьезно изученных Юнгом и его последователями, динамика архетипов и коллективного бессознательного, мифотворческие свойства психики, определенные типы медиумических явлений и синхронные связи психологических процессов с объективной реальностью.
Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:
1) сознание - ЭГО - Я;
2) иидивидуальное бессознательное - "ОНО";
3) "коллективное бессознательное", состоящее из психических первообразов или "архетипов". Коллективное бессознательное - в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) - идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное - наиболее глубинный уровень психики.
Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, и как совокупность коллективных идей, образов человечества, как наиболее распространенные в ту или иную эпоху мифологемы, выражающие "дух времени". По мнению Юнга, таким новейшим примером является созданный уже в нашу эпоху миф о летающих тарелках. В снах, бредовых фантазиях многих людей имеется определенное сходство с мифологическими, фольклорными сюжетами, и даже с древнейшими космологическими идеями, хотя человек сознательно этих мифов, идей мог и не знать, не быть с ними знаком. Но архетип как таковой отличается от переработанных форм - от сказок, от мифов. Он представляет собой бессознательное содержание, которое изменяется по мере его сознания и восприятия: оно трансформируется под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает. Образно "архетип можно сравнить с "руслом реки", он, как "русло", дает общее направление, но конкретное содержание приобретает индивидуализированные формы.
Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует "персону" ("маску"), сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, - это "тень",("тень носит врожденный характер: если "сорвать "маску", то увидим "тень", которая проявляется в комплексах, симптомах"). Психологическая коррекция эффективна лишь если происходит коррекция "тени" и "персоны". Индивидуальное бессознательное человека можно познать через "комплексы" - совокупность психического содержания, заряженных одной
змоцией, одним аффектом. Комплексы проявляются через симптомы, а совокупность симптомов образует синдром (например, страх, агрессивность).
Корректировать надо комплексы в целом, а устранять отдельные симптомы бесполезно, убрав один симптом, получаем новые симптомы, поскольку первопричина - комплекс - продолжает существовать и иметь свою разрушительную силу. Чтобы корректировать "комплекс", необходимо извлечь из бессознательного эмоционально заряженный "комплекс", переосознать его и изменить его эмоциональный знак, поменять направление аффекта, то есть цель - устранить не симптом, а тот аффект, который лежит в основе "комплекса".
Юнг ввел понятие связующего принципа - синхронности, которое обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и пространстве. По его определению, синхронность вступает в силу, когда "определенное психическое состояние имеет место одновременно с одним или несколькими внешними событиями, которые возникают как значимые параллели текущему субъективному состоянию". Синхронично связанные события явно соотносятся тематически, хотя между ними нет линейно причинной связи.