Конспект лекций по предмету "Педагогика"


Лекция 10. ПРИНЦИПЫ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Принципам обучения посвящено достаточно много учебной лите­ратуры по педагогике, поэтому в данном пособии рассматриваются только те принципы, которые помогают учителю осуществлять про­цесс проблемно-развивающего обучения и особенно те из них, кото­рые не нашли отражения в других пособиях.
10.1. Что такое принцип?Principium - основа, первоначало. Это исходное положение, идея, основное требование, вытекающее из зако­номерностей. Принципы целостного педагогического процесса -это си­стема исходных требований и правил, выполнение которых обеспечи­вает достижение основных целей школы. Принцип - это знание о пе­дагогической деятельности, о том, как организовать учебно-воспита­тельный процесс, (как правильно поставить взаимосвязанные цели обучения, воспитания и развития; какое содержание образования ото­брать для этих целей, какие методы и формы обучения и воспитания выбрать).
Принцип - это предписание как действовать для достижения пос­тавленных целей. Он включает знание о закономерностях и противо­речиях педагогического процесса, требования и правила их выпол­не­ния и условия реализации принципа. Поэтому и описание принципа должно соответствующим образом быть структурировано: закономер­ности - противоречия - требования - правила - условия.
Требование - это условие, выполнение которого обеспечивает реа­лизацию принципа. Требование отвечает на вопрос, каким должен быть учебно-воспитательный процесс.
Правило отвечает на вопрос, как надо действовать, чтобы выпол­нить требование.
Какие принципы входят в систему принципов целостного педаго­гического процесса? В педагогической теории до недавнего времени принципы делились на принципы обучения и воспитания и рассмат­ривались отдельно.
К принципам воспитания относятся, например: связь воспитания с жизнью; единство сознания и поведения; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на поло­жительное в человеке; учет возрастных и индивидуальных особенно­стей школьников; преемственность и систематичность педагогических воздействий и др.
К принципам обучения относятся: научность и доступность; связь обучения с жизнью; преемственность и систематичность обуче­ния; наглядность обучения; сознательность и активность учащихся и др. Сравнение названий и сути принципов обучения и воспитания по­казывает, что многие из них являются о б щ и м и, то есть имеют от­ношение не только к воспитанию, но и к обучению. Это еще раз под­тверждает, что закономерности, из которых вытекают общие прин­ципы, характерны для целостного педагогического процесса. Перечис­лим их: комплексное решение задач развития, воспитания и обучения учащихся; доступность, учет возрастных и индивидуальных особен­ностей школьников; наглядность; оптимальное сочетание форм и мето­дов обучения и воспитания; связь школы с жизнью общества и ребенка и др.
Развитие педагогики на определенных этапах сталкивается с необходимостью пересмотра принятых изначально принципов (даже если они были истинны и научны). Требуется либо их более глубокое понимание (как это было, например, с принципом наглядности), или существенное дополнение другими (новыми) принципами, например проблемности, мотивации и др. Принципы придают содержанию ди­дактики целостность: позволяют множество категорий и законов пре­вратить в стройную систему, охватывающую все основные стороны и функции процесса обучения. Из них обучающий аспект наиболее пол­но отражен достаточным числом принципов. Но какие принципы регу­лируют деятельность учителя, направленную на развитие школьника - на развитие его интеллектуальной, мотивационной и других сфер? В традиционной дидактике эти принципы по существу отсутствуют. По­этому рассмотрим относительно новые принципы проблемности и мотивации, с содержанием остальных, раннее сформулированных при­нципов, читатель может ознакомиться по учебным пособиям Ю.К.Ба­банского, Т.А.Ильиной, И.Ф.Харламова и др.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.