Конспект лекций по предмету "История России"


Армянская Церковь до отпадения

Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий.
В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находился в зависимости от римлян. Когда в 301 г. в правление Диоклетиана в Риме начались активные гонения на христиан, одна из знатных римлянок Лепсимия, очень красивая собой, спасаясь от гонения, бежала в Армению. Император Диоклетиан приказал царю Теридату отыскать Лепсимию и последовавших за ней дев лепсимианок, и доставить их в Рим. Но Теридат выполнил только первую половину этой просьбы: он был поражен красотой Лепсимии и захотел сделать ее своей наложницей, принуждая ее принести жертву языческим богам. Лепсимия осталась тверда в исповедании веры и была замучена Теридатом вместе со своими последовательницами. Девы лепсимианки очень почитаются в Армении. Теридат, увидев такую стойкость со стороны лепсимианок, был весьма поражен этим и обратился ко Христу. В это время в Армении находился проповедник преп. Григорий, живший подвижнически (одно время он жил в каменном колодце), он и наставил Теридата в вере.
Армянская Церковь была крещена от Константинопольского Патриарха, Армянские архиепископы посвящались в сан в Кесарии Каппадокийской. Армяне посылали своих делегатов на Первый Вселенский собор. Но в конце IV в. армяне, стремясь к независимости, стали самостоятельно поставлять епископов, и Армянская Церковь уже практически стала автокефальной, независимой от Константинополя. Армения стремилась к полной независимости, как государственной, так и Церковной. И, когда в 400г. свт. Иоанн Златоуст послал в Армению особое письмо с просьбой разделить праздники Крещения и Рождества Христова по постановлению Второго Вселенского собора, Армянская Церковь даже не ответила на это письмо. Армяне настолько ценили свои собственные обычаи, что не желали их менять даже по решению Вселенского собора. До сих пор они, например, не употребляют воду при евхаристии, употребляя только вино. Такая «стойкость» в своих обрядах привела к значительным расхождениям между Армянской Церковью и Православием, и этот фактор сыграл свою негативную роль.
Но основная причина раскола была не в этом. Дело в том, что в Армении было очень распространено несторианство, причем несторианство поддерживалось Сассанидской Персией, Сассанидским Ираном. И как раз в 451г., когда заседал IV Вселенский собор, в Армении началось восстание против персов, которое возглавил полководец Вардан Мамикаян. Это восстание продолжалось несколько лет с переменным успехом, и Армянская Церковь никого не смогла послать на собор в Халкидоне. Поэтому в Армении точно не знали, какие решения были приняты на этом соборе. Кроме того, армянские богословы плохо ориентировались в терминологии, которая использовалась на соборе - значении понятий «ипостасис» («личность»), «усия» («единосущие») и не всегда видели четкое различие между этими понятиями. Все это послужило причиной того, что созванный в Армении в 491г. церковный собор осудил Нестория и Евтихия, то есть вроде бы и несториан, и монофизитов, но при этом он осудил и Халкидонский собор, как якобы тоже несторианский. Дело в том, что часть умеренных монофизитов пытались представить в Армении Халкидонский собор как победу несториан, так что армяне были, в том числе, неправильно информированы. В дальнейшем в Армении возобладала крайняя степень несторианства – автартодоккетизм. Вы знаете, что автартодоккетизм это ересь, которая признает единую природу во Христе и нетленность человеческой природы во Христе с момента Благовещенья. В результате этого разрыв между Православием и Армянской Церковью углубился, и, несмотря на попытки примирения между Арменией и Грецией, приверженность к обрядам в Армянской Церкви и нежелание пойти ни на какие отступления от имеющихся обрядов, в данном случае сыграли негативную роль.
Армянская Церковь в смысле обрядов наиболее древняя из всех Церквей. То есть в ней соблюдаются практически те обряды, которые были 2.000 лет назад. Но этот консерватизм иногда приводит к очень печальным последствиям, когда различия в обрядах отдаляют две Церкви друг от друга, и, как мы видим, из-за этого тоже может произойти повреждение в вере. Пример Армянской Церкви нам об этом свидетельствует. До сих пор армяне именно из-за различия в обрядах не могут вступить в общение с Вселенским Православием. Потому что как армянский епископат, так и простые верующие Армении мыслят совершенно православно, то есть они мыслят в рамках Халкидонского собора, но соединиться с Православной Церковью им мешают две причины: первая это приверженность собственным обрядам, а вторая это собственная гордость, гордость за свою Церковь. Они не желают признать, что столько времени они были еретиками.
Вопрос. А что вы можете сказать в отношении Вьетнама?
Ответ. Христиане во Вьетнаме есть. Христиане есть практически везде, во всех странах. Например, в Багдаде есть целая митрополия, подчиняемая Антиохийскому Патриархату. Но приходов Московской Патриархии во Вьетнаме, по-моему, нет. Там есть православные храмы, по-моему, Вселенского Патриархата, приходы которых подчиняются митрополии в Гонконге. Католики там тоже присутствуют, и их присутствие там значительно.
Несколько слов необходимо сказать о литературе.
К тому списку, который здесь приводится, принципиально добавить что-то очень сложно.
1. прот. Валентин Асмус Курс лекций по истории Поместных Церквей
Эти лекции есть у вас, но надо сказать, что они очень краткие, охватывают далеко не все Поместные Церкви и достаточно обзорно.
2. Скурат История Православных Поместных Церквей. Учебное пособие в 2-х томах.
На сегодняшний день это практически единственное и наиболее полное пособие по истории Поместных Церквей. Но оно, во-первых, устарело и, во-вторых, не вполне полное. Тем не менее, оно до сих пор еще актуально, и, пожалуй, вместе с лекциями может быть использовано. Но у Скурата нет истории Византии, нет истории Вселенского Патриархата и Восточных Патриархатов тоже.
3. Монография Александра Петровича Лебедева Исторические очерки. Состояние Византии и Восточной Церкви от конца XI до середины XVвв.
Это, по сути, курс лекций, одна из немногих книг по истории Вселенской Церкви со времени раскола и до времени падения Константинополя. Монография Лебедева является одним из лучших пособий доступных на сегодня. Эта книга у вас есть в библиотеке, она переиздавалась в 1998г.
4. История Православной Церкви в XIX в. 2 т. М. 1998г.
У вас есть оба тома. Это неплохая книга, но касается только XIXв.
Из числа дополнительной литературы можно привести книгу Рональда Роберсона «Восточнохристианские Церкви».
Это неплохая книга и в ней приведена вся англоязычная литература по этому вопросу. Те, кто читает на английском языке, могут в этой книге найти неплохие источники.
Что касается светской истории, можно предложить книгу Федора Успенского «Курс истории Византийской империи». Эта книга переиздавалась несколько раз. Последний раз в прошлом году. Я бы посоветовал вам ее купить. Это, пожалуй, лучшее пособие по истории Византии. Еще есть Васильев, его книга была издана в серии «Алетея», ее тоже можно использовать.
Есть учебник Абрамова Л.М. «История средних веков», изданный в прошлом году. Есть переиздания таких книг как «История Сербии и Черногории» коллектива авторов. Достаточно хорошее академическое издание «Истории Болгарии» 1948г.
По истории Церкви времени турецкого владычества еще есть книга Лебедева Александра Петровича «Очерки по истории Восточной Церкви под турецким владычеством». Но это дореволюционное издание, и книга с тех пор больше не переиздавалась.
Книгу протоиерея Ципина «Церковное право» тоже можно использовать. Она у вас есть в достаточном количестве, обращайте на нее внимание, в ней разбирается устройство Церквей с канонической точки зрения.
Конечно же, необходимо использовать жития святых.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.