В 933 году в Египте был восстановлен православный патриархат после трехсот лет вдовства Александрийской кафедры. С тех пор православный патриархат в Александрии постоянно оказывает влияние на монофизитский мир — не только на Египет, но и на Нубию и Эфиопию, где также создаются епархии и целые митрополичьи округа. Только к XV в. ислам в Нубии усилился настолько, что от христианства там ничего не осталось. В Эфиопии же православный епископат, подчиненный Александрийскому патриарху, сохранялся, по-видимому, даже в XV в. К сожалению, современная церковно-историческая наука едва начинает пробираться в эти отдаленные уголки христианского мира...
Наряду с распространением церковной организации, влияние Александрийского патриархата осуществлялось и в чисто идейной сфере.
Отчасти это облегчалось тем, что именно копты (под сильным сирийским влиянием) вырабатывают то, что мы на современном языке можем смело назвать “принципами экуменизма”. Так, великий коптский догматист Ал-Сафи Ибн-ал-Ассаль в своем трактате О Троице и Воплощении (написанном в 1242 г.) называет одну из глав (гл. 8) “Разделения между христианами касаются только философских терминов”.
В этой главе он пишет по поводу двух природ: “Те, кто утверждают двойственность (природ), имеют целью сохранить природы такими, каковы они в своей реальности, и стремятся избежать обвинения в каком-либо извращении, которое могло бы произойти с ними [т. е. чтобы природы не испортились, не изменились].” За все христианское средневековье это самая экуменическая фраза, и ни на одном другом языке, кроме арабского, ничего подобного и представить себе невозможно.
Процитировав Ибн-ал-Ассаля, я хотел показать, что в начале XIII века была большая степень благожелательности и веротерпимости по отношению к еретикам у коптских монофизитов.