В этой обзорной главе нам придется довольно много говорить не только о богословии, но и о церковной истории. Это необходимо потому, что не существует пособий, по которым можно было бы легко сориентироваться в церковно-историческом фоне интересующих нас догматических споров. Что же касается догматических споров как таковых, то в XI–XII вв. мы застанем, во-первых, новые разделения и, в то же время, новые объеднинения между монофизитами, а также неудачные попытки стабилизации монофизитского мира (он стабилизируется только в XIII веке).
Во-вторых, нас будут интересовать отношения православных (на христианском востоке из называют мелхитами, т. е. теми, кто имеет ту же веру, что и византийский царь) с еретиками, главным образом монофизитами. С одной стороны, здесь новое ожесточение, с другой стороны новая глубина контактов и новая волна обращений в Православие.
Мы будем рассматривать наш материал как с церковно-исторической стороны, так и с догматической. Начнем с церковно-исторической.