Конспект лекций по предмету "Богословие"


Ересь Савеллия (вторая пол. III в.)

Часто термин “савеллианство” используется в контексте, где историческое савеллианство III—IV вв. никак не могло иметься в виду. Савеллианство как направление мысли, сливающее три лица Св. Троицы, стало чем-то гораздо более значимым, чем историческая ересь Савеллия.
Ересь Савеллия возникла в достаточно мощном к середине III в. направлении богословия, которое историки обычно называют монархианство, или модализм. Монархианство — это учение о единоначалии Отца в Троице, однако понятым не просто как единое начало Св. Троицы — Отец (как понимают православные), а в том смысле, что трех самостоятельных реальностей в Боге нет. Другое название учений подобного типа — модализм — связано с ответом на вопрос: как совместить то, что есть Отец, Сын и Св. Дух, а Бог при этом только один? Ответ модалистов мог строиться по-разному, но идея всегда сводилась к тому, что Отец, Сын и Дух — это некоторые “модусы”, проявления Единого Бога.
Савеллий учил, что Бог — Монада и Сыноотец. Первое понятие выражает единство Божие, а второе — что Бог Сам Себе и Отец, и Сын. Именования “Отец”, “Сын”, “Дух” суть некие образы — “схиматизмы” — этого единого “Сыноотца”.
Подобно всем богословам до второй пол. IV в., Савеллий излагал триадологию в связи с домостроительством спасения. Бог, согласно Савеллию, сначала проявлялся как Отец, потом как Сын, потом как Св. Дух.
Итак, Бог проявился (по Савеллию) как:
— Отец — когда Он выступил законодателем, дал Моисею закон, и так Он проявлялся до тех пор, пока Он не перестал быть Отцом и не стал
— Сыном — в Новом Завете, Спасителем, и оставался таковым до вознесения, пока оставалось какое-то видимое присутствие (считая и дни после Воскресения) Христа с учениками.
— после Вознесения было дарование Св. Духа в Пятидесятницу — Бог принял на Себя третий “схиматизм” — Духа. Этот “схиматизм” пребывает и сейчас и будет пребывать до конца света. И тогда снова по исполнении времен будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15:28), и эти три уже ненужных “схиматизма” исчезнут, и последняя эпоха Духа кончится.
Как видно, в этом учении Савеллия главный акцент сделан на триадологии в рамках модализма. В историю Савеллий вошел как самый известный представитель модалистического учения. Что касается его схемы трех эпох, соответствующим трем Лицам Троицы, то едва ли он сам ее выдумал. Она пережила Савеллия и часто воскресает даже у современных богословов (напр., у П. А. Флоренского в “Столпе и утверждении Истины”, а в смягченном виде — даже у В. Н. Лосского...).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.