Конспект лекций по предмету "Педагогика"


Лекция 4. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения. Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М.И.Махмутова и ряда других авторов (Ю.К.Бабанский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, Дж.Брунер, В.Оконь, Т.Новацкий, Х.Век и др.). Что же представляет собой сущность проблемного обучения?
Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов на­учного познания, но и самого пути, п р о ц е с с а получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и фор­мирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциона­льной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных спосо­бностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии школьника, а не на трансляции г о т о в ы х выводов науки учащимся.
Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень раз­вития дидактики и педагогической практики. Оно является эффектив­ным средством общего развития учащихся. “Проблемным оно называе­тся не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и “открытия” новых поня­тий. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на п р и н ц и п е п р о­ б л е м н о с т и, а систематическое решение учебных проблем - ха­рактерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система мето­дов при этом направлена на общее развитие школьника, развитие его индивидуальных способностей, проблемное обучение является под­линно р а з в и в а ю щ и м обучением” (М.И.Махмутов - 1975, с. 255).
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в кото­ром сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятель­ность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система ме­тодов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проб­лемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его лично­сти.
Основными понятиями проблемного обучения являются “проб­лемная ситуация” и “учебная проблема”.
Проблемная ситуация - это, по определению А.М.Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; хара­ктеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (отк­рыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или спо­собы действия. Психологическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности, б) неизвестное достигаемое знание или способ действия, в) интеллектуальные возможности человека, включающие, его творческие способности и прошлый опыт” (А.М.Ма­тюшкин - 1972, с. 193).
Проблемная ситуация порождается учебной или практической си­туацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и неданные, новые (неизвестные) элементы. “Проблемная ситуация” - означает состояние интеллектуального затруднения, при котором че­ловек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, раз­решить его. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: “начало мышления - в проблемной ситуации” (С.Л.Рубинш­тейн). Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся. Проблемная си­туация возникает наиболее часто, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных. Напри­мер, при изучении физики учитель создает проблемную ситуацию с помощью ряда вопросов: почему некоторые предметы тонут, а другие плавают? Учащиеся пытаются найти ответ (“не тонут легкие предме­ты”). Учитель снова ставит вопросы: почему легкие очки тонут, а тяже­лый корабль - нет? От чего зависит плавание тел? и т.д. Этот пример показывает, что учитель старается обнажить перед учащимися проти­воречие между известными им фактами, наблюдениями и необходимо­стью их объяснения.
Как создаются проблемные ситуации? Общее правило: выявляются противоречия в информации, способах действий, выявляются причин­но-следственные связи. Назовем ряд противоречий: есть факт и суще­ствует необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, свя­занные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных.
Приведем основные способы создания проблемных ситуаций: со­общение информации (опорные знания); сопоставление фактов (с од­ной стороны... с другой...); анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д. Покажем приемы и способы создания проблемных ситуаций (ПС) при изучении информатики. Заранее оговоримся, что все нижеперечисленные примеры относятся к работе учащегося на персональном компьютере IBM PC.
1. ПС чаще всего возникают тогда, когда учащийся сталкивает­ся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Рассмотрим ситуацию. При освоении про­граммного продукта Norton Commander учащийся часто не задумы­вается о необходимых условиях при использовании этой программы. В частности, это касается того момента, что файлы ncmain.exe и nc.exe должны находиться в одной директории. Достаточно, например, из­менить местоположение файла ncmain.exe и при загрузке операцион­ной системы (если в файле autoexec.bat предусмотрен запуск Norton Commander) учащийся сталкивается с определенной проблемой ( с новой практической ситуацией).
2. ПС возникают в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и практической его реализацией. Пример создания ПС этим способом: копирование файлов на дискету, на которой не хватает для этого достаточного мес­та.
3. ПС возникает при затруднении учащегося в обосновании (и осознании) практически выполняемых своих действий. Такие ПС воз­никают и существуют на занятиях по информатике постоянно, особен­но на первых этапах обучения. Пример: создание учащимся виртуа­льного диска в оперативной памяти.
4. ПС возникает при условии, когда учащийся не знает способа ре­шения поставленной задачи. Пример создания ПС этим способом: учащийся знает как распаковать файл запакованный программой arj.exe и сталкивается с ситуацией когда файл оказывается запако­ванным с помощью другой программы (например - pkzip.exe). В этом случае учащийся самой проблеммной ситуацией побуждается к пере­носу известных ему способов действий в новые условия.
Конечно, перечень примеров, раскрывающих cпособы создания проблемных ситуаций на уроке информатики отнюдь не исчерпывается вышеперечисленными.
“Проблема” - (от греч. задача) - теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, обязательно предполагает противоречивую ситуацию между данными (фактами и пр.) и требо­ванием найти неизвестное. Проблемы делятся на естественные и специ­альные, преднамеренно создаваемые (научные и учебные), производ­ственные, общественные, воспитательного характера. Проблема (зада­ча) - явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме ( в звуках или знаках), и превращается в субъ­е­ктивное явление лишь после ее восприятия и осознания учеником в ви­де учебной проблемы.
Учебная проблема - явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение , пока оно не будет выражено в звуках языка или знаках письма. Основными элементами учебной проблемы являются “известное” и “неизвестное” для ученика (М.И.Махмутов - 1975, с. 124). Психологическая суть уче­бной проблемы состоит в том, что она является содержанием проблем­ной ситуации, возникающей в процессе учебной деятельности школь­ника. Она несет в себе новыедля ученика знание и способы усвоения этого знания и определяет структуру мыслительного процесса. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов. При каких условиях задача или вопрос являются учебной проблемой? При нали­чии противоречий между знанием и незнанием; когда содержание ука­зывает направление поиска; при наличии достаточных опорных зна­ний для решения проблемы.
Реализация проблемно-развивающего обучения осуществляется на основе применения учителем ряда принципов дидактики (проблемно­сти, мотивации, межпредметных связей, доступности и др. О них -ниже).
Как и всякую другую дидактическую систему, систему проблемно -развивающего обучения составляют цели, содержание, формы, методы и средства обучения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.