Конспект лекций по предмету "Моделирование систем"


Построение блок-схем визуальных моделей в системе Arena

Для проведения моделирования в системе Arena Simulation используется окно, представленное на рис. 3.1
Отображение
данных
Графическое
отображение

Рис.3.1. Рабочее окно системы Arena
В левой части окна, представленного на рис.3.1, отображается панель, включающая в себя необходимый набор инструментов для построения модели в системе Arena. В центральной области окна создаётся графическое представление модели. Это пространство – рабочая область пользователя. В ней можно изобразить графики, диаграммы и динамические ячейки, а также использовать различные рисунки. Существует надстройка «Visio Process Simulator», позволяющая визуализировать процесс моделирования. В нижней области отображаются данные в виде таблицы: о блоках, о ресурсах, об очередях, о расписаниях, о сущностях и т.д. Для просмотра этих данных необходимо кликнуть один раз на блок, уже существующий в вашей модели. Если требуется информация об очередях, тогда вам необходимо кликнуть на значок Queue в панели инструментов. В любой модели должны быть как минимум по одному элементарному блоку: Create и Dispose. Наличие элементарного блока Process в моделях не является обязательным, но этот блок имитирует большинство вероятностных процессов в СМО и поэтому применяется чаще других блоков.
Рассмотрим процесс построения моделей в системе Arena на сравнительно несложных примерах.
Пример 3.1. Модель СМО генератор – очередь - устройство
Информационная система (ИС), представлена в формализованном виде системой массового обслуживания «Генератор транзактов – очередь – устройство». Структурная схема примера представлена на рис 3.2.


Равномерный Неограниченной Равномерный Решённые
закон, 10±6 длины закон, 9±5 задачи
Завершить моделирование после решения 201 задач
Рис.3.2. Структурная схема ИС примера 3.1
Для построения модели переносим требуемые элементы с панели инструментов на рабочее поле. Модель СМО примера 3.1, построенная в системе Arena Simulation, представлена на рис. 3.3.

Рис. 3.3. Модель СМО примера 3.1 в системе Arena
Для запуска симуляциинажимаем на клавишу Run в контекстном меню. Затем выбираем символ Setup. Вводим Dispose 2.NumberOut = 201 в поле «Terminating condition» (условие окончания), что означает завершение моделирования после решения 201 задачи.
На стандартной панели инструментов нажимаем на символ Play, тем самым запуская симуляцию. В процессе моделирования можно отслеживать изменение состояния модели на рабочем поле. После завершения процесса моделирования модель будет иметь вид, представленный на рис.3.4.

Рис.3.4. Графическое представление модели по завершении моделирования
Пример 3.2. Модель СМО М/М/10
Класс персональных компьютеров (ПК), в формализованном виде представляется системой массового обслуживания «Генератор транзактов – очередь – устройства».Структурная схема примера представлена на рис.3.5.


PK1


PK2
BUF
GT
Решённые
задачи

Экспоненциальный Неограни- Экспоненциальный
закон, среднее 100 ченной длины закон, среднее 90
.
.
PK10
.


Завершить моделирование после решения 120 задач
Рис.3.5. Структурная схема СМО М/М/10
Аналогично примеру 3.1 строим модель примера 3.2.
Ключевым моментом в задаче является выбор устройств с равной вероятностью. Это реализуется с помощью блока Decide как это показано на рис. 3.6.

Рис.3.6. Реализация равновероятностного выбора устройств. Вероятность задаётся в процентах.
Структура модели представлена на рис. 3.7.


Рис.3.7. Структура модели М/М/10


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.