Конспект лекций по предмету "Хирургия"


План лекции

1. Понятие внутрибольничной инфекции и роль микробной флоры в развитии гнойной инфекции.
2. Входные ворота и пути проникновения хирургической инфекции в рану.
3. Антисептика и ее виды.
4. Основные группы химических антисептиков.

Хирургические операции представляют большую опасность, прежде всего, в связи с угрозой инфицирования и последующим нагноением операционных ран, развитием сепсиса и других тяжелых осложнений. До середины прошлого века, когда причины инфицирования ран были неизвестны, а методы профилактики не были разработаны, около 80% прооперированных больных умирали от развития гнойных послеоперационных осложнений.
После того как в 1863 году Луи Пастер открыл причины гниения и брожения, началось бурное развитие микробиологии и хирургии, быстро накопились наблюдения, позволяющие утверждать, что причиной многих раневых осложнений являются микробы.
Первое фундаментальное исследование возбудителей гнойной инфекции было проведено Робертом Кохом в 1878 году. Он установил, что нагноение ран вызывают микробы аэробы (стафилококки, стрептококки, протей и т.д.) и анаэробы (палочка столбняка) и др. Некоторые из них имеют споровые формы, которые не погибают даже под воздействием высокой температуры.
Развитие заболеваний и гнилостных осложнений зависит от следующих условий:
- общего состояния больного;
- его возраста;
- различных отягощающих факторов (сахарный диабет, туберкулез, онкологические процессы, аллергия);
- особенностей входных ворот для инфекции (наличие питательной среды, отсутствие или наличие доступа кислорода);
- вирулентности и дозы микробов.
Основоположником этой системы явился английский хирург Листер, который в 1867 году, основываясь на трудах Пастера, предложил использовать для уничтожения микробов на всем том, что соприкасается с раной, 5% раствор карболовой кислоты и назвал этот метод антисептикой. Вначале результаты были прекрасными. Но через несколько лет в печати появились сообщения о токсичности карболовой кислоты и неблагоприятном воздействии ее на обслуживающий персонал.
В связи с этим продолжалась разработка более совершенных методов предупреждения инфицирования ран. В 1890 году немецкий хирург Бергман предложил использовать для этих целей высокую температуру кипящей воды и пара и назвал этот метод асептикой. Вначале этот метод использовался только один (без антисептики), но затем хирурги поняли, что отказ от антисептики совершенно не оправдан.
С развитием химии появились новые менее токсичные антисептики, что привело к созданию такой системы работы в хирургии, при которой асептика широко сочетается с использованием различных антисептических препаратов.
Входными воротами для микробов могут быть как большие разможженные раны, так и микроссадины, царапины. Следует считать правилом, что любое повреждение кожи это входные ворота для инфекции, поэтому обработка любой раны является обязательной.
Хирургическая инфекция может проникнуть в рану двумя путями: эндогенным и экзогенным.
Эндогенный путь связан с проникновением в хирургическую рану инфекции уже имеющейся в организме больного. Операционная травма ослабляя защитные силы больного, может способствовать обострению уже имеющегося гнойно-воспалительного заболевания и распространению инфекции на область оперативного вмешательства, что вызывает нагноение раны:
Пути распространения эндогенной инфекции:
- гематогенный – по кровеносным сосудам с током крови.
- лимфогенный – наиболее частый, при котором инфекция попадает в зонд операции на лимфатические капилляры.
- контактный – проникновение инфекции в рану непосредственно из окружающих тканей и органов, пораженных инфекцией.
Профилактика эндогенной инфекции более сложна, что зависит от диагностических возможностей медицинского учреждения, наличия времени для тщательного обследования больного и ликвидация (санации) гнойного очага или профилактики ее распространения. Для этой цели применяют лекарственные препараты, антибиотики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.