Конспект лекций по предмету "Криминалогия"


Ситуация в механизме совершения конкретного преступления

В причинном комплексе совершения конкретного преступления роль криминогенной ситуации весьма значима. Под криминогенной ситуацией понимается событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление.
Иначе говоря, это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливающих его намерение и решимость совершить уголовно наказуемые (умышленные или неосторожные) деяния.
Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным "спутником". Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.
По источникам возникновения криминогенные ситуации можно разделить на заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; создаваемые потерпевшими от преступлений; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайныx обстоятельств (см. рис. 6.3).

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
┌┤Классификация криминогенных ситуаций (по источнику возникновения)├┐
│└─────────────────────────────────────────────────────────────────┘│
┌─┴──────────────┐ ┌───────────┐ ┌────────────────────────────────┴─┐
│Созданные людьми│ │ Смешанные │ │ Вызванные естественными силами │
│ ├──_│ │_──┤природы, неблагоприятным стечением│
│ │ │ │ │ обстоятельств │
└───────┬──────┬─┘ └───────────┘ └──────────────────────────────────┘
│ └────────────────────────────────────────┐
­ ­
┌────────────────┐ ┌───────────┐ ┌──────────────────────────────────┐
│ Созданные │ │ Созданные │ │ Созданные иными людьми, в том │
│ преступником │ │ обоюдными │ │ числе потерпевшими, │
│ ├──_│действиями │_──┤ виктимологические ситуации │
│ │ │преступника│ │ │
│ │ │ и жертвы │ │ │
└───────┬────────┘ └─────┬─────┘ └───────────────────────────┬──────┘
│ ­ │
│ ┌─────────────────────────────────────────────┐ │
└───_│ Неправомерными и аномальными действиями │_────┘
└─────────────────────┬───────────────────────┘
­
┌─────────────────────────────────────────────┐
│ Правомерными действиями │
└─────────────────────────────────────────────┘

Рис. 6.3.

Другими основаниями классификации криминогенных ситуаций могут быть: время их возникновения (кратковременные, возникающие в момент совершения преступления, и длительные, возникающие задолго до преступления); пространственная распространенность (общие и локальные); их содержание (проблемные, конфликтные, экстремальные); характер воздействия (провоцирующий, сопутствующий, соблюдающий, разряжающий, затрудняющий) (см. рис. 6.4).

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Классификация криминогенных ситуаций │
│ (по пространственно-временным рамкам, уровню, содержанию и характеру │
│ воздействия на оказавшееся в такой ситуации лицо) │
└───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘
┌───────────────────┐ │ ┌──────────────────┐
│ Кратковременные ├─────┐ │ ┌───────┤Распространяющиеся│
│(возникшие в момент│ ┌───┴───────┐ │ ┌──────┴────┐ │ на обширную │
│ преступления) │ │ По времени│ │ │ По │ │территорию (общие)│
└───────────────────┘ │возникнове-│ │ │пространст-│ └──────────────────┘
┌───────────────────┐ │ ния ├─┼─┤ венной │ ┌──────────────────┐
│ Длительные │ │ │ │ │распростра-│ │Концентрирующиеся │
│(возникшие задолго │ └───┬───────┘ │ │ ненности │ │на ограниченной│
│ до преступления) ├─────┘ │ └──────┬────┘ │территории │
└───────────────────┘ │ └───────┤(локальные) │
┌───────────────────┐ │ └──────────────────┘
│ Затрагивающие ├─────┐ │
│только данное лицо │ ┌───┴───────┐ │ ┌───────────┐ ┌──────────────────┐
└───────────────────┘ │ По уровню │ │ │ По ├──┤ Проблемные │
┌───────────────────┐ │ действия ├─┼─┤ содержанию│ └──────────────────┘
│ Касающиеся многих │ └───┬───────┘ │ └──────┬──┬─┘ ┌──────────────────┐
│ лиц ├─────┘ │ │ └────┤ Конфликтные │
└───────────────────┘ │ │ └──────────────────┘
┌───────────────────┐ │ │ ┌──────────────────┐
│ Провоцирующие ├─────┐ │ └───────┤ Экстремальные │
└───────────────────┘ ┌───┴───────┐ │ └──────────────────┘
┌───────────────────┐ │ │ │
│ Сопутствующие ├─┤ │ │
└───────────────────┘ │ По │ │
┌───────────────────┐ │ характеру │ │
│ Соблазняющие ├─┤воздействия├─┘
└───────────────────┘ │ на │
┌───────────────────┐ │ виновного │
│ Разряжающие ├─┤ │
└───────────────────┘ │ │
┌───────────────────┐ └───┬───────┘
│ Затрудняющие ├─────┘
└───────────────────┘

Рис. 6.4.

Любая криминогенная ситуация по своему содержанию объективна, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства, способствующие совершению преступления (например, недостатки в охране объектов собственности, сложности дорожного движения, виктимное поведение потерпевшего и т.п.). Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий совершения конкретных преступлений.
Будучи объективной, криминогенная ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью. При этом такое восприятие зависит от нравственно-психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации.
Однако следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение, безусловно, принадлежит конкретному человеку с его системой взглядов, наклонностей и стремлений.
Своевременное обнаружение криминогенных ситуаций и принятие мер к их ликвидации имеют важное значение в предупреждении преступлений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.