Конспект лекций по предмету "Теория организации"


Элементы процесса организации

Организация как процесс состоит из ряда стадий (подпро­цессов), которые реализуются в организационной деятельно­сти. На вопрос, «На какие элементы распределяется процесс организации?» Г. Эмерсон ответил так: «Для успешного выполнения какой-либо работы нужно иметь:
1) определенный план или идеал;
2) организацию такого характера, которая способна до­стигнуть и выполнить требования идеала;
3) наличие людей, материалов, машин и механизмов, которые дают возможность организации достигнуть и выполнить задания;
4) компетентных руководителей, которые заставят органи­зацию при наличии указанных людей и средств достиг­нуть поставленного идеала» [Эмерсон, 1931. С. 21].
Развивая эти положения, один из ведущих пропагандистов научной организации труда П. Керженцев в книге «Принци­пы организации» выделил и сформулировал семь элементов процесса организации [Керженцев, 1968. С. 35].
1. Цель (в чем состоит цель или задание работы?).
2. Тип организации (какая форма организации является наиболее подходящей для выполнения намеченной ра­боты?).
3. Методы (какими организационными методами можно добиться намеченной цели?).
4. Люди (с помощью каких лиц и при использовании ка­кой людской силы будет производиться работа?).
5. Материальные средства (какие материалы нужны для выполнения работы? Какие орудия нужно применять для обработки материала по намеченным методам?).
6. Время (в течение какого времени работа может и долж­на быть выполнена? Сколько времени потребуется на выполнение каждой отдельной операции? В какой по­следовательности должны быть проведены все опера­ции, на которые можно расчленить данную работу?).
7. Контроль (каким образом вести учет работы и органи­зовать действенный контроль за ее выполнением?).
Системный подход основан на положении, что любая ПХС как объект управления представляет собой социотехническую систему, состоящую из взаимосвязанных частей и переменных различной природы и входящую в состав более крупной си­стемы — общества. Таким образом, предприятия, учреждения, организации и т. п. — это социальные системы, которые орга­низованы для достижения определенной цели. Достижение этой цели является одновременно исполнением одной из фун­кций еще более широкой системы — общества. Отсюда вытекает, что при организации процесса реализации общесистем­ных целей необходимо знать характер отношений между час­тями системы и интегрировать отдельные части и функции в единую систему, все элементы которой способствуют достиже­нию общесистемных целей.
Эволюция организационных структур от линейных до про­граммно-целевых отражает реализацию системного подхода к функции организации. Сущность такого явления состоит в том, что в окружающем мире нет полностью идентичных объектов в силу разнообразия внешнего окружения и внутрен­него развития объектов. Отсюда и организационные структу­ры так же разнообразны, как и организационные системы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.