Конспект лекций по предмету "Теория организации"


Закон развития

В результате организационных процессов в системах раз­личной природы происходят постоянные изменения; системы находятся в динамическом режиме — развитии. Вся природа участвует в этом процессе, изобретает соответствующие скла­дывающимся условиям новые формы организации, новые спо­собы действия, а механизмы отбора по определенным прави­лам отсеивают те формы организации, которые не отвечают «гармонии сегодняшнего дня», равновесию систем. В резуль­тате конкурентной борьбы элементов системы за ресурсы, ко­торые обеспечивают равновесие всей системы, часть элемен­тов неизбежно гибнет и замещается зарождающимися новы­ми, более соответствующими сложившимся условиям.
Всякая система в реальной среде подвержена случайным отклонениям от равновесия, и если она находится в неустой­чивом состоянии, то из-за взаимодействия с внешней средой эти колебания усиливаются и в конце концов приводят к лик­видации прежних порядка и структуры. Этот деструктивный аспект дополняется затем конструктивным, состоящим в том, что в результате взаимодействия элементы старой системы приходят к согласованному поведению, вследствие чего в си­стеме возникают кооперативные процессы и спонтанно фор­мируются новый порядок и новое равновесие.
Формирование и развитие новых структур непосредствен­но связаны с действием случайных факторов. Мысль о том, что без случайного невозможно появление нового, высказанная в форме догадки еще античным философом Демокритом, нашла подтверждение в синергетике, теории механизма отбора. Развитие — это накопление изменений, а началом любого развития служат случайные изменения, которые постепенно приводят к неустойчивости системы. В результате воздействия большего числа случайных факторов в открытых неравновесных системах происходит их взаимное согласование, возникают процессы, сопровождающиеся взаимодействием элементов вновь образующейся структуры. По какому пути пойдет дальнейшая эволюция, какая альтернатива будет выбрана системой, во многом зависит от случайных факторов и внутреннего состояния системы.
Механизм развития обусловлен самоорганизацией и механизмом отбора, условия которого не остаются постоянными.
В обыденном сознании понятие «развитие» ассоциируется с улучшением состояния системы. Однако направления развития могут быть различными. Возможно прогрессивное развитие систем — переход от низшего к высшему уровню, от прост к сложному, от менее совершенного — к более совершенному и регрессивное — обратное движение.
Переход от низшего уровня к более высокому не означает повышения упорядоченности или устойчивости: нет ничего устойчивее атомного уровня — атомов низших порядков номеров, а упорядоченность кристалла максимальна. Переход к следующему уровню — это прежде всего усложнение связей со средой. С переходом к более высокому структурному уровню система оказывается в более сложной среде.
Объективным критерием усложнения структуры как следствия перехода к более высокому уровню является соотношения системы и среды. Усложнение выражается в увеличении границы соприкосновения со средой. Чем прогрессивнее система (стоит на более высоком иерархическом уровне), тем разнообразнее ее связи с внешней средой. Количественной мерой прогресса служит информация, заключенная в структуре си темы. Количество информации, приобретаемой в результате прогрессивного преобразования, равно количеству неопределенности, которое при этом уничтожается. В молекуле больше информации, чем в атоме, в клетке — больше, чем в молекуле, в организме — больше, чем в клетке, и т. д.
В отличие от прогресса регресс характеризуется уменьшением разнообразия, т. е. уменьшением количества информации.
Прогресс и регресс — диалектически взаимосвязанные процессы. Одного нет без другого. Прогресс и регресс — это составляющие процесса развития, обеспечивающего эволюцию систем, их качественную определенность и изменение окружающего мира.
Суть закона развития — непрерывные изменения систем, обусловливающие их переход с одного уровня иерархии на другой и появление новых эмерджентных свойств.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.