Конспект лекций по предмету "Психология семейных отношений"


Искусство прощать и искусство принимать прощение

Процесс прощения. Единственное описание процесса прощения приводит Р. Энрайт. В его гипотезе описаны стадии продвижения к прощению, которые не являются жесткими, что позволяет включиться в процесс прощения на любой из них, и необязательно проходить их все. Можно также повторить некоторые стадии неоднократно.
Стадии процесса прощения.
Фаза открытия:
1. Осмысление психологической защиты, признаков факта, что обида имеет место.
2. Признание наличия гнева с целью избавления от него.
3. Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.
4. Осознание затраты эмоциональной энергии на переживание обиды.
5. Осознание личной вовлеченности в когнитивную «репетицию» обиды (постоянные мысли о ней).
6. Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обидчиком.
7. Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире.
Фаза принятия решения:
1. Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от обиды не работают.
2. Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор.
3. Готовность простить обидчика.
Фаза действий:
1. Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью промеривания на себя различных ролей («влезть в шкуру обидчика»).
2. Эмпатия по отношению к обидчику.
3. Осознание своего собственного сочувствия к обидчику.
4. «Поглощение» боли.
Фаза результата:
1. Нахождение личностного смысла для себя и других в прощении.
2. Понимание собственной потребности в прощении со стороны других и в прошлом.
3. Понимание того факта, что человек не изолирован от других. Многие были в похожих ситуациях.
4. Понимание того, что пережитая обида может изменить жизнь.
5. Осознание уменьшения негативных чувств и роста позитивных чувств в отношении обидчика.
При кратком рассмотрении этого процесса расчет идет на то, что индивид в первой фазе должен проявлять открытость, так как его задача — быть честным перед собой. Главная задача обиженного — сознавать, что он обиделся и что есть последствия этой обиды. Обиженный человек осознает психологические защиты (отречение, подавление чувств), которыми он пользовался, чтобы защитить себя от боли обиды. Но боль часто выходит наружу, что ведет к появлению гнева и зла. Также происходит осознание, что вся эмоциональная и когнитивная энергия тратится на переживание травмирующей ситуации.
Переживание — это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни. Пережить — значит перенести какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство или состояние. Переживание состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, то есть обеспечение смыслом бытия*. Например, мужчине, от которого ушла жена и образовала новую семью, больно представлять себе, как она теперь счастлива. Для данного мужчины идет восстановительная работа, он переживает, испытывает обиду и гнев. Но настанет момент (4-я стадия), когда он поймет, что эта обида может изменить ею жизнь в отрицательную сторону. Все это осознание приводит к экзистенциональному кризису, сомнению в наличии справедливости.
На фазе действия происходит пересмотр индивидом своих взглядов и стремлений к пониманию ситуации обидчика и действующих на него стрессов, что позволяет более полно понять его поведение. Происходит реформация — процесс рассмотрения обидчика в каком-то определенном контексте, учитывая его предысторию, возможность того, что он находится под каким-либо давлением. Это делается не для извинения или оправдания обидчика, не для забывания или искажения обиды, а для более ясного понимания дела. Эта реформация приводит к эмпатии. Эмпатия есть аффективная сторона когнитивной реформации, так как прощающий чувствует то, что чувствует обидчик. После этого появляется сострадание, которое делает более возможными и принятие боли, и само прощение. Эмпатия и сострадание — эмоциональные компоненты пересмотра взглядов, мы чувствуем его боль и смягчаемся. Причем важно не находить оправданий обидчику, так как каждый ответственен за свои поступки.
В фазе результата экзистенциональная рефлексия может привести жертву к пониманию того, что и сама обида, и продвижение в сторону примирения имеют глубоко позитивное значение для людей. Например, женщина после развода с мужем пришла к выводу, что стала более независима, а прощение выступило как поддержка отношений с детьми. Человек находит новые цели в жизни из-за перенесенной обиды, в этом есть экзистенциальное значение обиды и процесса прощения: он развивает новую цель в жизни. Прощающий осознает несовершенство свое и других. Это приводит к скромности и осторожности в суждении о других. Как только прощающий почувствует некоторое понижение негативных аффектов, это будет указывать на наступление прощения.
Процесс принятия прощения. Феномен прощения и сама обида проявляются в межличностных (супружеских) отношениях, то есть в процесс вовлечены двое (как минимум) — обидчик и жертва. Чаще всего это конфликтные ситуации, в которых конфликтующие являются взаимоважными друг для друга. Обидчик может тоже испытывать дискомфорт и сожаление от содеянного, и это чувство вины, возможно, изменит его жизнь, став тяжким грузом.
Стадии процесса получения прощения.
Фаза осознания ситуации:
1. Формальное отрицание, но внутреннее признание своего поступка.
2. Возникновение чувства вины (в силу нарушенной справедливости).
3. Стыд — ощущение того, что другие осуждают и отвергают.
4. Осознание катарсиса.
5. Осознание когнитивного репетирования.
6. Сравнение себя с обиженной, сравнение взаимоотношений до и после обиды.
7. Понимание последствий и значения пережитого для обиженного.
8. Осознание того, что самовосприятие изменилось в худшую сторону (повышение уровня самокритичности, снижение самоуважения).
Фаза принятия решения:
1. Понимание, что нужно изменить свои взаимоотношения с жертвой.
2. Желание получить прощение. Принесение извинений в попытке загладить ущерб.
3. Понимание, что прощение — это готовность терпеливо ждать этот дар.
Фаза действий:
1. Пересмотр своего понимания другого, осознаниетого, что он нуждается во времени, чтобы простить.
2. Эмпатия по отношению к жертве.
3. Проявление сострадания.
4. Принятие боли: готовность терпеть гнев обиженного и трудности своего пути к прошению.
Фаза результата:
1. Нахождение смысла в страдании.
2. Осознание, что простил других.
3. Понимание, что не одинок и что все оказывались в подобных ситуациях.
4. Нахождение новой цели (как впредь жить иначе).
5. Освобождение от чувства вины, проявление чувства благодарности к другому.
6. Примирение.
Процессы дарования и получения прощения тесно связаны. Сравнивая процессы прощения и его принятия, обнаруживается разница в том, что в первой фазе этих процессов обиженный переоценивает существующую справедливость, а обидчик переоценивает себя самого.
Эффект получения прощения выражается в:
□ улучшении отношений с обиженным,
□ ослаблении самоугнетения,
□ улучшении мнения об обиженном,
□ положительных внутренних и моральных изменениях.
В исследованиях Р. Энрайта прощение оценивалось по собственному мнению испытуемых о степени превозмогания отрицательных и выработке позитивных мыслей, эмоций и поведения в отношении обидчика.
Также в его работе приведены данные о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испытывает глубокую обиду в важных для его развития отношениях (со сверстниками, семьей и т. д.). Данные других авторов подтверждают, что прощение связано не только с отсутствием депрессии и тревожности, но и с другими позитивными характеристиками, такими как самоуважение и самооценка.
Один из экспериментов был поставлен со студентами, лишенными родительской любви в детстве, им читалась лекция о прощении и предлагалось пройти фазы прощения. Результаты показали рост готовности прощать, самоуважения, снижение тревожности и положительное отношение к родителям. Значит, прохождение фаз прощения ведет не только к достижению более высоких фаз, но и к улучшению психического состояния.
Стремление получить прощение и его получение благоприятно влияют на обидчика, снижая самоугнетение виной, и влекут положительные внутренние и моральные изменения.
Таким образом, феномен прощения и сама обида проявляются в браке, при этом супруги — обидчик и жертва — вовлечены во взаимоважные отношения.
Прощение — нравственный акт, исцеляющий боль межличностных обид, включающий готовность к примирению, преодоление негативных аффектов и суждений по отношению к обидчику, задействующий аффективную, когнитивную и поведенческую сферы и являющийся свободным выбором личности. Как ни сложно перевернуть страницу в супружеских отношениях и позволить супругу начать с чистого листа, еще сложнее никогда не делать этого.
Прощение — сложный процесс, требующий сил и энергии и дарующий ценное исцеление от обид, вредно воздействующих на психическое и физическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии и избавит нас от несения тяжких мук обид через всю жизнь.
И обиженный и обидчик выигрывают от искреннего прощения, дарованного с любовью и принятого со смирением. Но нельзя принудить человека проявить милосердие — нужно способствовать пониманию того, что представляет собой прощение, и поощрять его в семейной практике.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1.Охарактеризуйте динамику развития отношений в брачной паре.
2.Раскройте содержание профилактики супружеских конфликтов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. 1991. №4. С. 74-82.
Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношении. М., 19.S7.
Антонов А., Медков Д. Социология семьи. М., 1996.
Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии. 1989. №1 С. 92—101.
Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные психологические труды. М., 1995.
Бодалев А, А., Столин В. В. О задачах в области научного психологическою обеспечения службы семьи. / Семья и формирование личности. Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
Виртуальный сервер Дмитрия Галковского http:\koi.samisdat.ru/ 3/31 l-743.1itm
Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей. М., 1997.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. Минск, 1988.
Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности. //Вопросы психологии. 1989. №2. С. 98—102.
Волкова А. П. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости. / Психология общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1989.
Волкова А. П., Трапезникова Т. М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. //Вопросы психологии. 1985. №5.С. 110-116.
Гасни Э. А. Психология прошения. // Вопросы психологии. 1999. №4,
Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. 1991. №4,
Гурко Т. А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. //Социологические исследования. 1993. С. 58-74.
Захаров А. И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. 1981. №3. С. 58—68.
Зотова О. И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. // Методология и методы социальной психологии, М., 1987. С. 173-178.
Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. // Вопросы психологии. 1983. №3. С. 83—89.
Карцева Т. Б. Изучение индивидуально-личностных особенностей членов дружеских пар. // Психологический журнал. 1981. Т. 2. №5. С. 164-166.
Карцева Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. // Психологический журнал. 1988. Т. 9. №5. С. 123—129.
Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.
Красовский В. П. Анализ брачных отношений (самооценка и требования к партнеру). //Вопросы психологии. 1993. №5. С. 56-59.
Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.
Кузнецов Л. В. Успешность совместной деятельности и эффективность межличностного восприятия. // Вестник МГУ, сер. 14, психология. 1986. №1. С. 67—68.
Левкович В. П., Зуськова О. Э. Meтодика диагностики супружеских отношений.// Вопросы психологии. 1987. №4. С. 92—101.
МеньА. Прощеное воскресенье. М., 1991.
Меньшутин В. В. Помощь молодой семье. М., 1987.
Навайтис Г. А. Семья и психолог. Калининград, 1996.
Навайтис Г. А. Семья в психологическом консультировании. Калининград, 1999.
Обозов П. П. Психология межлнчностных отношений. Киев, 1990.
Обозов Н. П., Обозова А. П. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 1984. №2 С. 98-101.
Ошо «Оранжевая книга». М., 1999.
Пафман Э. А. Нравственно-психологический климат семьи. М.,1983.
Питер Д., Ракман С. Прошение: теологические исследования, http: www.baptist.dp.ua/bbv/006jan99/ts05_forgiveness.htm
Прошение: концепция развития. // Психологическая газета, № 2 (29) 1997.
Прощение, http: //nl.sibinfo/ru/prayer/forgiveness.htm
Психологический словарь. Под. общ. ред. А. В. Петровского и А. Г. Ярошевского. М., 1990.
Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. СПб., 1994.
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.,1988.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.
Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1993. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. М., 1981.
Филюкова Л. Ф. Современная молодая семья. М., 1993.
Харли Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 1992.
Хей Луиза. Как исцелить свою жизнь. М., 1988.
Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
Энрайт Р. Духовное развитие прощения. М., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.